Судебный акт #1 () по делу № 33-4977/2023 от 26.09.2023

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-02-2023-000194-90                                                                        

Судья Мельникова О.В.                                                                 Дело № 33-4977/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                14 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой  Е.В., Логинова Д.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 3 августа 2023 года по делу № 2-2-178/2023, по которому постановлено:

уточненные  исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области к  муниципальному  учреждению администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад                              с.Астрадамовка  об  обеспечении  финансирования и возложении обязанности  оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей  аппаратурой удовлетворить. 

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области,  в течение  десяти  месяцев после вступления  решения  суда  в законную  силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными  петлями и звукоусиливающей  аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых  мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад с.Астрадамовка, в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального  учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения прокурора              Вязьмина А.А.,  полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (МБДОУ) детский сад с.Астрадамовка, муниципальному  учреждению администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, по результатам которой выявлены нарушения, а именно помещение для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,  что  нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних.

Просил обязать муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области,  в течение  шести  месяцев после вступления  решения  суда  в законную  силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными  петлями и звукоусиливающей  аппаратурой в здании МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***; обязать МБДОУ детский сад с.Астрадамовка в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального  учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в здании                      МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования  «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Полагает, что установленный в решении срок его исполнения с учетом бюджетного финансирования затрат образовательного учреждения и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров не отвечает признаку разумности и достаточности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отсутствие в образовательном учреждении индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, и лиц, желающих получить образование.

В заседание  суда  апелляционной инстанции  кроме прокурора,  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Подпунктом «г» пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на здание детского сада, как объект социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, в МБДОУ детский сад  с.Астрадамовка должны быть созданы условия для обучения, воспитания обучающихся, а также соблюдаться права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно материалам дела, МБДОУ детский сад с.Астрадамовка  является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем и собственником ее имущества является муниципальное образование  «Сурский район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Проведенной прокуратурой Старомайнского района Ульяновской области проверкой деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно отсутствие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятиях, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Поскольку несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение условий  для обучении, воспитании обучающихся, а также соблюдение  прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе детей - инвалидов является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых требований являются правильными.

Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации           муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой инстанции правомерно установил  длительный срок для исполнения решения, 10 и 6 месяцев, соответственно.

Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во внимание незначительный объем предстоящих работ.

В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы отклоняет как необоснованные.

Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.

Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии инвалидов среди детей, посещающих детский сад, а также их родителей, и, как следствие,  отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории  не могут быть приняты во внимание, поскольку  исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в учебное заведение, не поставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от                                     3 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.11.2023.  

 

 

33-4977/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Сурского района
Ответчики
МУ администрация МО Сурский район Ульяновской области
МБДОУ детский сад с.Астрадамовка
Другие
Управление образования администрации МО Сурский район
Вязьмин А.А.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
27.09.2023[Гр.] Передача дела судье
14.11.2023[Гр.] Судебное заседание
15.11.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее