РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Томск 07 октября 2015 года
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Титова Т.Н.,
при секретаре Шагановой А.П.,
с участием истцов Козловой М. А.,
Кужевской В. А.,
представителя ответчика Тарасенко Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой М.А., Кужевской В.А. к администрации города Томска о признании лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечении жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Козлова М. А. и Кужевская В. А. обратились в суд с иском к администрации города Томска, просили: признать их лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать включить их в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, обязать предоставить каждой по договору социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17 кв.м. на человека.
В обоснование требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО16 Постановлением администрации Асиновского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ опекуном назначена бабушка по линии матери - ФИО17 Отец ФИО18 умер ДД.ММ.ГГГГ, с ним они не проживали. Органы опеки и попечительства администрации Асиновского района области и опекун своевременно не приняли мер к постановке их на учет и включении в список лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, жилое помещение за ними не закреплялось. В бездействии районной администрации, выразившимся в непринятии мер по постановке на учет, не разъяснении такого права опекуну, Асиновским городским прокурором установлены нарушения закона и внесено соответствующее представление. Кроме того, в дальнейшем (период с ... по ... г.г.) по месту учебы в ОГОУНПО «...» в г. Томске они также не были включены в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Одним из оснований для отказа во включении в список и постановке на учет послужило приобретение опекуном в ... году на их имя долей в праве собственности на частный дом по <адрес>. Однако проживать в данном доме из-за его ветхого состояния, было невозможно, в связи с чем в ... году они произвели отчуждение принадлежащих им долей. Ввиду сложившейся ситуации они жилыми помещениями не обеспечены (Козлова М. А. проживает по <адрес> в служебном жилом помещении, Кужевская В. А. зарегистрирована по месту жительства родителей мужа, фактически снимает квартиру по <адрес>).
В судебном заседании Козлова М. А. и Кужевская В. А. заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Тарасенко Н. В. просила в иске отказать, представила письменные возражения, сводящиеся к тому, что в нарушение положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцы не встали на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, на момент обращения с иском сестрам исполнилось 27 лет, кроме того, истцы были обеспечены жилым помещением, так как являлись собственниками части жилого дома <адрес>.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниямво дит иск подлежащим удовлерению пос ледую.сьтв обеспечении жилыми помещениями.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в редакции Закона Томской области № 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением подлежит удовлетворению.
Проанализировав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что с учетом конкретных причин отсутствия истцов на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявленные требования правомерны.
Так, материалами надзорного производства № Асиновской городской прокуратуры Томской области подтверждается, что Козлова М. А. и Козлова (Кужевская) В. А. на основании постановления Главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № переданы под опеку ФИО17 в связи с тем, что их мать ФИО16 умерла, а отец ФИО18 злоупотреблял спиртными напитками. В последующем отец умер, в связи с чем Козловы приобрели статус детей сирот. В нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, должностными лицами администрации района меры, направленные на защиту жилищных прав Козловых не приняты, в частности, при передаче под опеку жилое помещение за ними не закреплено, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями Козловы не поставлены, кроме того, отсутствуют сведения о разъяснении опекуну прав на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
При указанных выше обстоятельствах, прокурор пришел к выводу о том, что неисполнение администрацией района требований закона повлекло нарушение прав Козловых и как следствие утрату ими права на внеочередное предоставление жилого помещения.
В свою очередь, администрация Асиновского района признала в ответе на представление прокурора допущенные нарушения прав Козловых от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что вышеназванное нарушение прав Козловых со стороны администрации района обусловило в дальнейшем, то есть в период их учебы в г. Томске, действия опекуна (бабушки истцов) ФИО17, которая, как пояснили истцы, не зная о наличии у них права на льготное обеспечение жилыми помещениями, скопив их пособие за несколько лет, дала эти деньги на приобретение части жилого дома <адрес> в ... году.
Между тем, в этом доме проживать можно было только летом, поскольку он находился в крайне ветхом состоянии, требовал капитального ремонта, в нем отсутствовали центральное отопление и канализация, а печное отопление, учитывая ветхое состояние, требовало крайне высоких затрат. Таким образом, несмотря на наличие части дома в собственности они вынужденно снимали другое жилье и в ... году приняли решение о продаже принадлежащих им долей.
Доводы истцов о невозможности проживания в жилом доме <адрес> сомнений у суда не вызвали. Помимо пояснений истцов, данное обстоятельство подтверждается копией техпаспорта, представленными фотоматериалами, из которых очевидно следует неудовлетворительное состояние жилого строения, показаниями свидетеля ФИО23 (соцпедагог ОГОУНПО «...»), согласно которым в период обучения Козловых она выезжала по месту их жительства на <адрес>, дом требовал капитального ремонта, находился в неудовлетворительном состоянии, таком как на представленных фотографиях.
Оснований не доверять истцам либо сомневаться в их добросовестности, полагать, что право собственности прекращено в целях намеренного ухудшения своих жилищных условий, у суда не имеется.
Кроме того, доказательства опровергающие доводы истцов и подтверждающие надлежащую защиту их прав в период обучения, в том числе обследование принадлежащего жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Согласно показаниям ФИО23 в ОГОУНПО «...» работа по защите прав сирот, а также делопроизводство были организованы неудовлетворительно, в связи с чем документы могли не сохраниться.
Показания свидетеля в этой части согласуются с отрицательными ответами на запросы суда о представлении документов, подтверждающих принятие образовательным учреждением мер по постановке Козловых на учет, как детей сирот и ответом администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельствующим об отсутствии переписки с образовательным учреждением по вопросам обеспечения Козловых жилыми помещениями.
При этом ФИО23 не дала ясные показания о конкретных мерах, принятых образовательным учреждением в целях защиты жилищных прав Козловых, сообщив лишь о том, что готовилось какое-то обращение, на него поступал ответ с отказом в постановке на учет в связи с наличием у них в собственности жилого дома.
Вместе с тем, согласно доводам представителя ответчика, в администрации Октябрьского района г. Томска в отношении Козловых сохранилась переписка, начиная с ..., после обращения в администрацию Президента РФ.
Таким образом, суд приходит к выводам о том, что аналогично администрации Асиновского района, администрация вышеназванного образовательного учреждения не принимала надлежащие меры по защите прав Козловых, не обращалась в администрацию Октябрьского района с требованием об их постановке на учет, как детей сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не организовала обследование жилого дома <адрес>, не решила вопрос о признании его непригодным для проживания.
В противном случае, по мнению суда, соответствующую переписку представила бы сторона ответчика в подтверждение своих доводов об обеспеченности истцов на тот момент жилым помещением.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, по общему правилу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как считает суд, по своей правовой природе сам механизм и процедура защиты жилищных прав детей сирот являются административными, в которых гражданин заранее находится в зависимом от действий должностных лиц состоянии. Специфику таких правоотношений предопределяет социальная незащищенность детей-сирот, объективно лишенных естественной поддержки и обеспечения со стороны родителей.
Таким образом, в данном деле, по мнению суда, обязанность опровергнуть доводы истцов и подтвердить возражения об обеспеченности их жилыми помещениями на момент возникновения соответствующего льготного права также должна возлагаться на сторону ответчика.
Согласно пояснениям Козловой М. А. и Кужевской В. А. ранее, еще до ... года они несколько раз самостоятельно обращались в администрацию Октябрьского района г. Томска, однако устно им разъясняли об отсутствии оснований для постановки на учет, не предлагая подготовить и подать письменное обращение, не разъясняя порядок обжалования. Только после обращения в администрацию Президента РФ с ними началась официальная переписка.
Принимая решение об удовлетворении иска и признавая уважительными причины отсутствия истцов на учете нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет суд также учитывает, что образовательное учреждение они окончили в ... году, а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у Козловой М. А. и Кужевской В. А. соответственно родились дети, уход за которыми также затруднял надлежащую защиту нарушенных прав.
Доводы Козловой М. А. и Кужевской В. А. о самостоятельных обращениях в органы местного самоуправления, сомнений также не вызывают, поскольку об этих обстоятельствах ими указывалось в обращении к Президенту РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а оснований не доверять истцам, как указано выше, суд не имеет.
Таким образом, период с ... по ..., в который у истцов отсутствует документальная переписка по вопросам постановки их на учет, по мнению суда, не может быть положен в основу решения суда в качестве бесспорного обстоятельства, свидетельствующего о необходимости отказа в иске.
При установленных нарушениях прав Козловых, бездействии органов местного самоуправления и образовательного учреждения, их явной незаинтересованности в защите жилищных прав, с учетом данных о состоянии жилого дома <адрес>, суд приходит к выводу о том, что наличие у истцов долей в праве собственности на вышеназванный объект недвижимости с ... по ... гг. не подтверждает их обеспеченность. В настоящее время истцы также не обеспечены жилыми помещениями по договорам социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что наличие у истцов долей в праве собственности на жилой дом по <адрес>, также как и не включение их до 23 лет в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не является безусловными и достаточными основаниями для отказа в удовлетворении иска.
Изложенные в письменном отзыве на иск возражения стороны ответчика, по мнению суда, являются исключительно формальными, без учета совокупности конкретных причин отсутствия истцов на учете нуждающихся в жилых помещениях до исполнения им 23 лет, а потому судом отвергаются.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле материалов в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об обоснованности иска.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 17 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 17 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░