Дело № 5-274/2021
10 RS 0006-01-2021-000724-58
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лахденпохья Республика Карелия 10 августа 2021 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская,12) Назарова Лариса Владимировна,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Алдога», юридический адрес: Республика Карелия г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д.21, пом.1, кабинет 371, адрес местонахождения: Республика Карелия Лахденпохский район п. Тиурула, ИНН 1001303151, дата регистрации юридического лица 25.11.2015,
У С Т А Н О В И Л:
В один из дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Карелия Общество с ограниченной ответственностью «Алдога» (далее ООО «Алдога», общество, юридическое лицо), в нарушение ст. 11, ч. 5 и 6 ст.15, ч. 1 ст.29, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.1 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", выпустило в обращение пищевую продукцию – форель тушка холодного копчения в вакуумной упаковке, небезопасную в эпидемиологическом отношении и явившуюся фактором передачи ботулизма, тем самым совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Не возражал против приостановления деятельности общества по производству рыбы холодного копчения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Касрелия, территориальный отдел в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах в судебном заседании указала о наличии в действиях ООО «Алдога» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Полагала необходимым приостановить деятельность общества по производству рыбы холодного копчения до выполнения предписания от 10 августа 2021 года.
Другие заинтересованные в разрешении вопроса лица не явились, извещены, препятствий для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании не имеется.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Частью 1 ст.29 ФЗ №52 установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина).
П.5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила") установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в течение установленного срока годности при использовании по назначению должна быть безопасна. В ней не допускается превышение нормируемых показателей содержания микроорганизмов, а также наличие возбудителей инфекционных, паразитарных болезней, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее ФЗ №29) запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
Частью 5 и 6 ст.15 ФЗ №52 установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Судом установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах поступило предварительное донесение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве о расследовании случая заболевания «ботулизмом». 2 августа 2021 г. в 14.30 из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве» поступила информация о случае заболевания гражданки ФИО4, дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ, госпитализированной ДД.ММ.ГГГГ бригадой скорой медицинской помощи в ГБУЗ «ГКБ им.Е.О. Мухина ДЗМ», после консультации врача инфекциониста поставлен диагноз «ботулизм». 02.08.2021г специалистами Управления начато санитарно-эпидемиологическое расследование с целью выяснения продукта, послужившего причиной возникновения заболевания. В ходе расследования было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семья Савеленко употребляли рыбу «форель тушка х/к в/у ГОСТ 11298-2002, производитель: ООО «Алдога», юридический адрес: Карелия, <адрес> офис.371, фактический адрес: Карелия, <адрес>». Полная маркировка вскрытой заболевшими упаковки: «форель тушка х/к в/у, состав: форель радужная (продукт аквакультуры, соль пищевая, консервант Е211, пищевая ценность: белок 19,3 гр.жир 7,8 грамм, условия хранения-10 суток при температуре от -8 град.С до -4 град.С., пр-ль ООО «Алдога», юр. адрес: Карелия, <адрес> корп,1 офис.371, факт.адрес: Карелия, <адрес>., сайт: aldoga.pro,упакована ДД.ММ.ГГГГ, масса нетто - 0,618 кг». ДД.ММ.ГГГГ в 20.45 гр.ФИО6 был госпитализирован в КИБ № с предварительным диагнозом «ботулизм». ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФБУЗ была отобрана продукция (остатки рыбы, употребляемой заболевшими) и направлена в лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес>». При исследовании сыворотки крови от больной ФИО4 и пробы рыбы «форель тушка х/к, в/у» (остатки-шкурка) обнаружен ботулинический токсин тип Е.
Пищевая продукция – форель тушка холодного копчения в вакуумной упаковке ДД.ММ.ГГГГ произведена ООО «Алдога» в <адрес> Республики Карелия.
Виновность ООО «Алдога» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №21 от 06.08.2021; протоколом о временном запрете деятельности №1 от 06.08.2021; объяснением к протоколу; распоряжением Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 04.08.2021 №422; предварительным донесением о расследовании случая заболевания ботулизмом; дополнениями к предварительному донесению о расследовании случая заболевания ботулизмом; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу вещей и документов.
Указанные доказательства судья признает допустимыми, поскольку они получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ, дело возбуждено по правилам ст. 28 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обстоятельства объективной невозможности соблюдения именно ООО «Алдога» правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации или какие-либо другие обстоятельства, исключающие вину юридического лица, материалами дела не подтверждаются.
Из пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, действия юридического лица квалифицировали по ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, поскольку нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения совершено в период действия Распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года в Республике Карелия режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)».
Учитывая фактические обстоятельства административного правонарушения, согласно которым вследствие нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов допущен выпуск в обращение пищевой продукции с ботулиническим токсином, не вызвало угрозы распространения новой короновирусной инфекции, полагаю, что квалификация действий общества как совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, является излишней.
Действия юридического лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 6.3 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкция части первой не усиливает административное наказание, в результате переквалификации не изменяется подведомственность рассмотрения дела, не ухудшается положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения и деятельности юридического лица, положения ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ о том, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая фактические обстоятельства совершения правонарушения, наличие информации о регистрации двух случаев с одномоментным заболеванием и факта потребления пищевой продукции ООО «Алдога», с целью недопущения угрозы возникновения случаев ботулизма при употреблении продукции данного производителя, потенциально опасной в силу наличия анаэробных условий (вакуумная упаковка), способствующих накоплению ботулотоксина, суд полагает необходимым назначить ООО «Алдога» наказание в виде административного приостановления деятельности по производству продукции холодного копчения на срок 56 (пятьдесят шесть) суток. Менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В срок административного приостановления деятельности юридического лица включается срок временного запрета деятельности общества, установленный 6 августа 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Алдога» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по производству продукции холодного копчения на срок 56 (пятьдесят шесть) суток.
Включить срок административного приостановления деятельности Общество с ограниченной ответственностью «Алдога» срок временного запрета деятельности общества с 6 августа 2021 года по 9 августа 2021 года.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия или непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Л.В. Назарова