К делу № 2-74/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2013 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Волковой Н.В.
при секретаре: Балакаревой Е.В.
с участием представителя истицы Галай Л.В. по доверенности Габдрахмановой Г.З.
с участием представителя Администрации МО « Майкопский район» Белоусова А.В.
с участием представителя Адинистрации МО «Тульское сельское поселение» по доверенности Тетерина Е.Г.
с участием представителя Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея» по доверенности Лотаковой З.Р.
с участием представителей Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности Долголенко О.В. и Шнаховой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Галай Лилии Владимировны к Администрации МО «Майкопский район» и Администрации МО « Тульское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Галай Лилия Владимировна обратилась в суд с иском к администрации МО « Тульское сельское поселение» о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.
Указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Майкопский район, пос. Тульский, ул. Виноградная, 30. На основании Постановления администрации Майкопского района от 12.01.2005 года № 1 ее дом признан не пригодным для проживания в связи с активизацией оползневых процессов в декабре 2004 года. Актом межведомственной комиссии МО «Майкопский район» от 20.08.2006 года названный дом был отнесен к категории непригодного для проживания. Распоряжением администрации МО «Майкопский район» № 1057 р от 24.10.2006 года она поставлена на учет с 14.09.2006 года в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи из трех человек: ее, супруга - Галай Павла Ивановича и сына - Галай Антона Павловича. Другого жилья у них нет. До сих пор жилье не предоставлено в нарушении требований действующего законодательства, в том числе ст. 57 ч.2 ЖК РФ.
Позднее Галай Л.В. изменила требования, включив в число ответчиков и администрацию МО «Майкопский район.(лд.27)
В судебное заседание Галай Л.В. не явилась.
Представитель Галай Л.В. по доверенности Габдрахманова Г.З. поддержала исковые требования, и просила обязать Администрацию МО «Майкопский район» предоставить Галай Л.В. вне очереди на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению в размере не менее 30,4 кв м. Пояснила, что Галай Л.В. является собственником дома № 30 по ул. Виноградной в пос. Тульском Майкопского района. Постановлением главы администрации Майкопского района от 12 января 2005 года « Об отселении граждан из жилых домов, непригодных для проживания» признаны непригодными жилые дома, в том числе дом Галай Л.В., расположенный в пос. Тульском по ул. Виноградной,30. Актом от 20 августа 2006 года межведомственная комиссия обследовала дом Галай Л.В.и отнесла его к категории- непригодный для проживания. Распоряжением № 1057р от 24.10.2006 года семья Галай Л.В., состоящая из трех человек была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что дом находится в зоне оползневых процессов и признан непригодным для проживания. Другого жилья у Галай нет. В силу ч.2 и ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления. До сих пор Галай Л.В. жильем не обеспечена, чем нарушаются ее права.
Представитель администрации МО «Тульское сельское поселение» по доверенности Тетерин Е. требования истицы не признал. Пояснил, что нормативные правовые акты администрации МО « Тульское сельское поселение» предусматривают и регулируют порядок предоставления жилых помещений, которые находятся в собственности муниципального образования. Договоры социального найма заключаются в отношении помещений, находящихся в муниципальном специализированном жилищном фонде, который в муниципальном образовании « Тульское сельское поселение» отсутствует. Основы деятельности органов местного самоуправления регулируются ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая позволяет органам местного самоуправления предоставлять жилье только малоимущим гражданам. Галай Л.В. к ним не относится. Согласно учетному делу Галай Л.В. была поставлена на учет администрацией Майкопского района в соответствии со ст. 52 ЖК РФ. Эта статья предусматривает постановку на учет граждан, относящихся к категориям, указанным в ст. 49 ЖК РФ. Полагает, что поскольку Галай Л.В. не была признана малоимущей, то жилое помещение ей должно быть предоставлено по договору социального найма не в соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ, а в соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ- ( жилищный фонд Российской Федерации или жилищный Фонд субъекта Российской Федерации).
Представитель администрации МО «Майкопский район» по доверенности Белоусов А.В. исковые требования не признал и пояснил, что администрация МО « Майкопский район» является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с ч.2 ст. 15.1 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация МО «Майкопский район» не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений категории граждан, к которой относится Галай Л.В. Администрация Майкопского района действительно признавала непригодным для проживания жилой дом Галай Л.В., и ставила ее на учет. Почему Галай Л.В. не попала в список лиц на получение жилищного сертификата, как лицо, дом которой пострадал от оползневых процессов, он не знает, возможно, не было оснований. Не ставить на учет Галай Л.В., как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, они не могли, но и предоставлять этой категории лиц жилье по социальному найму у них нет полномочий.
Представитель Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея по доверенности Лотакова З.Р. пояснила, что Управление отвечает за чрезвычайную ситуацию федерального значения. Оползневые процессы, в зону которых попал жилой дом Галай Л.В., начались в 2004 году. Ущерб по данной ЧС погашался за счет федерального бюджета, но документы собирались органами местного самоуправления и списки лиц пострадавших, направлялись администрацией Майкопского района. Многие граждане, в том числе с ул. Виноградной в пос.Тульском получили жилищные сертификаты. Почему семья Галай не была включена администрацией Майкопского района в список пострадавших, не знает. Та чрезвычайная ситуация давно завершена и включить Галай Л.В. в ту программу невозможно. Полагала, что Галай Л.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Представители Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности Долголенко О.В. и Шнахова И.С. пояснили, что к полномочиям их Министерства относится обеспечение жильем инвалидов, семей, в которых есть инвалиды, участников ВОВ и членов их семей. Галай Л.В. к этой категории лиц не относится.
Представитель Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указано, что в 2012 году представитель Министерства, будучи членом комиссии, участвовал в осмотре дома Галай Л.В., и было подтверждено заключение комиссии 2006 года о том, что дом непригоден для проживания. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года обеспечение жильем малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к полномочиям муниципального образования.
Представитель главного Управления МЧС России по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, однако в письменном заявлении изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на жилище ( ч.1 ст.40).
Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов, нуждающимся в жилище, а также в гарантированности неприкосновенности жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма, используют бюджетные средства и иные незапрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан. (ст. 2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, которыми признаются изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Общие требования к жилому помещению, а также порядок признания жилого помещения пригодным для проживания определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года.
Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и домов установленным в настоящем Положении требованиям.
По результатам оценки жилого помещения межведомственной комиссией может быть принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Пунктами 49,51,52 Положения закреплен порядок направления решений межведомственной комиссии в соответствующий орган власти. Так в случае признания жилого помещения непригодным для проживания соответствующее решение межведомственной комиссии направляется в орган местного самоуправления, который уполномочен принять решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Анализируя приведенное законодательство, суд считает, что конституционные нормы, а также требования жилищного законодательства возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом они предусматривают, что гражданам, нуждающимся в жилище, к числу которых относятся лица, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, оно предоставляется бесплатно из государственных или муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П реализуя конституционную обязанность в лице государственной или муниципальной власти в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилья федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит ( или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Согласно справки начальника отделения ТИ по Майкопскому району № 1125 от 3 октября 2012 года Галай Лилия Владимировна числится собственницей домовладения № 30 по ул. Виноградной в пос. Тульском Майкопского района на основании договора купли-продажи от 24.10.1997 года № 2213. На основании Постановления Администрации Майкопского района от 12.01.2005 года № 1 жилой дом по указанному адресу, признан непригодным для проживания в связи с активизацией оползневых процессов в декабре 2004 года. Другие объекты недвижимости за Галай Л.В. и супругом Галай П.И. в Майкопском районе не числятся.
Согласно Постановлению и.о. главы администрации Майкопского района от 12.01.2005 года № 1 в связи с активизацией оползневых процессов в декабре 2004 года в юго-восточной части п.Тульского и повреждением жилых домов, на основании актов межведомственной комиссии Майкопского района « Об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания» №№ 1-3 от 12 января 2005 года и в целях реализации мер по отселению граждан из оползневой зоны постановлено признать непригодными для проживания жилые дома усадебного типа в п.Тульском по адресу: ул.Виноградная № 30, ул.Виноградная,32, ул.Виноградная 34, ул.Виноградная 38\1 и 38\2 и т.д. Произвести отселение граждан из жилых домов, признанных непригодными к проживанию. Управлению экономики администрации района подготовить соответствующие документы для обращения в правительство РА с ходатайством о выделении финансовых средств администрации Майкопского района для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилья, в отселении из опасной зоны оползня и приобретения другого жилья.(лд.64)
Согласно заключению межведомственной комиссии, созданной в соответствии с Постановлением главы муниципального образования «Майкопский район» от 26.07.2006 года № 138 жилой дом по адресу: Майкопский район, пос.Тульский ул.Виноградная,30 отнесен к категории- непригодный для проживания. Необходимо произвести отселение жильцов из жилого дома, находящегося в опасной зоне под угрозой разрушения. Общая площадь дома 30,4 кв м., жилая- 26 кв м.(лд.10).
Согласно распоряжению главы администрации МО «Майкопский район» от 24.10.2006 года № 1057р семья Галай Л.В. с составом из 3 человек поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что семья Галай не была отселена из дома, признанного непригодным для проживания, и до сих пор жилое помещение этой семье предоставлено не было.
В список граждан Республики Адыгея Майкопского района на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате паводка в Майкопском районе с 1 по 10 декабря 2004 года, составленный главой Администрации Майкопского района, Галай Л.В. включена не была (лд.107). Представитель Администрации МО «Майкопский район» не смог пояснить в связи с чем в этот список вошли собственники домов № 32, № 34, № 38/1, № 38/2 по ул.Виноградной и не вошла собственник дома № 30-Галай Л.В.
Согласно акту обследования жилого дома № 30 по ул. Виноградной (дом Галай Л.В.) межведомственной комиссией от 17 февраля 2012 года оползневые процессы склонного участка, в границах которого находится жилой дом № 30 по ул. Виноградной в пос.Тульском, прогрессируют и следует отнести его к категории непригодной для проживания. Дом находится в опасной зоне под угрозой разрушения (лд.38).
Анализ исследованных судом доказательств, приводит суд к выводу о том, что Галай Л.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку дом Галай Л.В. непригоден для проживания. Ответчиками не предоставлено доказательств возможности и целесообразности капитального ремонта либо реконструкции дома.
Довод ответчиков о том, что Галай Л.В. не была признана в установленном порядке малоимущей, что не позволяет органу местного самоуправления предоставить жилье по договору социального найма, является не состоятельным, поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает это обстоятельство в качестве обязательного условия предоставления жилого помещения взамен пришедшего в непригодное для проживания состояние. Критерием обеспечения граждан жилыми помещениями при указанных обстоятельствах является признание жилого дома непригодным для проживания.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных прав относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Судом установлено, что Администрацией Майкопского района принималось решение о непригодности дома Галай Л.В. для проживания, и Администрацией Майкопского района Галай Л.В. была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилой площади. Администрация Майкопского района длительное время не исполняла требования жилищного законодательства по предоставлению Галай Л.В. жилого помещения по договору социального найма. В силу положений ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным требования Галай Л.В. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования « Майкопский район» по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма, а в удовлетворении требований к администрации МО «Тульское сельское поселение» отказывает.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования « Майкопский район» предоставить Галай Лилии Владимировне на семью из трех человек, включающую кроме нее Галай Павла Ивановича и Галай Антона Павловича по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в пос. Тульском Майкопского района по ул. Виноградной,30, не менее 30,4 кв. м., отвечающее санитарно-техническим требованиям.
В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Тульское сельское поселение» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2013 года.
Судья- подпись
Копия верна: Судья- Н.В.Волкова