РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года гор. Клин Московская область
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре Тихомировой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-81/2020 по административному исковому заявлению ИФНС по /адрес/ к Полуниной И. В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
установил:
ИФНС по /адрес/, уточнив требования, обратилась к Полуниной И.В. с административным иском о взыскании задолженности по земельному налогу за /дата/., ссылаясь на то, что административный ответчик, являясь собственником объектов налогообложения, не исполнил свою обязанность по своевременной и полной уплате земельного налога по налоговому уведомлению /номер/ от /дата/ сроком до /дата/. В связи с исправлением неверных сведений относительно вида разрешённого использования земельного участка в ранее представляемых налоговому органу сведений, были произведены доначисления налога за /дата/ в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/, за /дата/ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами /номер/, /номер/ на сумму /сумма/. и суммы пени, начисленной за несвоевременную уплату налога в размере /сумма/., на общую сумму /сумма/.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сатурнова А.А. поддержала уточненный иск в полном объеме, пояснив, что расчет земельного налога произведен на основании сведений, переданных регистрирующим органом, содержащихся в сведениях ЕГРН, с учетом вида разрешенного использования. Налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельных участков и при расчете налога использует сведения, переданные регистрирующим органом и содержащиеся в ЕГРН. Применение повышенного коэффициента в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ при исчислении земельного налога ставится в зависимость от вида разрешенного использования объекта и не связано с кадастровой стоимостью.
Административный ответчик Полунина И.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика по доверенности Сандрикова К.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что земельный налог за /дата/ на земельный участок с кадастровым номером /номер/, который имеет категорию: земли населенных пунктов и разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, рассчитан с применением налоговой ставки /процент/ коэффициент 2 (два). Перерасчет земельного налога за /дата/ на земельный участок с кадастровым номером /номер/, который имеет категорию: земли населенных пунктов и разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, произведен с применением налоговой ставки /процент/, коэффициент 2 (два) и 4 (четыре). В качестве основания начисления и перерасчета для земельных участков с кадастровыми номерами /номер/, /номер/ налоговый орган применил п. 15 ст. 396 НК РФ - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Применение налоговой ставки /процент/ и коэффициентов 2 (два), 4 (четыре) при расчете земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/, /номер/ незаконным и необоснованным по следующим обстоятельствам.
/дата/г. была утверждена государственная кадастровая оценка для земель населенных пунктов Распоряжением Министерства экологии и природопользования /адрес/ /номер/-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов /адрес/», которая действовала до /дата/.
Согласно ответа Управления Росреестра по /адрес/ /номер/ от /дата/, в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, земельные участки ответчика с видом разрешенного использования «для комплексного жилищного строительства» для целей определения кадастровой стоимости были отнесены к виду функционального использования, установленному и. 1.2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от /дата/ /номер/, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Принимая во внимание положения статей 390, 391 НК РФ, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от /дата/ /номер/, подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовали в исследуемый период), при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, из земель населенных пунктов, применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Земельные участки были отнесены к виду функционального использования, как земельные участки предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, на основании начавшихся разрабатываться в /дата/ Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского поселения /адрес/, утвержденными решением Совета депутатов Клинского муниципального района от /дата/ /номер/. Согласно Правилам землепользования и застройки спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2. Е зоне Ж-2 относится зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Так же, в ответе Главного управления архитектуры и градостроительства /адрес/ /номер/ от /дата/, сообщено, что земельный участок с кадастровым номером /номер/, расположен в функциональной зоне Ж-2. Кроме того, в рамках рассмотрения /адрес/ судом административного дела /номер/ по административному исковому заявлению Полуниной И.В. по оспариванию кадастровой стоимости, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами /номер/ /номер/, в рамках которого была проведена судебная оценочная экспертиза, где эксперт при определении рыночной стоимости, также, как и уполномоченные органы, пришел к выводу что земельные участки относятся к виду разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, сославшись на указанный выше, генеральный план Высоковска.
Полагает, что основании у Инспекции при расчете земельного налога применять положения п. 15 ст. 396 НК РФ - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами /номер/, /номер/ не имелось, так как указанный пункт исключает применение коэффициентов к земельному участку, отнесенному к индивидуальному жилищному строительству, осуществляемого физическим лицом. Кроме того в отношении земельных участков должна быть применена налоговая ставка /процент/, которая на основании Решений Совета депутатов городского поселения /адрес/ «О земельном налоге» /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (выделенных) под индивидуальное жилищное строительство.
Суд, проверив материалы дела, выслушав мнение представителей административного истца и административного ответчика, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 НК РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в том числе с учетом соответствующих коэффициентов в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ указанной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила /сумма/, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила /сумма/. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Судом установлено, что Полуниной И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- /номер/, площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровая стоимость в /дата/.– /сумма/.;
- /номер/, площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровая стоимость в /дата/ – /сумма/.;
- /номер/, площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровая стоимость в /дата/ – /сумма/..
Согласно налогового уведомления от /дата/ /номер/ налоговой инспекцией начислен земельный налог за /дата/ в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/ в размере /сумма/., а за /дата/ в размере /сумма/.
Земельный налог за /дата/ в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/ начислен в размере /сумма/.
Земельный налог за /дата/ в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/ начислен в размере /сумма/., который был пересчитан в уточненном административном исковом заявлении и составил /сумма/.
Налоговое уведомление было направлено налогоплательщику через личный кабинет (л.д. 21, 22).
Поскольку в установленный срок земельный налог не был уплачен, налоговым органом сформировано требование /номер/ по состоянию на /дата/ об уплате земельного налога в срок до /дата/, и требование /номер/ по состоянию на /дата/ об уплате земельного налога в срок до /дата/, а также произведен расчет пени. Требования об уплате налога направлено Полуниной И.В. через личный кабинет (л.д. 17).
Определением мирового судьи судебного участка /номер/ Клинского судебного района, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка /номер/ Клинского судебного района от /дата/ был отменен судебный приказ от /дата/, выданный на взыскание с Полуниной И.В. задолженности по земельному налогу за /дата/ и пени, в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.
Из представленного в материалы дела расчета суммы задолженности по земельному налогу усматривается, что расчет налога за /дата/ по земельному участку с кадастровым номером /номер/, с разрешенным использованием «для комплексного жилищного строительства» с кодом разрешенного использования /номер/ «для объектов жилой застройки» рассчитан следующим образом:
Отчетный год | Сумманалога к уплате | Ранее исчисленная сумма налога | Ставка налога | Кадастровая стоимость | Коэффициент | Кадастровыйномер | Код вида разрешенного использования | Количество месяцев владения |
/дата/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ |
Сумма налога к уплате составила /сумма/., так как ранее в налоговом уведомлении /номер/ от /дата/ Инспекцией исчислен налог за /дата/ в размере /сумма/ Доначисление налога произведено в связи с применением повышающего коэффициента 2 на основании п. 15 ст. 396 НК РФ.
Расчет налога за /дата/ по земельному участку с кадастровым номером /номер/, с разрешенным использованием «для комплексного жилищного строительства» с кодом разрешенного использования /номер/ «для объектов жилой застройки» произведен следующим образом:
Отчетный год | Сумманалога к уплате | Ранее исчисленная сумма налога | Ставка налога | Кадастровая стоимость | Коэффициент | Кадастровыйномер | Код вида разрешенного использования | Количество месяцев владения |
/дата/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | 8 |
Детальный расчет налога по месяцам:
за /период/ владения: налоговая база - кадастровая стоимость /сумма/. х налоговая ставка /номер/ х коэффициент 2 = /сумма/
за /период/ владения: налоговая база - кадастровая стоимость /сумма/. х налоговая ставка /номер/ х коэффициент 4 = /сумма/.
Сумма налога к уплате составила /сумма/., так как ранее в налоговом уведомлении /номер/ от /дата/ Инспекцией исчислен налог за /дата/ в размере /сумма/ Доначисление налога произведено в связи с применением повышающего коэффициента 2 (за 7 месяцев) и коэффициента 4 (за 1 месяц) на основании п. 15 ст. 396 НК РФ.
Расчет налога за /дата/ по земельному участку с кадастровым номером /номер/, с разрешенным использованием «для комплексного жилищного’ строительства» с кодом разрешенного использования /номер/ «для объектов жилой застройки» произведен следующим образом:
Отчетный год | Сумманалога к уплате | Ранее исчисленная сумма налога | Ставка налога | Кадастровая стоимость | Коэффициент | Кадастровыйномер | Код вида разрешенного использования | Количество месяцев владения |
/дата/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ |
Необлагаемая сумма налога возникла в результате ошибочного применения льготы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости /площадь/. Налоговым органом аннулированы некорректные сведения. Доначисление налога в части будет произведено по новому сроку уплаты.
В связи с представлением административным ответчиком решения Московского областного суда от /дата/ по делу /номер/ об обжаловании кадастровой стоимости и выписки из ЕГРН от /дата/. налоговым органом сделан запрос в регистрирующий орган. После получения актуальных сведений налогоплательщику произведен уменьшение по земельному налогу за /дата/ за земельный участок /номер/ в размере /сумма/ пени в размере /сумма/.
Расчет налога после произведения перерасчета за /дата/ по земельному участку с кадастровым номером /номер/ площадью /сумма/, с видом разрешенного использования «для дачного строительства» с кодом разрешенного использования /номер/ «для дачного строительства» произведен следующим образом:
Отчетный год | Сумма налога к уплате | Ставка налога | Кадастровая стоимость | Кадастровый номер | Код вида разрешенного использования | Количествомесяцеввладения |
/дата/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ | /номер/ |
Поскольку у Полуниной И.В. имеется задолженность по уплате земельного налога за /дата/ в размере /сумма/., а доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу, что требования налогового органа о взыскании задолженности по земельному налогу подлежат удовлетворению.
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, поскольку стороной административного ответчика суду не представлены доказательства уплаты земельного налога, по которому произведено начисление пени, суд взыскивает с административного ответчика Полуниной И.В. пени по земельному налогу в сумме /сумма/ согласно представленному расчету, который проверен судом и признан правильным.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности производить строительство до разработки ПЗЗ не могут служить основанием для признания не правильным, представленного в материалы дела расчета земельного налога и влиять на применение повышенного коэффициента при его расчете, так как положениями п. 15 ст. 396 НК РФ четко определено применение повышенного коэффициента, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки. Цель подобного правового регулирования очевидна - законодатель тем самым стимулирует лиц, осуществляющих жилищное строительство, к завершению строительства в максимально короткий срок с даты регистрации права на земельный участок, устанавливая сверхнормативный налог для тех, кто не уложился в отведенный срок и возвращая излишне уплаченные суммы если строительство завершено.
Следовательно, законодательством не предусмотрены исключения в связи с отсутствием утвержденного генерального плана или иных факторов.
Представленный в материалы дела представителем административного ответчика расчет земельного налога за испрашиваемые периоды, согласно которого сумма земельного налога за земельный участок с кадастровым номером /номер/ за /дата/ должна составлять - /сумма/), а доначислений за земельный участок с кадастровым номером /номер/ за /дата/ быть не должно, применение коэффициента /номер/ и налоговой ставки /процент/ является неправомерным, в связи с чем общая сумма задолженности по налогам за /дата/ составляет /сумма/ не может быть принят судом, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего налогового законодательства и не влечет за собой признание незаконным расчет задолженности по земельному налогу, представленный налоговым органом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ИФНС по /адрес/ к Полуниной И. В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени подлежит удовлетворению.
С административного ответчика также подлежит взысканию госпошлина в размере /сумма/., так как в силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
руководствуясь ст. 175, ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ИФНС по /адрес/ к Полуниной И. В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени - удовлетворить.
Взыскать с Полуниной И. В., ИНН /номер/, /дата/ года рождения, уроженки /адрес/, проживающей по адресу: /адрес/ недоимку по земельному налогу с физических лиц за /дата/ в размере /сумма/., пени в размере /сумма/., а всего взыскать /сумма/.
Взыскать с Полуниной И. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме /сумма/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.Д. Аррыкова
Мотивированное решение составлено /дата/.
Судья Л.Д. Аррыкова