№2-343/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2016 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Мункуевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелкунова М.Г. к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконными нарушения прав по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, с учетом общедомового прибора учета, обязании прекратить нарушения по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с 01 июня 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шелкунов М.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Читаэнергосбыт» ссылаясь на то, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании ... от ..., зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... за .... Ежемесячно в адрес Шелкунова М.Г. ответчик направляет платежные уведомления, в которые включена задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды. Так, начиная с июля 2015 года по настоящее время ответчиком предъявлено истцу начислений ОДН на сумму ... руб. ... коп. При этом, оснащение прибором общедомового учета многоквартирного дома по ... было произведено в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ», так как истцу, как собственнику помещения в многоквартирном доме, не было предложено оснащение прибором учета, используемых энергоресурсов, согласие на его установку истец также не давал, в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан. Просил суд:
- признать незаконными нарушения его прав, как потребителя, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенный ОАО «Читаэнергосбыт», с учетом общедомового прибора учета;
- обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить нарушения прав, как потребителя, по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды;
- обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с 01 июля 2015 года.
Определением суда от ... принято увеличение размера исковых требований, а именно в части проведения перерасчета с 01 июня 2014 года.
В судебном заседании истец Шелкунов М.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» в процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета, правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик не вправе производить расчет и требование напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для ее использования на общедомовые нужды. Кроме того, жилой дом, в котором он проживает, сдан в эксплуатацию в 1961 году, капитальный ремонт данного дома никогда не проводился, в связи с чем, дом состоит в реестре МКД, не прошедших капитальный ремонт. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «ЖКХ Реформа», капитальный ремонт системы энергоснабжения дома запланирован в 2018 году.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суд, с согласия истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, по правилам гл.22 ГПК РФ.
Представитель третьего лица МО ГП «г. Закаменск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «МРСК Сибири» по доверенности Чипизубова О.А., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ранее представленном отзыве представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Юсубова Э.Ш-к. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу Министерства энергетики РФ №252 от 08.05.2014 года ОАО «Читаэнергосбыт» с 01.06.2014 г. присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», к границам деятельности которого относится территория Республики Бурятия.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
П.п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, установлено, что коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения и отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил).
Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома.
Право определять состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 названных Правил принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресам: ....
В многоквартирном доме по ... силами и за счет средств ОАО «МРСК Сибири» оборудован общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данного прибора учета.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно этой же норме закона вышеуказанные требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии) в котором определено, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
Однако на момент установки общедомового прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся.
Таким образом, следует признать, что приборы учета были установлены ОАО «МРСК Сибири» неправомерно, в связи с чем, они не могут быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды.
Действия ответчика фактически направлены на преодоление установленного ограничения действия закона по кругу лиц, что является недопустимым. Мотивы, которыми руководствовалось ОАО «МРСК Сибири», устанавливая общедомовые приборы учета электроэнергии, значения не имеют.
Упомянутая норма части 1 статьи 13 Закона не называет определяющим момент принятия решения о проведении капитального ремонта и его фактического осуществления.
Из материалов дела следует, что жилой дом ... был сдан в эксплуатацию в 1961 году, дом построен из полносборного кирпича. В соответствии с Приложением №2 Приказа государственного комитета по архитектуре и градостроению №312 от 23.11.1988 г. «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», минимальная продолжительность эффективной эксплуатации таких зданий составляет 15-20 лет, и по этой причине дом стоит в реестре МКД, как не прошедший капитальный ремонт. Капитальный ремонт системы электроснабжения запланирован в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества МКД на территории РБ, что подтверждает официальный сайт «ЖКХ Реформа», на котором указано, какие дома вошли в Программу капитального ремонта общего имущества МКД на территории Республики Бурятии. Данная программа утверждена 28 февраля 2014 г.
С момента введения домов в эксплуатацию капитальный ремонт домов не проводился.
Из справки главы МО ГП «г. Закаменск» следует, что капитальный ремонт указанного жилого дома необходимо было провести в 1981 году, но ремонт не был проведен по причине отсутствия финансовых средств.
В настоящее время указанный дом включен в Республиканскую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы», утвержденную Постановлением Правительства РБ от 28.02.2014 №77, что является доказательством того, что дом подлежит капитальному ремонту. Указанный дом оснащены общедомовым прибором учета электрической энергии.
Кроме того, документы, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию приборов учета ответчиком либо третьим лицом суду не представлены.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 12 ст. 13 вышеуказанного закона до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводам о том, что прибор учета электроэнергии, установленный в вышеуказанном многоквартирном доме, не является коллективным (общедомовым) прибором учета, поскольку в установленном порядке не включен в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, решение о его использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками дома не принималось, в силу чего использование его показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил №354 и №491.
Кроме того, прибор учета электроэнергии был установлен в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предусматривающей обязанность энергоснабжающей организации представлять собственникам жилых помещений предложения об оснащении приборами учета используемой энергоресурсов, также требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу и п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, предусматривающим, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Также суд считает, что права граждан, проживающих в домах, подлежащих капитальному ремонту, не могут быть ущемлены в связи с неисполнением соответствующим органом обязанности по проведению капитального ремонта.
Таким образом, включение показаний приборов учета в лицевой счет истца противоречит перечисленным нормам и в связи с чем, включение ответчиком в лицевой счет показателей приборов учета электроэнергии по использованию электроэнергии на общедомовые нужды является незаконным и ранее включенная в лицевой счет задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды подлежит перерасчету.
Из пояснений в ходе беседы представителя ответчика по доверенности Аксентьевой Т.А. следует, что с июля 2015 года произведен перерасчет начислений за электроэнергию на общедомовые нужды с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика в Республике Бурятия ОАО «Читаэнергосбыт». При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчик обязан произвести перерасчет начислений за электроэнергию на общедомовые нужды с 01 июня 2014 года.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шелкунова М.Г. удовлетворить.
Признать незаконными нарушения прав потребителя Шелкунова М.Г. по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенный ОАО «Читаэнергосбыт» с учетом общедомового прибора учета.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить нарушения прав потребителя Шелкунова М.Г. по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию Шелкунову Михаилу Георгиевичу на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета с 01 июня 2014 года.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в доход МО «Закаменский район» государственную пошлину в размере ... руб.
Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения решения обратиться с заявлением в Закаменский районный суд Республики Бурятия об отмене заочного решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Закаменский районный суд РБ.
Судья: З.А. Цыденжапов