Дело №1/ 2-54/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2013 года пгт. Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гридиной М.Н.,
с участием истца Балабановой Т.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области – ФИО1,
при секретаре Апухтиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Балабановой Т.В. к Государственному учреждению Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского (семейного) капитала, и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Балабанова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского (семейного) капитала, и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального строительства в сумме ****** руб. ** коп. В обосновании исковых требований указала, что является матерью двоих детей -ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рождения. В связи с этим ГУ УПФ РФ в Кромском районе ей был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В целях улучшения жилищных условий своей семьи ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи они с мужем приобрели в трехквартирном доме однокомнатную квартиру общей площадью 26,4 кв.м., в том числе жилой 13,4 кв.м. После регистрации своих прав на приобретенную квартиру ими была возведена пристройка к своей части дома, что увеличило общую площадь квартиры. Так как при строительстве пристройки соответствующих разрешений получено не было, право собственности на квартиру с измененной площадью было признано в судебном порядке. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, но ей было отказано на основании того, что отсутствует разрешение на строительство, в акте освидетельствования имеется ссылка на решение суда; документом-основанием выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности является решение суда, которое подтверждает право собственности на жилое помещение, но удостоверяет факт создания объекта индивидуального жилищного строительства; в акте освидетельствования в графе «объект индивидуального жилищного строительства» указан индивидуальный жилой дом, согласно свидетельству о регистрации права собственности, объектом права является квартира.
Считая данный отказ незаконным, истица указывает, что Пенсионный фонд нарушил ее право на использование средств материнского (семейного) капитала. Просила суд признать незаконным решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, признать за ней право на распоряжение материнским капиталом, обязать УПФ РФ в Кромском районе Орловской области принять решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала в сумме ****** руб. ** коп.
В ходе рассмотрения дела Балабанова Т.В. исковые требования уточнила. Просила признать незаконным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области в соответствии с которым ей отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и обязать ответчика направить ей средства материнского (семейного) капитала в соответствие с заявлением на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в сумме ****** рублей ** копеек.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что истицей для получения средств материнского (семейного) капитала были представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру, из которых усматривается, что основанием их выдачи является решение Кромского районного суда Орловской области. Это решение суда подтверждает право собственности истицы и ее супруга на квартиру, но не удостоверят факт создания объекта индивидуального жилищного строительства. Единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, по их мнению и согласно Федеральному закону №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является кадастровый паспорт такого объекта. То есть, основанием выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру должен являться кадастровый паспорт, а не решение суда. Кроме того, у Балабановой Т.В. отсутствовало разрешение на строительство. В представленном акте освидетельствования указан жилой дом, в то время как в свидетельстве о регистрации права собственности объектом право собственности является квартира. При таких обстоятельствах Пенсионный фонд был вынужден отказать Балабановой Т.В. в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В последствии Балабановой Т.В. был представлен новый акт освидетельствования, в котором объектом строительства указана квартира. Поэтому в этой части Пенсионный фонд к Балабановой Т.В. претензий не имеет.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования Балабановой Т.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим и согласно п.3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч.1 ст. 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Далее Закон), установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подп. 1 п.1 ст.3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007, независимо от места их жительства.
В соответствии с п.п.1 п.3 ст.7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, по направлению улучшения жилищных условий.
В силу п.1 ч.1 ст. 10 Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участием в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, или физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 №8 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее –Правила), устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее – строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основания, установленным частями 3, 4 и 6 статьи настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лиц, указанных в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Судом установлено, что Балабанова Т.В. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом в размере ****** рублей, что подтверждается Государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал № от ДД.ММ.ГГГГ Серия № (л.д. 7).
Из уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области отказывает в удовлетворении заявления Балабановой Т.В. в направлении средств на улучшение жилищных условий, а именно на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства в сумме ****** рублей ** копеек, так как отсутствует разрешение на строительство, в акте освидетельствования ссылка на решение суда; документом-основанием выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности является решение суда, которое подтверждает право собственности на жилое помещение, но не удостоверяет факт создания объекта индивидуального жилищного строительства; в акте освидетельствования в графе «объект индивидуального жилищного строительства» указан индивидуальный жилой дом, согласно свидетельству о регистрации права собственности, объектом права является квартира.
Из технического паспорта квартиры № д.№ по <адрес>, датированного ДД.ММ.ГГГГ видно, что общая площадь квартиры составялет 26,4 кв. м, из них жилая – 13,4 кв.м. (л.д. 33-36).
Из технического паспорта объекта индивидуального строительства следует, что квартира № № с инвентарным номером № расположена в доме № по <адрес>. Общая площадь жилого дома составляет 85, 9 кв. м, жилая площадь дома составляет 66,4 кв. м. Год постройки лит. А3, состоящей из мансарды и жилой пристройки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-40).
Из решения Кромского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за ФИО2 и Балабановой Т.В. признано право собственности на квартиру общей площадью 85,9 кв.м., инв. №, лит. А, А3, назначение жилое по адресу: <адрес> по 1/2 доле за каждым (л.д.7).
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным довод истицы о том, что ей было неправомерно отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала и направлении данных средств на улучшение жилищных условий.
При этом суд учитывает положение ч.4 ст.10 Федерального закона от29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению, что в данном случае не имело места быть, так как квартира была приобретена в собственность Балабановой Т.В. и ее супруга БалабановаГ.А.
Право собственности на квартиру зарегистрировано за Балабановой Т.В. и ее супруга ФИО2, а не за всеми членами семьи.
Однако, при оформлении документации на получение сертификата истицей было дано нотариально удостоверенное обязательство оформить указанное жилое помещение в общую собственность всех членов своей семьи в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 41).
В соответствии с п.п. «г» п.8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (ред. от 24.12.2011) в случае если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение – засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), являющегося покупателем по договору купли-продажи жилого помещения (договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения с рассрочкой платежа – в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего оплату стоимости жилого помещения в полном размере.
Таким образом, Балабанова Т.В. обязана в силу закона оформить жилое помещение в общую собственность совместно с супругом и детьми с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала.
Суд также учитывает положение п.1 ч.1 ст.10 Закона, которое указывает только на финансирование не противоречащих закону сделок по приобретению жилых помещений.
Балабанова Т.В. не является покупателем данного объекта жилого строительства, поскольку приобрела право собственности на квартиру, как на вновь изготовленную вещь. Суд в соответствии с ч.2 ст. 6 ГК РФ применяет в данном случае аналогию права и считает, что при таких обстоятельствах приобретение права собственности в силу решения суда по смыслу п.1 ст. 422 ГК РФ соответствует закону, а, следовательно, может служить основанием для направления средств материнского (семейного) капитала в счет компенсации затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного устроительства.
На основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № от ДД.ММ.ГГГГ Серия № Балабанова Т.В. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в размере ****** рублей.
В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ от 24.11.2008 № 204 – ФЗ «О федеральным бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» размер материнского (семейного) капитала в 2009 году составил 312 162,5 рубля.
Как видно из пояснений самой истицы, и подтверждается документами, находящимися в деле (л.д.42-49) Балабанова Т.В. в 2009 и в 2010 году получила единовременную выплату материнского (семейного) капитала в сумме по 12 000 рублей (л.д. 42-49).
С учетом уровня инфляции законодательством установлено повышение размера материнского капитала.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ от 02.12.2009 №308 – ФЗ «О федеральным бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» размер материнского (семейного) капитала в 2010 году составил 343 378,8 рубля.
Частью 2 ст. 10 ФЗ от 02.12.2009 № 308 – ФЗ «О федеральным бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 1 января 2010 года в размере 1,10.
Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 1 января 2011 года в размере 1,065.
На основании со ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 61 238,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года).
Часть 2 ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
устанавливает, что размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 1 января 2013 года составляет 1,055.
С учетом приведенных норм расчет суммы материнского (семейного) капитала Балабановой Т.В., подлежащий выплате выглядит следующим образом:
******,** рубл. -***** рубл. = ******,** рубл. х 1,1 = ******,** рубл. – ***** рубл. = ******,** рубл. х 1,065 = ******,** рубл. х 1,06 =******,** рубл. х 1,055 = ****** рубл. ** коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Балабановой Т.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского (семейного) капитала и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства удовлетворить.
Признать незаконным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Кромском районе Орловской области в соответствии с которым Балабановой Т.В. отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области направить средства материнского (семейного) капитала Балабановой Т.В. в соответствие с заявлением на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> сумме ****** (******) рублей ** копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Н.Гридина