Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2519/2014 ~ М-2507/2014 от 10.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2014 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Мельниковой О.А.,

с участием прокурора Ягодкиной Н.А.,

при секретаре Пестряковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2519/14 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Самары к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер», в порядке статьи 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействии наркомании,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с иском об обязании ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» устранить нарушения законодательства о противодействии наркомании, сняв с учета К. в связи со смертью.

В судебном заседании помощник прорурора Куйбышевского района г. Самары Ягодкина Н.А., участвующий в деле в качестве представителя прокурора Кировского района г. Самары, заявленные требования поддержал и пояснил, что ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» до настоящего времени состоит на учете К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в качестве пациента страдающего наркоманией, умер ДД.ММ.ГГГГ года. Прокурор просит обязать ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» устранить данное нарушение законодательства о противодействии наркомании и исключить К. из числа лиц состоящих на учете в связи со смертью.

Представитель ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился. В суд представлен отзыв, в котором ответчик против удовлетворения исковых требований не возражает, указывает, что ранее информация с ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» органами ЗАГС не предоставлялась на основании ст. 12 п.1 Федерального закона от 15.11.1998 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» будут приняты меры по снятию с учета лиц, указанных в заявлении прокуратуры, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель управления ЗАГС Самарской области в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве указывает на отсутствие возражений по существу заявленных требований и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г. Самары, сведений представленных ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» на лиц, состоящих на учете в связи с немедицинским потреблением наркотических средств, со сведениями о государственной регистрации смерти граждан, предоставленными управлением ЗАГС по Самарской области, установлено несоответствие числа живых лиц, числящихся состоящими на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер».

В частности, К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес регистрации: <адрес> поставленный на учет в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Синдром зависимости от опиоидов II степени», умер ДД.ММ.ГГГГ года, однако до настоящего времени числиться за лечебным учреждением, как лицо, состоящее на учете.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями представленными управлением ЗАГС Самарской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ года, о наличии записи от ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС Кировского района г.о. Самара о смерти К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата смерти ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно требованиям ст.1 Федерального закона РФ № 3-ФЗ от 08.01.1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон):

наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

больной наркоманией – лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настощим Федеральным законом, поставлен диагноз «наркомания»;

незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ – потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

лечение больных наркоманией – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании, либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни;

реабилитация больных наркоманией – комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных фукций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в числе прочих, на принципе государственной поддержки деятельности организаций, которые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, либо оказывают финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от организационно-правовой формы указанных организаций (ч.2 ст.4 Закона).

В силу требований ч.1 ст. 54 Закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.

Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию (ч. 1.1 ст. 54 Закона).

Согласно ч.1 ст. 55 Закона профилактика и диагностика наркомании, медицинская реабилитация больных наркоманией осуществляются в медицинских организациях, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (ч.2 ст. 55 Закона).

В соответствии со ст. 56 Закона порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Порядок постановки и снятия накрозависимых лиц с диспансерного учета определен Приказом Министерства здравоохранения СССР № 402/109 от 20.05.1988 «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Согласно п.1.3 Инструкции основанием для постановки на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, является заключение врача психиатра-нарколога медицинского учреждения, подтверждающего диагноз «наркомания», «токсикомания» или установление факта потребления наркотических средств, влекущих одурманивание, без назначения врача с целью одурманивания.

Согласно положений раздела 3 Инструкции осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача, психиатра-нарколога, социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств.

Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства РФ Правительством Самарской области разработана государственная программа Самарской области «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области на 2014-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Самарской области № 710 от 29.11.2013 года.

Данная программа нацелена на повышение качества предоставляемых населению услуг в области профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации больных наркоманией, увеличение доли больных наркоманией, пролеченных в наркологических учреждениях, участвующих в лечебных и реабилитационных программах, в общем числе больных наркоманией, состоящих на наркологическом учете.

Реализация данной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. В целях максимально эффективного использования бюджетных средств при выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных данной программой, необходимо обеспечение рационального и обоснованного подхода в освоении выделямых средств, что приведет к оптимизации работы всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании.

В тоже время, неэффективное использование материальных ресурсов, выражающееся в материальных затратах на лиц страдающих наркоманией, числящихся состоящими на учете в медицинском учреждении, но являющихся умершими, влечет нецелевое использование данных денежных средств и снижает эффективность осуществления государственной программы по противодействию наркомании.

Согласно инструкции «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», являющейся приложением к приказу Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями», диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерногот учета производится по следующим основаниям: стойкая ремиссия (выздоровление), изменения постоянного места жительства, осуждением с лишением свободы на срок свыше 1 года, в связи со смертью.

Однако, К., умерший ДД.ММ.ГГГГ года, до настоящего времени числится состоящим на учете ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер».

Таким образом, суд приходит к выводу на наличии в действиях ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» нарушений, которые выражаются в нахождении на учете медицинского учреждения лица – ФИО4, являющегося умершим, что влечет необоснованное выделение денежных средств областного бюджета, предназначенных для реализации государственной программы Самарской области «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области на 2014-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Самарской области № 710 от 29.11.2013 года.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» исключить из числа лиц, состоящих на учете в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер», К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес регистрации: <адрес> поставленного на учет в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Синдром зависимости от опиоидов II степени», умершего ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Судья: О.А. Мельникова

2-2519/2014 ~ М-2507/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района г.Самара
Ягодкина Наталья Анатольевна
Ответчики
ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер"
Другие
Управление ЗАГС по Самарской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Мельникова О.А.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
10.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2014Передача материалов судье
11.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее