Дело №5-1277/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
** *** 2015 года город Псков
Резолютивная часть оглашена ** *** 2015.
Судья Псковского городского суда Григорьева С.А.
при секретаре Полозовой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТ ПЛЮС» (далее – ООО «ЦЕНТ ПЛЮС»), юридический адрес: <данные изъяты>, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
** *** 2015 в 14.20 часов ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» в магазине, расположенном по адресу: <данные изъяты>, в нарушение п.1 ст.26 Федерального Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", осуществлялась реализация алкогольной продукции: водки «С.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2013, водки «Р.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2014, маркированной поддельными федеральными специальными марками. Своими действиями ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.
В судебном заседании директор ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» Сеидов А. представители Василёк С. и Ульянова О. пояснили, что обнаруженная ** *** 2015 в магазине алкогольная продукция закуплена у постоянного поставщика, к которому ранее каких-либо претензий не было. Товар поступил в магазин ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» ** *** 2015, а ** *** 2015 заместитель директора оформляла поступление товара в торговый зал, при этом визуально осматривала продукцию, отставляя в сторону товар, который вызвал сомнение, однако вернуть отобранную продукцию поставщику они не успели. Товар еще не находился на реализации.
Выслушав законного представителя и представителей ООО «ЦЕНТ ПЛЮС», исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 4 ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Порядок розничной продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации установлен Федеральным Законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В силу п.2 ст.12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" установлено, что изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что за правильность нанесения и за подлинность ФСМ несут ответственность собственники алкогольной продукции, осуществляющие, в том числе, и ее розничную продажу.
Статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ запрещен оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с маркировкой поддельными марками.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (ст.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В силу положений ч.1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что ** *** 2015 в 14.20 часов сотрудником ООПАЗ УМВД России по Псковской области П.А. в связи с сообщением о нарушении правил продажи алкогольной продукции, произведен осмотр магазина ООО «ЦЕНТ ПЛЮС», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В ходе осмотра обнаружена следующая, с признаками поддельности, определяемыми визуальным способом алкогольная продукция:
- водка «Л.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2015, в количестве 9 бутылок;
- водка «С.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2013, в количестве 12 бутылок;
- водка «Р.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2014, в количестве 55 бутылок.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра места происшествия от **.**.2015, в соответствии со ст. 27.1 и ст. 27.10 КоАП РФ произведено изъятие вышеперечисленной алкогольной продукции, ценников на неё и сопроводительных документов.
** *** 2015 года ст.инспектором ООПАЗ УОООП УМВД России по Псковской области Г.Е. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 23).
Согласно заключению эксперта ЭКЦ УМВД России по Псковской области №** от **.**.2015, изъятая **.**.2015 в магазине ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» алкогольная продукция – водка «Р.» с серийными номерами «*******» и «*******» и водка «С.» с серийными номерами «*******» и «*******» маркирована поддельными федеральными специальными марками, изготовленными не ФГУП Гознака. Изображения надписи, обозначающей предельную вместимость используемой тары, код марки и нумерации в виде двухмерного штрихового кода выполнены способом плоской офсетной печати с электрофотографических печатных форм. Остальные изображения выполнены способом плоской офсетной печати с растрированных печатных форм (л.д. 38-44).
** *** 2015 постановлением инспектора по о/п ООПАЗ УОООП УМВД России по Псковской области Г.Е. производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.14.16 КоАП РФ прекращено, ** *** 2015 материалы проверки направлены руководителю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ (л.д. 18).
** *** 2015, в связи с выявленным нарушением, главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу в отношении ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса, сомнений не вызывают.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что данные о нарушении юридическим лицом ООО "ЦЕНТ ПЛЮС" требований Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обсуждая вопрос о наличии вины ООО «ЦЕНТ ПЛЮС», судья исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.
Из смысла ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена в форме как прямого, так и косвенного умысла.
В данном случае имеет место косвенный умысел, поскольку юридическое лицо, осуществляя торговую деятельность, не имело прямого умысла на розничную продажу алкогольной продукции с ФСМ, не соответствующими образцам федеральных специальных марок, но обязано было предвидеть возможность получения при поставке алкогольной продукции ее несоответствия установленным требованиям, в том числе и использование ФСМ неустановленного образца.
Достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований Федерального закона N 171-ФЗ, судье не представлено.
Доводы представителей ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» о том, что алкогольная продукция, маркированная поддельными ФСМ, еще не поступила в реализацию, с учетом изъятых ценников, а также имеющихся в материалах дела письменных объяснений директора ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» Сеидов А. от **.**.2015 о частичной реализации продукции (л.д.24), судья не принимает.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Оснований для освобождения ООО «ЦЕНТ ПЛЮС» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении продавца к реализуемой алкогольной продукции, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
Решая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Судья, учитывая установленные конкретные обстоятельства, проанализированные выше, принимая во внимание значительность минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, характер совершенного правонарушения и его последствия: отсутствие общественно-опасных последствий; в обороте юридического лица находилось незначительное количество алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ, завезенной за день до ее обнаружения; юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, полагает возможным в данном случае применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенное должностным лицом наказание в виде административного штрафа до 100 000 рублей, что соотносится с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов, и в полной мере отвечает предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений юридическим лицом в сфере противопожарного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или направлению на уничтожение.
При этом согласно п.1 ч.1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Поскольку, согласно экспертному заключению федеральные специальные марки водки «Л.» изготовлены на производстве ФГУП Гознака, данная продукция подлежит возврату собственнику - ООО «ЦЕНТ ПЛЮС».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью "ЦЕНТ ПЛЮС" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по г. Санкт-Петербургу (отдел №14, МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, л/с 04721 W00750), ИНН 7840420941, КПП 784101001, р/с 40101810200000010001 в Северо-Западном ГУ Банка России, БИК 044030001, ОКТМО 40910000, КБК 160 1 16 08010 01 6000 140, назначение платежа: штраф по постановлению суда № 5-1277/2015.
Изъятую из оборота алкогольную продукцию: водку «С.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2013, в количестве 10 бутылок; водку «Р.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2014, в количестве 53 бутылок, находящуюся на хранении в УМВД России по Псковской области, уничтожить.
Изъятую алкогольную продукцию водку «Л.», емкостью 0,5 л., дата розлива **.**.2015, в количестве 7 бутылок, находящуюся на хранении в УМВД России по Псковской области, по вступлению постановления в законную силу вернуть собственнику ООО «ЦЕНТ ПЛЮС».
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Григорьева С.А.
Разъяснить привлеченному к административной ответственности лицу:
- в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
- в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.