РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2014 года Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Габдрахмановой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6753/14 по заявлению ООО «Самарский центр безопасности труда» о признании незаконным предписание Государственной инспекции труда Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Директор ООО «Самарский центр безопасности труда» обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что на основании распоряжения от дата №... в отношении ООО «Самарский центр безопасности труда» была проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, по итогам которой были выявлены нарушения, выдано предписание №... от дата об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов. Считает указанное предписание незаконным и не подлежащим исполнению. Просит суд признать незаконным предписание №... от дата главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области К.Т.И.
В судебном заседании представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки признана судом неуважительной, дело рассмотрено в отсутствии заявителя в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области К.Т.И., действующая на основании доверенности от дата года, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что предписание выдано законно и обоснованно, права юридического лица не нарушены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата Государственной инспекцией труда в Самарской области выдано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №... в отношении ООО «Самарский центр безопасности труда» с целью обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда, установлен срок проведения проверки с дата по дата года.
Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от дата установлено, что в ООО «Самарский центр безопасности труда» списочная численность работающих на момент проверки *** человек, из них *** женщин, инвалидов, работников, занятых во вредных условиях труда, иностранных работников, несовершеннолетних работников, высвобождаемых по инициативе работодателя – нет. Штатное расписание на период с дата утверждено приказом от дата №... в него включены директор, начальник Санитарно-промышленной лаборатории, заместитель начальника санитарно-промышленной лаборатории, инженер-физик, инженер-химик, помощник специалиста. Из штатного расписания следует, что в лаборатории работает *** сотрудников, *** из них на постоянно основе, стаж работы *** сотрудников составляет более *** лет. Заключены трудовые договоры на *** ставки с Ч.Н.А. – инженер-физик, на *** ставки с Н.С.В. – инженер-физик, с И.В.И. инженером-химиком на *** ставки. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или, требований, установленных муниципальными правовыми актами: в ООО «Самарский центр безопасности труда» отсутствуют эксперты не менее ***, работающие по трудовому договору и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе эксперт, имеющий высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; не обеспечена своевременная проверка приборов; предварительный и периодический медицинский осмотр работникам организации не проводится, отсутствует список контингентов на проведение медицинского осмотра; заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; трудовые договоры составлены с нарушением трудового законодательства, в трудовом договоре №... от дата отсутствуют дни выплаты заработной платы.
По результатам проверки дата директору ООО «Самарский центр безопасности труда» Х.А.И. Государственной инспекцией труда в Самарской области было выдано предписание №... с указанием на обязанность: 1) - обеспечить до дата наличие экспертов не менее *** работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе эксперт, имеющий высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно- гигиеническим лабораторным исследованиям, основание п.2 ч.1 ст.19, ч.3 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от дата № 426-ФЗ; 2) - до дата обеспечить поверку следующих приборов: аспиратора сильфонного АМ-5М, прибора комбинированного «ТКА-ПКМ» дата года; лазерного дальнометра Меttro 60, основание ст.212 ТК РФ, п.3 ч.2 ст.6 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от дата № 426-ФЗ; 3) - разработать и утвердить до дата список контингентов на проведение медицинского осмотра, обеспечить проведение предварительных, периодических медицинских осмотров работникам организации в соответствии с разработанным контингентом.., основание ст.212, ст.213 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных (и) или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследование); 4) – до дата обеспечить выплату заработной платы в установленные действующим трудовым законодательством сроки, основание ст.136 ТК РФ; 5) - до дата в трудовые договоры работников внести даты выплаты заработной платы, основание ст.57, ст.136 ТК РФ.
дата между ООО «Самарский центр безопасности труда» и И.В.И. заключен трудовой договор №..., согласно условиям которого она была принята на должность инженера-химика по совместительству, выплата заработной платы осуществляется не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ООО «Самарский центр безопасности труда», утвержденного директором общества дата года, заработная плата работающим производится не реже двух раз в месяц: аванс – последнее число текущего месяца, окончательный расчет – 15 числа следующего месяца.
Согласно штатному расписанию в ООО «Самарский центр безопасности труда» на период с дата работают 6 сотрудников: директор, заместитель начальника санитарно-промышленной лаборатории, инженер-физик, начальник санитарно-промышленной лаборатории, помощник специалиста, инженер-химик.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как указано в ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда, в том числе, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Положениями статьи 360 ТК РФ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда, в частности, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
Согласно ст.14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пункт 4 и пункт 5 части 2 статьи 20 вышеназванного закона к грубым нарушениям относит нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 №875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В силу п.2 ч.1 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: (в том числе) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Частью 2 ст.27 вышеназванного закона установлено, что организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года включительно.
Действительно, в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что ООО «Самарский центр безопасности труда» на дату проведения проверки подпадал под действие ч.2 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Между тем, суд полагает, что права общества, как и права должностного лица, в части пункта 1 предписания от дата не нарушены, каких-либо препятствий к осуществлению организацией своих прав не создано, поскольку срок установлен для обеспечения наличия экспертов не менее 5 работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе эксперт, имеющий высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно- гигиеническим лабораторным исследованиям, до дата года, то есть до даты, следующей за которой ООО «Самарский центр безопасности труда» обязано выполнять требования п.2 ч.1 ст.19 и ч.3 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», то есть на заявителя указанным пунктом предписания незаконно не возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В ст.212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст.213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медицинский осмотр проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры…», согласно которого утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В п.1.1.3 вышеназванного Перечня указаны вредные факторы при наличии которых необходимо проводить предварительный и периодический медицинский осмотр, это химические вещества, оказывающие вредное воздействие на репродуктивную функцию, в п.1.1.4 – кремний диоксид, в п.1.1.4.8.1 сварочные аэрозоли, в том числе, содержащие марганец…, бериллий, свинец.
В области аккредитации санитарно-промышленной лаборатории ООО «Самарский центр безопасности труда» в разделе факторы производственной среды контролируемым фактором является химический фактор (п.1) в том числе кремний диоксид, азота оксид, медь, бензин и т.д., данное обстоятельство подтверждает воздействие химического фактора на работников общества при проведении замеров воздушной среды при проведении производственного контроля и специальной оценки условий труда у заказчиков. При этом, предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся на основании направления, которое заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов.
Из штатного расписания, утвержденного приказом организации от дата №..., следует, что в штате имеется должность инженера-химика, трудовой договор №... заключен с И.В.И. на выполнение трудовых обязанностей в должности инженера- химика. Обязанностью инженера - химика является проведение химических замеров. Специальная оценка условий труда инженером-химиком проводится на рабочих местах, где идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы (согласно классификатора в том числе и химический фактор).
В соответствии с ч. 3 ст.12 Федерального закона «О специальной оценки условий труда» исследования (испытания и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда», что является деятельностью ООО «Самарский центр безопасности труда», И.В.И. является экспертом, имеет удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка экспертов по специальной оценке условий труда. Методы измерения и оценки производственных факторов» №... от дата года. В период действия аккредитации организация имеет право проводить специальную оценку условий труда в организациях, занимающимися любым видом деятельности (строительство, нефтепереработка, химическое производство, нефтедобыча и другие), где требуется обязательное проведение медицинских осмотров.
Доводы заявителя о том, что на рабочем месте в ООО «Самарский центр безопасности труда» на инженера-химика не влияют вредные и опасные факторы, суд полагает необоснованными, поскольку указанный специалист по своим обязанностям производит замер вредных и опасных факторов у заказчиков, работодателем же для него является ООО «Самарский центр безопасности труда», на которого в силу закона возлагается проведение специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Из материалов дела следует, что в результате проверки было установлено, что заработная плата за июль месяц была выплачена: аванс дата года, расчет дата года, промежуток между заработными платами был *** дней (июль) и *** дней (август), всего *** дней. Таким образом, государственным инспектором труда было установлено нарушение требований вышеназванной ст.136 ТК РФ.
Поскольку, требования государственного инспектора труда, изложенные в пункте 4 обжалуемого предписания дословно воспроизводят требования трудового кодекса РФ, а именно ст. 136 ТК РФ, суд полагает, что в данном случае отсутствует какое-либо нарушение прав и свобод заявителя.
Из анализа ст.136 ТК РФ следует, что в ней предусмотрены конкретные документы, в которые работодатель обязан включать дни выплаты заработной платы, в том числе и трудовой договор. Суд полагает согласиться с доводами Государственной инспекцией труда в Самарской области о том, что единственным документом, который находится на руках работника и который остается у него после расторжения трудового договора является трудовой договор, внесение изменений в правила внутреннего трудового распорядка, в том числе и по датам выплаты заработной платы, не требует согласования или ознакомления работника, изменения в трудовом договоре требуют составления дополнительного соглашения, один экземпляр которого выдается на руки работнику. Также, суд принимает во внимание, что, как указано выше, государственным инспектором труда были установлены нарушения обществом в части невыплаты заработной платы работникам каждые полмесяца.
В соответствии с названными нормами закона, с учетом обстоятельств дела, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО «Самарский центр безопасности труда» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2014г.
Судья подпись Доценко И.Н.