Дело № УИД 36RS0№-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Тарасенко И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в <адрес> районный суд <адрес> с иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано недействующим со дня принятия письмо департамента социальной защиты <адрес> исх. № «О праве на социальную стипендию», адресованное директорам казенных учреждений <адрес> «Управление социальной защиты населения» <адрес>, области и <адрес>, как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения. Исходя из абзацев первого-третьего Письма оно разъясняет положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию. Абзацем четвертым Письма разъяснено, что к причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются. В абзаце шестом Письма на основании предыдущих абзацев делается вывод о том, что при обращении граждан за расчетом совокупного среднедушевого дохода семьи для получения государственной социальной стипендии при наличии вышеуказанных обстоятельств расчет совокупного среднедушевого дохода не осуществляется в связи с отсутствием права на государственную социальную помощь.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, Департамент презюмировал отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, права на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
При этом до издания Письма, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, истцу, КУВО «УСЗН <адрес>» выдавались справки о праве на получение государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании указанных справок истцу назначалась и выплачивалась государственная социальная стипендия на основании приказов юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ №/с и от ДД.ММ.ГГГГ №/с соответственно. При этом истец являлся студентом юридического факультета МГУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Несмотря на то, что вследствие внесения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ изменений в ч. 5 ст. 36 ФЗ № 273-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи, указанные изменения правового регулирования не влияют на само существо субъективного права студентов названной категории на назначение государственной социальной стипендии, поскольку получение государственной социальной помощи является следствием реализации права на такое получение, при этом указанное право существует само по себе безотносительно к тому, реализовано оно или нет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Департамент социальной защиты <адрес> осуществляет назначение государственной социальной помощи. При этом со стороны Департамента в указанный период имели место незаконные отказы в назначении малоимущей семье истца государственной социальной помощи: так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту о признании незаконным решения об отказе в назначении семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. По делу в указанной части принято новое решение о признании незаконным решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с <адрес> в лице Департамента в пользу ФИО2 взыскано 11 490,32 руб. в счет упущенной выгоды, выразившейся в неполученной государственной социальной стипендии, которая могла бы быть выплачена истцу федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «<адрес> государственный университет», студентом юридического факультета которого истец является с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, издание ДД.ММ.ГГГГ Письма, признанного впоследствии недействующим (незаконным), ухудшило положение истца по сравнению с положениями, существовавшими до издания Письма, то есть в период с августа 2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в систематическом нарушении права семьи истца на получение (признании права на получение) государственной социальной помощи, а также права истца на получение государственной социальной стипендии вследствие неправильного расширительного толкования Департаментом, которым Письмо было издано, и КУВО «УСЗН района», которому Письмо было адресовано и которым оно было принято к исполнению в силу принципа ведомственной субординации, положений ч. 1 ст. 7 ФЗ № 178-ФЗ.
Истец считает, что несмотря на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения в части отказа ФИО2 в удовлетворении исковых требований о запрете Департаменту принимать решения об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> в связи с тем, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом, а также то обстоятельство, что решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку избрание неверных способов защиты права само по себе не препятствует повторному обращению в суд с иском о защите нарушенного (оспариваемого) права, за исключением случаев обращения по тому же предмету и по тем же основаниям. При этом предмет настоящего иска отличен от предметов исковых требований, которые заявлялись истцом ранее.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец просил восстановить правовое положение, существовавшее до ДД.ММ.ГГГГ когда ответчик не требовал от истца сведений о том, что сам ФИО2 и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан безработным органом службы занятости населения или не является инвалидом; обязать департамент социальной защиты <адрес>, казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» при решении вопроса о назначении государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> не рассматривать как самостоятельное основание отказа в назначении такой помощи то обстоятельство, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан безработным органом службы занятости населения или не является инвалидом.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Сиволдаев И. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Нурчкова И. Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН <адрес>» по доверенности Красникова М. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в иске отказать. Кроме того, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 государственная социальная помощь оказывалась. В ДД.ММ.ГГГГ г. истец с заявлением о назначении государственной социальной помощи пока не обращался.
Представитель третьего лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени ФИО5» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «<адрес> государственный университет» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О государственной социальной помощи в <адрес>" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения.
Согласно абз.1, 2 ч.2 ст.5 вышеуказанного закона сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения, либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом, либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий) или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-у "Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти <адрес>", постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты <адрес>", постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти <адрес>", исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения уполномоченным на разработку и принятие административного регламента о назначении государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, является департамент социальной защиты населения (до переименования - департамент труда и социального развития <адрес>).
Приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты <адрес> по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>" (далее - Регламент, Административный регламент).
В соответствии с п. 1.2.4. Административного регламента «государственная услуга "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>" предоставляется гражданам, указанным в подпунктах "а", "6" пункта 1.2.1, которые по независящим от них причинам, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>».
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие Департаментом социальной защиты <адрес>:
решения о назначении государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральном виде;
решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная социальная помощь);
-решения об отказе в назначении государственной социальной помощи.
В силу п. 2.6.1 Административного регламента государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в КУВО "УСЗН района" по месту жительства или месту пребывания либо через или АУВО "МФЦ" и его филиалы по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
При личном обращении заявитель предоставляет паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
Документами, подлежащими обязательному предоставлению заявителем в "КУВО "УСЗН района" по месту жительства (пребывания), АУВО "МФЦ" и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг <адрес>", в том числе с использованием универсальной электронной карты для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1.2.1 данного Административного регламента, являются:
а) заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи или опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям N 2, 3 к данному Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
б) справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
в) справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды.
Судом установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся студентом юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени ФИО5».
В ДД.ММ.ГГГГ г. и в ДД.ММ.ГГГГ г. он обращался в КУВО «УСЗН <адрес>» с заявлением о расчете среднедушевого дохода с целью выдачи справки для назначения государственной социальной стипендии. КУВО «УСЗН <адрес>» выдало ФИО2 справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказами юридического факультета МГУ от ДД.ММ.ГГГГ №/с и от ДД.ММ.ГГГГ №/с ФИО2 назначалась государственная социальная стипендия на 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы соответственно.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО2 является студентом очной формы обучения юридического факультета ФГБОУ ВО «<адрес> государственный университет».
Истец ФИО2 обратился в КУВО «УСЗН <адрес>» после зачисления ДД.ММ.ГГГГ на юридический факультет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «<адрес> государственный университет». Однако, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в государственной социальной помощи, поскольку его мать официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости населения не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельности, не выявлено.
Письмом исх. № «О праве на социальную стипендию» от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес директоров казенных учреждений <адрес> «Управление социальной защиты населения» <адрес>, области и <адрес>, разъяснены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию. К причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, Департамент презюмирует отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, право на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
Решением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № письмо признано недействующим со дня принятия как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами (ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения.
Вследствие внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ в ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 273-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты <адрес> по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>", утвержденного приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2076/ОД в части.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-АПГ15-34 решение <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента департамента социальной защиты <адрес> по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>", утвержденного приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2076/ОД оставлено без изменения.
Кроме того, решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной помощи за счет средств бюджета <адрес> и запрете Департаменту социальной защиты <адрес> принимать решения об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> в связи с тем, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом – отказано.
Апелляционным определением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении семье государственной помощи за счет средств бюджета <адрес> отменено. Принято в указанной части новое решение. Признано незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ФИО2 также обращался с иском к субъекту РФ – <адрес> в лице департамента социальной защиты <адрес> о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>, взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 к субъекту Российской Федерации – <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> о взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Взыскано с <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> в пользу ФИО2 в счет упущенной выгоды 11 490 руб. 32 коп. Взыскано с <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> в пользу ФИО2 компенсация морального вреда в размере 500 руб. ФИО2 в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> – отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ г. еще не обращался с заявлением о назначении государственной социальной помощи.
Кроме того, решением <адрес> районного суда <адрес> по делу №, оставленным без изменения апелляционной инстанцией в части запрета Департаменту социальной защиты <адрес> принимать решения об отказе в назначении государственной социальной помощи за счет средств бюджета по основанию – если ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом, было в иске отказано. Данное решение имеет преюдициальное значение для рассмотрения спора.
В данном случае требования истца направлены на защиту прав, которые предполагаемо будут нарушены в будущем, и основаны на предположениях истца о возможных фактах нарушения его прав, что не соответствует задачам гражданского судопроизводства, имеющего своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (ст. 2 ГПК РФ). Более того, решение по заявленному спору с целью защиты права в будущем не может быть принято, поскольку возможно изменение законодательства устанавливающего требования к предоставлению документов получателями пособий.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в иске к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Лисицкая
Решение в окончательной
форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Дело № УИД 36RS0№-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Тарасенко И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в <адрес> районный суд <адрес> с иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано недействующим со дня принятия письмо департамента социальной защиты <адрес> исх. № «О праве на социальную стипендию», адресованное директорам казенных учреждений <адрес> «Управление социальной защиты населения» <адрес>, области и <адрес>, как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения. Исходя из абзацев первого-третьего Письма оно разъясняет положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию. Абзацем четвертым Письма разъяснено, что к причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются. В абзаце шестом Письма на основании предыдущих абзацев делается вывод о том, что при обращении граждан за расчетом совокупного среднедушевого дохода семьи для получения государственной социальной стипендии при наличии вышеуказанных обстоятельств расчет совокупного среднедушевого дохода не осуществляется в связи с отсутствием права на государственную социальную помощь.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, Департамент презюмировал отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, права на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
При этом до издания Письма, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, истцу, КУВО «УСЗН <адрес>» выдавались справки о праве на получение государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании указанных справок истцу назначалась и выплачивалась государственная социальная стипендия на основании приказов юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ №/с и от ДД.ММ.ГГГГ №/с соответственно. При этом истец являлся студентом юридического факультета МГУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Несмотря на то, что вследствие внесения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ изменений в ч. 5 ст. 36 ФЗ № 273-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи, указанные изменения правового регулирования не влияют на само существо субъективного права студентов названной категории на назначение государственной социальной стипендии, поскольку получение государственной социальной помощи является следствием реализации права на такое получение, при этом указанное право существует само по себе безотносительно к тому, реализовано оно или нет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Департамент социальной защиты <адрес> осуществляет назначение государственной социальной помощи. При этом со стороны Департамента в указанный период имели место незаконные отказы в назначении малоимущей семье истца государственной социальной помощи: так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту о признании незаконным решения об отказе в назначении семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. По делу в указанной части принято новое решение о признании незаконным решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с <адрес> в лице Департамента в пользу ФИО2 взыскано 11 490,32 руб. в счет упущенной выгоды, выразившейся в неполученной государственной социальной стипендии, которая могла бы быть выплачена истцу федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «<адрес> государственный университет», студентом юридического факультета которого истец является с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, издание ДД.ММ.ГГГГ Письма, признанного впоследствии недействующим (незаконным), ухудшило положение истца по сравнению с положениями, существовавшими до издания Письма, то есть в период с августа 2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в систематическом нарушении права семьи истца на получение (признании права на получение) государственной социальной помощи, а также права истца на получение государственной социальной стипендии вследствие неправильного расширительного толкования Департаментом, которым Письмо было издано, и КУВО «УСЗН района», которому Письмо было адресовано и которым оно было принято к исполнению в силу принципа ведомственной субординации, положений ч. 1 ст. 7 ФЗ № 178-ФЗ.
Истец считает, что несмотря на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения в части отказа ФИО2 в удовлетворении исковых требований о запрете Департаменту принимать решения об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> в связи с тем, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом, а также то обстоятельство, что решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку избрание неверных способов защиты права само по себе не препятствует повторному обращению в суд с иском о защите нарушенного (оспариваемого) права, за исключением случаев обращения по тому же предмету и по тем же основаниям. При этом предмет настоящего иска отличен от предметов исковых требований, которые заявлялись истцом ранее.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец просил восстановить правовое положение, существовавшее до ДД.ММ.ГГГГ когда ответчик не требовал от истца сведений о том, что сам ФИО2 и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан безработным органом службы занятости населения или не является инвалидом; обязать департамент социальной защиты <адрес>, казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» при решении вопроса о назначении государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> не рассматривать как самостоятельное основание отказа в назначении такой помощи то обстоятельство, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан безработным органом службы занятости населения или не является инвалидом.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Сиволдаев И. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Нурчкова И. Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН <адрес>» по доверенности Красникова М. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в иске отказать. Кроме того, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 государственная социальная помощь оказывалась. В ДД.ММ.ГГГГ г. истец с заявлением о назначении государственной социальной помощи пока не обращался.
Представитель третьего лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени ФИО5» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «<адрес> государственный университет» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О государственной социальной помощи в <адрес>" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения.
Согласно абз.1, 2 ч.2 ст.5 вышеуказанного закона сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения, либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом, либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий) или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-у "Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти <адрес>", постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты <адрес>", постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти <адрес>", исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения уполномоченным на разработку и принятие административного регламента о назначении государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, является департамент социальной защиты населения (до переименования - департамент труда и социального развития <адрес>).
Приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты <адрес> по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>" (далее - Регламент, Административный регламент).
В соответствии с п. 1.2.4. Административного регламента «государственная услуга "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>" предоставляется гражданам, указанным в подпунктах "а", "6" пункта 1.2.1, которые по независящим от них причинам, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>».
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие Департаментом социальной защиты <адрес>:
решения о назначении государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральном виде;
решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная социальная помощь);
-решения об отказе в назначении государственной социальной помощи.
В силу п. 2.6.1 Административного регламента государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в КУВО "УСЗН района" по месту жительства или месту пребывания либо через или АУВО "МФЦ" и его филиалы по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
При личном обращении заявитель предоставляет паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
Документами, подлежащими обязательному предоставлению заявителем в "КУВО "УСЗН района" по месту жительства (пребывания), АУВО "МФЦ" и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг <адрес>", в том числе с использованием универсальной электронной карты для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1.2.1 данного Административного регламента, являются:
а) заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи или опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям N 2, 3 к данному Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
б) справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
в) справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды.
Судом установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся студентом юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени ФИО5».
В ДД.ММ.ГГГГ г. и в ДД.ММ.ГГГГ г. он обращался в КУВО «УСЗН <адрес>» с заявлением о расчете среднедушевого дохода с целью выдачи справки для назначения государственной социальной стипендии. КУВО «УСЗН <адрес>» выдало ФИО2 справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказами юридического факультета МГУ от ДД.ММ.ГГГГ №/с и от ДД.ММ.ГГГГ №/с ФИО2 назначалась государственная социальная стипендия на 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы соответственно.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО2 является студентом очной формы обучения юридического факультета ФГБОУ ВО «<адрес> государственный университет».
Истец ФИО2 обратился в КУВО «УСЗН <адрес>» после зачисления ДД.ММ.ГГГГ на юридический факультет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «<адрес> государственный университет». Однако, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в государственной социальной помощи, поскольку его мать официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости населения не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельности, не выявлено.
Письмом исх. № «О праве на социальную стипендию» от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес директоров казенных учреждений <адрес> «Управление социальной защиты населения» <адрес>, области и <адрес>, разъяснены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию. К причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, Департамент презюмирует отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, право на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
Решением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № письмо признано недействующим со дня принятия как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами (ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения.
Вследствие внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ в ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 273-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты <адрес> по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>", утвержденного приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2076/ОД в части.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-АПГ15-34 решение <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента департамента социальной защиты <адрес> по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>", утвержденного приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2076/ОД оставлено без изменения.
Кроме того, решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной помощи за счет средств бюджета <адрес> и запрете Департаменту социальной защиты <адрес> принимать решения об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> в связи с тем, что ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом – отказано.
Апелляционным определением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении семье государственной помощи за счет средств бюджета <адрес> отменено. Принято в указанной части новое решение. Признано незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении семье ФИО2 государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ФИО2 также обращался с иском к субъекту РФ – <адрес> в лице департамента социальной защиты <адрес> о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес>, взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 к субъекту Российской Федерации – <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> о взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Взыскано с <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> в пользу ФИО2 в счет упущенной выгоды 11 490 руб. 32 коп. Взыскано с <адрес> в лице Департамента социальной защиты <адрес> в пользу ФИО2 компенсация морального вреда в размере 500 руб. ФИО2 в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета <адрес> – отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ г. еще не обращался с заявлением о назначении государственной социальной помощи.
Кроме того, решением <адрес> районного суда <адрес> по делу №, оставленным без изменения апелляционной инстанцией в части запрета Департаменту социальной защиты <адрес> принимать решения об отказе в назначении государственной социальной помощи за счет средств бюджета по основанию – если ФИО2 и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом, было в иске отказано. Данное решение имеет преюдициальное значение для рассмотрения спора.
В данном случае требования истца направлены на защиту прав, которые предполагаемо будут нарушены в будущем, и основаны на предположениях истца о возможных фактах нарушения его прав, что не соответствует задачам гражданского судопроизводства, имеющего своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (ст. 2 ГПК РФ). Более того, решение по заявленному спору с целью защиты права в будущем не может быть принято, поскольку возможно изменение законодательства устанавливающего требования к предоставлению документов получателями пособий.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в иске к Департаменту социальной защиты <адрес>, Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о защите социального права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Лисицкая
Решение в окончательной
форме принято ДД.ММ.ГГГГ