РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
27 июля 2021 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., с участием прокурора Деминой В.В., при секретаре Зининой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Горбачевой ФИО9, Пудовкиной ФИО8 об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, по встречному иску Горбачевой ФИО10, Пудовкиной ФИО11 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что распоряжением первого Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2015 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № принято решение изъять для муниципальных земельный участок, находящийся по адресу : <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу : <адрес>, жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу : <адрес> зарегистрированы : Горбачева Л.Д., Пудовкина О.А..
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ Горбачева Л.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. <данные изъяты>., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу : <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному <данные изъяты> итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 569 793 руб.
В соответствии с вышеуказанным отчетом от ДД.ММ.ГГГГ.Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое имущество для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара поддержала Копылова Ю.В. и просила изъять жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес>, путем выкупа Горбачевой Л.Д., в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 569 793 рубля. Прекратить право собственности Горбачевой Л.Д. на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> После выплаты денежной компенсации Горбачевой Л.Д. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> за муниципальным образованием г.о. Самара. Снять с регистрационного учета Горбачеву Л.Д., Пудовкину О.А. по адресу : <адрес>.
Представитель ответчиков Боярова С.М. и ответчик Пудовкина О.А. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку данной суммы недостаточно, чтобы приобрести другое благоустроенное жилье, ФИО2 является пожилым человеком, 1937 года рождения, и приобрести жилье она не сможет.
Ответчики Горбачева Л.Д. и Пудовкина О.А. обратились с встречными исковыми требованиями об обязании Департаменту управления имуществом г.о. Самары предоставить Горбачевой Л.Д. в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в черте <адрес>, отвечающее санитарным, техническим нормам, для проживания из двух человек, включая Пудовкину ФИО12.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Копылова Ю.В. возражала против удовлетворения встречных исковых требований, поскольку соответствии со ст. 32 ЖК РФ предусмотрено изъятия жилого помещения путем выкупа.
Представитель третьего лица У МВД России по г.Самаре извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара, встречные исковые требования Горбачевой Л.Д. и Пудовкиной О.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья, суд приходит к следующему.
Установлено, распоряжением первого Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ года» до 2015 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных земельный участок, находящийся по адресу : <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу : <адрес>, жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу : <адрес> зарегистрированы : Горбачева Л.Д., Пудовкина О.А., что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Горбачева Л.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>, основанием для регистрации права собственности является договор передачи квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. <данные изъяты>., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу : <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному <данные изъяты>», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 569 793 руб.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).
ДД.ММ.ГГГГ Горбачевой Л.Д. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. » Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома»
ДД.ММ.ГГГГ Горбачевой Л.Д. направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 569 793,00 руб..
В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.
Доводы истца о том, что жилое помещение взамен изымаемого не предлагалось, в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не изменяет установленной законом процедуры изъятия жилых помещений.
Поскольку Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственников, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о.Самара следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчиков с регистрационного учета также подлежат отклонению.
Встречные исковые требования Горбачевой Л.Д. и Пудовкиной О.А. об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Горбачевой ФИО13 в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты>., расположенное в черте г.Самары, отвечающее санитарным, техническим нормам, для проживания из двух человек, включая Пудовкину ФИО14, суд находит обоснованными подлежащими удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам, кроме того, суд учитывает, что жилой дом признан аварийным, не пригодным к проживанию и дальнейшее проживание в нем не безопасно для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░15, ░░░░░░░░░░ ░░░16 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░17, ░░░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░19 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░20.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.08.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.