УИД 10RS0011-01-2020-000289-15
(№12-145/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Касьянова О.А. на постановление старшего государственного инспектора ОР МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия № от 10 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Касьянова О.А.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора ОР МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия № от 10 января 2020 г. Касьянов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
С таким постановлением не согласен Касьянов О.А., в жалобе просит его отменить. Указывает, что 30 декабря 2019 г. приобрел в <адрес> новый автомобиль, который с учетом установки дополнительного оборудования забрал из автосалона 31 декабря 2019 г., вечером вернулся в <адрес>, к месту жительства. С 1 по 8 января 2020 г. были новогодние праздничные дни, страховые компании не работали, а без полиса ОСАГО автомобиль на учет не поставить. Полис ОСАГО был приобретен 9 января 2020 г., однако он вступал в действие только с 00 час. 00 мин. 10 января 2020 г. В МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия Касьянов О.А. обратился 10 января 2020 г. Таким образом, отсутствовала возможность поставить транспортное средство на учет в установленный срок из-за нерабочих праздничных дней.
В судебном заседании Касьянов О.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель УМВД России по г. Петрозаводску в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения Касьянов О.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В силу пунктов 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения Касьянова О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он 10 января 2020 г. в 00 час. 01 мин. не зарегистрировал в установленный законом срок (10 суток) приобретенный по договору купли-продажи от 30 декабря 2019 г. в собственность автомобиль марки «<данные изъяты>», VIN №.
Указанные обстоятельства и вина Касьянова О.А. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, содержащим письменные объяснения Касьянова О.А. о том, что он не имел возможности из-за праздников приобрести страховой полис и зарегистрировать транспортное средство в установленный срок; карточкой учета транспортного средства о регистрации спорного автомобиля за Касьяновым О.А. 10 января 2020 г., договором купли-продажи автомобиля от 30 декабря 2019 г., актом приема-передачи автомобиля, страховым полисом.
Положениями статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в частности, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, Касьянов О.А. должен был произвести регистрационные действия с приобретенным транспортным средством не позднее 9 января 2020 г. включительно, однако данный срок нарушил на 1 день.
Таким образом, обоснованность привлечения Касьянов О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Вместе с тем, положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Решая вопрос о привлечении лица к административной ответственности, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и учесть степень опасности содеянного.
Как следует из материалов дела, допущенное Касьяновым О.А. правонарушение заключалось в нарушении на 1 день срока регистрации приобретенного транспортного средств, течение которого пришлось на период длительных непрерывных нерабочих праздничных дней с 1 по 8 января 2020 г. включительно, а также в связи с необходимостью оформления полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Сведений о каких-либо вредных последствиях, наступивших в результате бездействия Касьянова О.А., в деле не содержится.
Таким образом, с учетом роли правонарушителя, незначительного пропуска срока регистрации, конкретных обстоятельств правонарушения, отсутствия вреда и вредных последствий, судья приходит к выводу, что совершенное Касьяновым О.А. правонарушение является малозначительным, в связи с чем считает возможным применение в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, судья полагает необходимым отменить постановление старшего государственного инспектора ОР МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия № от 10 января 2020 г. и прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободив тем самым Касьянова О.А. от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание.
Руководствуясь положениями статей 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора ОР МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия № от 10 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Касьянова О.А. отменить.
Освободить Касьянова О.А. от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Касьянова О.А. прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова