РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2011 года Советский районный суд г. Самары в составе
Председательствующего судьи Картуновой Л.К.
с участием прокурора Пискаревой И.В.
при секретаре Бигеевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному образовательному учреждению СОШ № о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара и Муниципальному образовательному учреждению СОШ № о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска он указал, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № г.о. Самара, о чем свидетельствует предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес>.
В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района.
Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2.1. Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ СОШ № является администрация городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.
В соответствии с п. 6.2 Устава МОУ СОШ № источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.
Так в помещении МОУ СОШ № расположенном по адресу: <адрес>, пер. Бельский, 9 имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- не восстановлена целостность ограждения участка территории школы;
- не обеспечено озеленение участка не менее 50% в школе;
- не установлены крышки на мусоросборниках в школе;
- не оборудовано освещение участка со всех сторон школы;
- не оборудован процедурный кабинет;
- в классе информатики установить не более 8 компьютеров, оснастить стандартными стульями, провести замеры искусственной освещенности и микроклимата.
- в санитарном узле мальчиков установить дополнительно 2 раковины, в санитарном узле девочек 1 раковину. Унитазы не оборудованы кабинами с дверями без запоров. Не обеспечено оборудование санитарных узлов и количество сан. тех. приборов в дошкольном отделении;
- в обеденном зале не установлены дополнительно 3 раковины;
- не заменены 2-х ярусные кровати в дошкольном отделении;
- не оснащены санитарные узлы дошкольного отделения ячейками для детских полотенец;
- не обеспечена химическая чистка ковров, постельных принадлежностей 1 раз в год;
- на каждого ребенка иметь по 3 комплекта постельного белья, 2 смены наматрасников;
- ученическая мебель не подобрана с учетом роста детей в школе и дошкольном отделении;
- отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, заменить решетки из ДСП на деревянные в дошкольном отделении;
- не обеспечена внутренняя отделка помещений в школе согласно п. 2.4.8.; 2.4.9. СанПиН 2.4.2.1178-02; отделку помещений дошкольного отделения согласно пп. 2.3.1., 2.3.4., 2.3.5. СанПиН 2.4.1.1249-03;
- не оборудованы учебные доски в классах местным освещением;
- не проведены замеры уровня искусственной освещенности;
- не заключен договор на утилизацию люминесцентных ламп;
- не обеспечена подводка горячей воды в медицинский кабинет в обоих зданиях.
- не организовано медицинское обслуживание детей в соответствии с действующими приказами;
- обеспечить медицинским работником дошкольное отделение;
- не оснащена моечная буфета-раздаточной решетками для ополаскивания столовой посуды, стеллажом для хранения столовой посуды, моечные ванны водными термометрами, кассетами для хранения столовых приборов.
Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является нарушением.
Бездействием администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.
Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Достоверно круг лиц определить невозможно.
Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ № положительного заключения управления Роспотребнадзора по <адрес> является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является не допустимым.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара иск не признал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил в суд отзыв, в котором иск не признал.
Представитель МОУ СОШ 151 иск признал частично.
Представитель 3-го лица Департамента образования администрации г.о. Самара считал иск необоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № г.о. Самара.
В указанном учреждении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем свидетельствует предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес>.
В соответствии со ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района.
Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2.1. Устава образовательного учреждения (далее - устав), учредителем МОУ СОШ № является администрация городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом администрации городского округа Самара.
В соответствии с п. 6.2 Устава МОУ СОШ № источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные средства.
Устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация городского округа Самара в лице департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, являющимися учредителями образовательного учреждения не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.
В помещении МОУ СОШ № расположенном по адресу: <адрес>, пер. Бельский, 9 имеются следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- не восстановлена целостность ограждения участка территории школы;
- не обеспечено озеленение участка не менее 50% в школе;
- не установлены крышки на мусоросборниках в школе;
- не оборудовано освещение участка со всех сторон школы;
- не оборудован процедурный кабинет;
- в классе информатики установить не более 8 компьютеров, оснастить стандартными стульями, провести замеры искусственной освещенности и микроклимата.
- в санитарном узле мальчиков установить дополнительно 2 раковины, в санитарном узле девочек 1 раковину. Унитазы не оборудованы кабинами с дверями без запоров. Не обеспечено оборудование санитарных узлов и количество сан. тех. приборов в дошкольном отделении;
- в обеденном зале не установлены дополнительно 3 раковины;
- не заменены 2-х ярусные кровати в дошкольном отделении;
- не оснащены санитарные узлы дошкольного отделения ячейками для детских полотенец;
- не обеспечена химическая чистка ковров, постельных принадлежностей 1 раз в год;
- на каждого ребенка не обеспечено по 3 комплекта постельного белья, 2 смены наматрасников;
- ученическая мебель не подобрана с учетом роста детей в школе и дошкольном отделении;
- отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, заменить решетки из ДСП на деревянные в дошкольном отделении;
- не обеспечена внутренняя отделка помещений в школе согласно п. 2.4.8.; 2.4.9. СанПиН 2.4.2.1178-02; отделку помещений дошкольного отделения согласно пп. 2.3.1., 2.3.4., 2.3.5. СанПиН 2.4.1.1249-03;
- не оборудованы учебные доски в классах местным освещением;
- не проведены замеры уровня искусственной освещенности;
- не заключен договор на утилизацию люминесцентных ламп;
- не обеспечена подводка горячей воды в медицинский кабинет в обоих зданиях.
- не организовано медицинское обслуживание детей в соответствии с действующими приказами;
- обеспечить медицинским работником дошкольное отделение;
- не оснащена моечная буфета-раздаточной решетками для ополаскивания столовой посуды, стеллажом для хранения столовой посуды, моечные ванны водными термометрами, кассетами для хранения столовых приборов.
Неисполнение администрацией городского округа Самара возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству, как на орган местного самоуправления, является недопустимым.
Бездействием администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.
Администрацией городского округа Самара также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц пребывающих в учреждении, а именно: детей, работников учреждения, иных лиц, которые вправе посетить данное учреждение, находиться в помещениях указанного учреждения в связи с исполнением служебных обязанностей. Достоверно круг лиц определить невозможно.
Кроме того, отсутствие у МОУ СОШ № положительного заключения управления Роспотребнадзора по <адрес> является единственной причиной не получения лицензии на ведение медицинской деятельности, что также является не допустимым.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что МОУ СОШ 151 часть нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства уже устранена, а именно в школе озеленен участок не менее 50%; оборудован процедурный кабинет и организовано медицинское обслуживание детей в соответствии с действующими приказами.
В связи с этим, в этой части исковых требований прокурору, по мнению суда, следует отказать, а иск удовлетворить частично.
Выводы суда подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № - незаконным.
Обязать администрацию городского округа Самара, МОУ СОШ № устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении расположенном по адресу: <адрес>, пер. Бельский, <адрес> для чего выполнить организационно-хозяйственные мероприятия по:
- восстановлению целостности ограждения участка территории школы;
- оборудованию освещения участка со всех сторон школы;
- оборудованию унитазом кабинами с дверями без запоров
- оборудованию внутренней отделки помещений в школе
- оборудованию учебных досок в классах местным освещением.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья подпись.
Копия верна. Судья Л.К. Картунова
Секретарь Р.Р. Бигеева