Именем Российской Федерации
г. Курчатов Курской области 20 декабря 2018 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Шашкова А.С.,
с участием заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В.,
представителя ответчика - и.о. заведующей МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г. Курчатова Курской области Захаровой Л.И.,
секретаря Полхова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курчатовского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова Курской области, администрации г.Курчатова Курской области, комитету по управлению имуществом г.Курчатова Курской области, комитету образования г.Курчатова об обязании оборудовать системой видеонаблюдения здание детского сада и прилегающую к нему территорию,
У С Т А Н О В И Л:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова Курской области, администрации г.Курчатова Курской области, комитету по управлению имуществом г.Курчатова Курской области, Комитету образования г.Курчатова об обязании оборудовать системой видеонаблюдения здание детского сада, расположенного по адресу: Курская область, г.Курчатов, ул.Космонавтов, д.6, и прилегающую к нему территорию, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности образовательного учреждения выявлены существенные нарушения в названной сфере, а именно: отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и здании детского сада. Из объяснений и.о. заведующей образовательного учреждения следует, что система видеонаблюдения отсутствует по причине недостаточного финансирования. До настоящего времени система видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании образовательной организации не установлена. Муниципальное образование «город Курчатова» Курской области в лице администрации г.Курчатова, образовательная организация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка», являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания, в связи с чем просит обязать ответчиков оборудовать системой видеонаблюдения здание детского сада и прилегающей к нему территории.
Заместитель Курчатовского межрайонного прокурора Шевелев А.В. в судебном заседании требования исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, и просил обязать ответчиков оборудовать системой видеонаблюдения здание детского сада №4 «Аленушка» и прилегающую к нему территорию, расположенные по адресу: г.Курчатов, ул.Космонавтов, д.6.
Представитель ответчика - и.о. заведующей детского сада «Аленушка» г.Курчатова Курской области Захарова Л.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в бюджет на 2019 год уже заложены средства на эти цели.
Представитель ответчика - администрации города Курчатова Курской области Гридина Е.А. в судебном заседании не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представленном отзыве на иск указала, что администрация г.Курчатова является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно уставу образовательного учреждения, функции и полномочия учредителя данного образовательного учреждения осуществляет комитет образования г.Курчатова, а не администрации г.Курчатова Курской области. Комитет образования г.Курчатова является главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в отношении получателя бюджетных средств МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка».
Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом г.Курчатова Курской области Гридина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представлено отзыве на иск указала, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на иск администрации г.Курчатова.
Представитель ответчика комитета образования г.Курчатова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности Панченко Н.А. в заявлении не возражала против удовлетворения требований и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 ст.28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что согласно проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой проверке, в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова Курской области по адресу: Курская область, г.Курчатов, ул.Космонавтов, д.6, отсутствует система видеонаблюдения.
В соответствии с п.1.4 устава МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Курчатов» Курской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет образования г.Курчатова Курской области. Полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом г.Курчатова. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.7.1 Устава).
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 26.05.2015 года, из которого следует, что здание детского сада, площадью 3305,1 кв.м., с кадастровым номером: 46:31:010602:64, расположенное по адресу: Курская область, г.Курчатов, ул.Космонавтов, д.6, находится в оперативном управлении МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка».
Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова Курской области осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
Из п.3.5 устава следует, что детский сад несет ответственность в установленном законом порядке за жизнь и здоровье воспитанников и работников, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно акту проверки от 30.10.2018 года, в образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова, расположенном по адресу: Курская область, г. Курчатов, ул. Космонавтов, д.6, отсутствует система видеонаблюдения.
В силу пункта 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой видеонаблюдения.
Как следует из п. 30 вышеуказанного постановления, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения, то есть неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ответчиками нарушено действующее законодательство РФ об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, требования Курчатовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В тоже время, поскольку главным распорядителем денежных средств, направляемых на функционирование образовательных учреждений, является комитет образования г.Курчатова Курской области, то обязанность по оборудованию системы видеонаблюдения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г.Курчатова помимо самого детского сада, следует возложить на комитет образования г.Курчатова Курской области.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость заключения соответствующих контрактов, дополнительное финансирование, и приходит к выводу об установлении срока исполнения требования в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №4 «░░░░░░░░» ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №4 «░░░░░░░░» ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░, ░.6.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░