Дело № 2-5759/15-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 августа 2011 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре судебного заседания В.А. Макаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 4» и Администрации Петрозаводского городского округа о понуждению совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 4» (далее по тексту – МОУ ДОД «ДЮСШ № 4») и Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки в спортивно-оздоровительном лагере «Искорка», расположенном в м.Лососинное Прионежского района, на базе МОУ ДОД «ДЮСШ-4», были выявлены нарушения требования пожарной безопасности, заключающиеся в следующем: 1) здание клуба не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; 2) здание клуба не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; 3) здания корпусов № 4, 5, 6 не оборудованы молниезащитой; 4) обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания; 5) к естественному водоисточнику (озеру) отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На основании изложенного прокурор просил обязать МОУ ДОД «ДЮСШ № 4», а также Администрацию Петрозаводского городского округа, как учредителя МОУ ДОД «ДЮСШ № 4», в силу закона несущего субсидиарную ответственность по его обязательствам, устранить вышеназванные нарушения требования пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор Краснова А.Ю. исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, с учетом того, что в осенне-зимний период учащиеся ДЮСШ № 4 в спортивно-оздоровительном лагере «Искорка» не отдыхают, просила предоставить ответчикам срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 01.05.2012.
Представитель МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» - начальник спортивно-оздоровительного лагеря «Искорка» Миронов В.С. в судебном заседании факт наличия указанных в иске нарушений требований пожарной безопасности признал, обязанность по их устранению не отрицал, при этом сослался на отсутствие необходимых денежных средств для выполнения указанных в иске мероприятий.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Павлова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Федеральным законом «О пожарной безопасности» включение мероприятий по пожарной безопасности в планы развития территорий поселений и городских округов возложено на органы местного самоуправления, Администрацией разработана программа развития на 2011-2014 г.г., куда мероприятия по обеспечению пожарной безопасности включены, определять приоритеты выполнения данных мероприятий по заявлению прокурора неправомерно, кроме того, полагала, что на стадии рассмотрения дела и вынесения решения вывод о наличии у Администрации Петрозаводского городского округа субсидиарной ответственности по обязательствам МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» сделать невозможно.
Суд, заслушав участников процесса, специалиста, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 Правил).
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 Правил), к которым относятся также и Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03)", утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323; Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.
П.9 таблицы № 1 НПБ 110-03 предусмотрена установка автоматической установки пожарной сигнализации в зданиях общественного и административно-бытового назначения.
П.9 Таблицы № 2 НПБ 104-03 предусмотрена установка систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в открытых и закрытых клубах.
П.1.1, 2.11-2.14, таб.№ 1, п.2.25 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений, РД 34.21.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987, предусмотрено выполнение молниезащиты общественных зданий, в том числе спальных корпусов и столовых учреждений здравоохранеиня и отдыха.
П.129 ППБ 01-03 предусмотрено, что обслуживающий персонал зданий для проживания людей должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.
П.94 ППБ 01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (в том числе озера) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Факт нарушения указанных требований пожарной безопасности в спортивно-оздоровительном лагере «Искорка», выразившегося в отсутствии автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в клубе; отсутствии молниезащиты у зданий корпусов № 4, 5, 6; отсутствии индивидуальных средств защиты органов дыхания у обслуживающего персонала; отсутствия подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику (озеру) признан в судебном заседании представителем ответчика, а также подтвержден актом проверки ОНД Прионежского района УНД ГУ МЧС РФ по Республике Карелия № от 25.04.2011, установившим указанные нарушения на территории лагеря «Искорка» пояснениями специалиста ГУ МЧС России по Республике Карелия Мелоева С.В. в судебном заседании.
Согласно приказу Комитета по образованию Администрации г.Петрозаводска от 31.05.2001 №, сооружения, относящиеся к имуществу оздоровительного комплекса «Искорка» переданы в оперативное управление МОУ ДОД «ДЮСШ № 4».
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
П.4 ППБ 01-03 установлено, что руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (п.4 Правил).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора к МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом в части иска к Администрации Петрозаводского городского округа суд приходит к следующим выводам.
Требования прокурора к данному ответчику мотивированы отсутствием финансирования МОУ ДОД «ДЮСШ № 4», положениями ст.120 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, по смыслу положений ст.120 Гражданского кодекса РФ субсидиарная ответственность на собственника имущества может быть возложена по денежным обязательствам, прокурором же заявлены требования о возложении на ответчиков обязательств по устранению нарушений требований пожарной безопасности, т.е. по выполнению обязанности в натуре, требований о взыскании денежных сумм в чью-либо пользу не заявлялось.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в иске к Администрации Петрозаводского городского округа отказать.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом позиции прокурора по делу, пояснений сторон, сроков, установленных в вынесенном в отношении МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» 21.04.2011 предписании № по устранению нарушения требований пожарной безопасности от 21.04.2011, суд считает необходимым установить в качестве такого срока 01.05.2012.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г.Петрозаводска к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 4» удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 4» в срок до 01.05.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности в детском оздоровительном лагере СОЛ «Искорка» (Республика Карелия, Прионежский район, м.Лососинное), а именно: оборудовать здание клуба автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать здания корпусов № 4, 5, 6 молниезащитой; обеспечить обслуживающий персонал лагеря индивидуальными средствами защиты органов дыхания; установить к естественному водоисточнику (озеру) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В иске прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 12.08.2011.