Дело № 2а-428/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Кубышкин Ю.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора Фокеева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании незаконным бездействия по не обустройству специальных площадок для размещения мусорных контейнеров, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации Новогоренского сельского поселения, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не обустройстве специальных площадок для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования «Новогоренское сельское поселение Колпашевского района Томской области», обязать Администрацию Новогоренского поселения не позднее 01.10.2020 обустроить специальные площадки, соответствующие требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования «Новогоренского сельское поселение Колпашевского района Томской области».
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной проверки соблюдения Администрацией Новогоренского сельского поселения исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в нарушение положений п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N2 64, специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, для установки контейнеров Администрацией Новогоренского сельского поселения не оборудованы.
Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора Фокеев Р.А., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации Новогоренского сельского поселения Комарова И.А., действующая на основании Устава и решения Совета поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившегося представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.
В письменном отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Администрации Новогоренского сельского поселения указала, что на учете в Администрации Новогоренского сельского поселения числится 40 контейнеров (31 контейнерная площадка), из них в д. Новогорное – 34 штуки, в д. Усть-Чая – 6 штук, средства на приобретение контейнеров выделены из бюджета МО «Колпашевский район». Стоимость обустройства одной контейнерной площадки (железобетонная плита, профнастил для ограждения, столбики, уголок, транспортные услуги – 35 000 рублей). Общая сумма, необходимая для обустройства 31 контейнерной площадки составляет 1 085 000 рублей. В бюджете муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» объем необходимых средств отсутствует. Это подтверждается справкой Администрации Новогоренского сельского поселения, где по суммам пояснены планируемые затраты. В прошлом году было написано ходатайство на выделение денежных средств на обустройство контейнерных площадок. Из бюджета администрации Томской области денежные средства на эти цели не поступали, а в бюджете района таких средств также нет. Силами Администрации поселения невозможно обустроить контейнерные площадки, поэтому необходимы денежные средства Администрации Колпашевского района на эти цели.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, отзыв на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п. 2 ст. 21 данного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании п. 1 ст. 22 указанного Закона и п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 18 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. При этом в силу ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 16 ст.4 устава МО «Новогоренского сельское поселение» к вопросам местного значения Новогоренского сельского поселения относится организация деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
В силу п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений пункта 8.2.5 санитарных норм и правил СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки городской прокуратуры соблюдения Администрацией Новогоренского сельского поселения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №, которым Колпашевский городской прокурор требовал устранить нарушения закона, выразившиеся в отсутствие оборудованных специальных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру для установки контейнеров для сбора твердых бытовых коммунальных отходов.
Согласно ответу на представление Главы Новогоренского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, было установлено дополнительно 10 контейнеров, специальные площадки с бетонным покрытием, ограниченные ограждением из профнастила, для установки контейнеров будут оборудованы после того, как Администрация Колпашевского района выделит денежные средства на приобретение плит и профнастила.
Согласно справке Администрации Колпашевского Новогоренского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены доходы (расходы) в сумме 7 711 тысяч рублей. В перечень расходов на 2020 входят: целевые средства на выплату заработной платы и начисление на выплаты по оплате труда специалиста по первичному воинскому учету; целевые средства Областного бюджета на выплату заработной платы и начисление выплаты по оплате труда инструктора по спорту и приобретение спортивного инвентаря; средства на выплату заработной платы и начисление на выплаты по оплате труда работников Администрации Новогоренского сельского поселения; иные межбюджетные трансферты бюджета МО «Колпашевский район» на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Новогоренского сельского поселения услугами организаций культуры; средства на оплату мероприятий по благоустройству; средства на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; средства на содержание дорог; средства на оплату за электрическую энергию; средства резервного фонда Администрации Новогоренского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новогоренского сельского поселения в ответ на запрос Колпашевской городской прокуратуры указала на то, что в бюджете Администрации Колпашевского района денежных средств на контейнерные площадки нет.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время на территории населенных пунктов Новогоренского сельского поселения в нарушение требований приведенного выше законодательства специальные площадки с бетонным или асфальтобетонным покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру для установки контейнеров не оборудованы.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, бездействие Администрации Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в не обустройстве специальных площадок для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования Новогоренское сельское поселение Колпашевского района Томской области подлежит признанию незаконным, с возложением на Администрацию Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области не позднее 01.10.2020 обустроить специальные площадки, соответствующие требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования Новогоренское сельское поселение Колпашевского района Томской области.
Также суд полагает, что в данном случае требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.
При этом, предложенный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что о необходимости выполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления административный ответчик был проинформирован административным истцом еще ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора, поданных в интересах неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.10.2020 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.8.2.5 ░░░░░░ 2.1.2.2645-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10.06.2010 № 64, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: 01 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░