Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2021 ~ М-189/2021 от 10.02.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                16 марта 2021 года

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

при секретаре Карпухиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-489/21 по иску Киселевой А.В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Киселева А.В. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя признать незаконным Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчиков обеспечить Киселеву А.В. жилым помещением путем возложения обязанности включить ее в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья; обязать ответчиков выдать Киселевой А.В. свидетельство (сертификат) на получение единовременной денежной выплаты (субвенции) на приобретение жилья.

Согласно доводам иска, Киселева А.В. является ФИО5 войны 1941-1945 г.г., инвалидом <данные изъяты> группы, в связи с чем, имеет право на льготы, предусмотренные, Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ФИО5 войны 1941-1945 годов», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан». ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с <адрес> -ГД от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в постановке на учет на основании нарушения ею ст. 53 ЖК РФ ввиду того, что не прошел пятилетний срок с момента ухудшения ею жилищных условий. Считая данное Распоряжения незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы истицы как ФИО5 войны, ссылаясь также на несоответствие жилого дома установленным для жилых помещений требованиям ввиду отсутствия коммуникаций, Киселева А.В. обратилась в суд, предъявив настоящий иск.

Представитель истицы Киселевой А.В. – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала и просила его удовлетворить по доводам, изложенным в иске, пояснив, что ФИО2 – это ее родная сестра и истице Киселевой А.В. никем не приходится. ФИО2 переехала жить в дом истицы в связи с болезнью из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году. В <адрес> ФИО2 была проведена операция по квоте, денежные средства от проданной квартиры в <адрес> ФИО2 передала своему сыну в качестве материальной помощи, в связи с чем, ввиду отсутствия жилого помещения проживает в доме истицы по настоящее время.

Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара, Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара – ФИО11, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ФИО5 войны в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5», ФИО3 войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО3 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киселева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО3 войны, что подтверждается копиями удостоверения серии Е , выданным ДД.ММ.ГГГГ, архивной справки, выписки из списка ФИО3 войны рядового и сержантского состава на получение постоянного удостоверения по <адрес>, заверенной Военным комиссаром Советского и <адрес>ов <адрес>, и имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5».

Согласно ст. 23.2 указанного Федерального закона РФ, ФИО1 передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2).

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, ФИО3 войны (п.п. 2 п. 3).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).

В силу ст. 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5», меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1).

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 приведенного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2).

В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 названного Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

<адрес>ю также приняты обязательства по обеспечению жилыми помещениями ФИО5 войны.

ФИО5 войны обеспечиваются жильем в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления социальных выплат (ч. 1).

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ФИО5", а именно ФИО3 войны (п.п. «б» п. 2.1 ч. 2).

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований <адрес> в порядке, устанавливаемом <адрес> в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

Граждане, перечисленные в пунктах 2.1, 2.2, 3 части 2 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением один раз (ч. 4).

Порядок предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, определяется <адрес> (ч. 6).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории <адрес> и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» в <адрес> учетная норма площади жилого помещения для ФИО3 войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 5.6. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , предоставление социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями инвалидов и ФИО3 войны в рамках Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ФИО5 войны 1941 - 1945 годов" осуществляется в приоритетном порядке.

Предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 5.5 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан).

При указанных обстоятельствах обязанности по осуществлению внеочередного получения единовременной социальной выплаты в рамках реализации на территории <адрес> Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО5» законодательно не предусмотрено.

Действующим законодательством предусматриваются одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, без наделения преимуществами одних лиц из единой категории перед другими лицами.

Условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех лиц из единой категории являются общими и не подразумевают возможности определения наличия приоритета в обеспечении жилыми помещениями между равно нуждающимися лицами.

Одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения или социальной выплаты является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Из положений ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Киселева А.В. обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

На момент обращения Киселева А.В. является собственником жилого дома, общей площадью 69,3 кв.м, жилой площадью 43,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными суду копиями свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, по данному адресу проживает и зарегистрирована Киселева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, а также зарегистрированы: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сноха), с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внук), с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка), с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сестра снохи), с ДД.ММ.ГГГГ.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).

До момента регистрации ФИО2, не связанной с истицей родственными отношениями, на истицу и членов ее семьи приходилось 17,33 кв.м, что превышает размер учетной нормы, установленной на территории <адрес>, после регистрации ФИО2 в жилом доме истицы – 13,86 кв.м.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Указанные в ст. 53 ЖК РФ последствия наступают не просто при совершении гражданином действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, а лишь в том случае, если указанные действия, во-первых, были специально направлены на ухудшение жилищных условий, а, во-вторых, совершались с целью формального приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный вывод следует не только из смысла соответствующей нормы закона, с очевидностью направленной на предотвращение злоупотребления правом со стороны граждан, желающих воспользоваться содействием публично-правовых образований в решении проблемы своего обеспечения жильем, но и из самого текста ст. 53 ЖК РФ. Законодатель недвусмысленно говорит о намеренных действиях, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть таких действиях, основной, если не исключительной, целью которых являлось искусственное наступление обстоятельств, с которыми ст. 51 ЖК РФ связывает право на признание нуждающимся в жилом помещении.

Оценивая представленные суду доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что действия, связанные с регистрацией ФИО2, привели к ухудшению жилищных условий Киселевой А.В. ввиду намерения Киселевой А.В. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получения социальной выплаты, поскольку ФИО2 родственницей истицы не является, членом семьи истицы не признана, до регистрации ФИО2 нуждаемость истицы в жилом помещении отсутствовала, регистрация ФИО2 осуществлена менее, чем за год до обращения истицы. При этом, у ФИО2 имеется возможность по приобретению собственного жилого помещения, о чем свидетельствуют отчуждение ФИО2 принадлежащей ей на праве собственности квартиры в <адрес> по договору купли-продажи и пояснения стороны истца в ходе рассмотрения дела.

Доводы стороны истца о несоответствии жилого дома установленным для жилых помещений требованиям ввиду отсутствия коммуникаций также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку опровергаются представленным суду Актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проверка проводилась комиссией в присутствии истицы, в результате проведения которой было установлено, что в жилом доме истицы имеется холодное водоснабжение, канализация, газоснабжение, электричество. О достоверности сведений, содержащихся в данном Акте, свидетельствуют подписи не только членов комиссии, но и представителя истицы Киселевой А.В. – ФИО6, подтвердившей свою подпись в судебном заседании.

Кроме того, каких-либо документов, подтверждающих несоответствие жилого дома истицы установленным для жилых помещений требованиям, при обращении в Администрацию г.о. Самара истицей не представлялось.

При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, у суда не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности обеспечить Киселеву А.В. жилым помещением путем возложения обязанности включить истицу в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Внеочередной порядок предоставления социальной выплаты действующим законодательством не предусмотрен, в связи с чем, исковое требование обязать ответчиков выдать Киселевой А.В. свидетельство (сертификат) на получение единовременной денежной выплаты (субвенции) на приобретение жилья также является незаконным и необоснованным.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Киселевой А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2021 года.

Судья Самарского

районного суда                       А.М. Балова

2-489/2021 ~ М-189/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киселева А.В.
Ответчики
Администрация г.о.Самара Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Балова А.М.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее