Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-19/2019 (2-386/2018;) ~ М-358/2018 от 07.12.2018

Дело №2-19/2019 (2-386/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Поярково                                                        11 февраля 2019 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ершовой К.В.,

при секретаре Паньковой А.С.,

с участием ст. помощника прокурора Барановского И.В.,

представителя ответчика МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» - директора Низковских М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского района, МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», отделу образования администрации Михайловского района о возложении обязанностей по установке системы видеонаблюдения и кнопок экстренного вызова (тревожных кнопок) в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой было выявлено, что в нарушение п.п. 28,30 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов положений законодательства, касающегося соблюдения требований антитеррористической безопасности таких мест и объектов (территорий)» МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», состоящее из двух зданий, расположенных по <адрес> и <адрес>, до настоящего времени не оборудовано системой видеонаблюдения. Кроме того, в нарушение п. 6.48 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изм. №2, утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 876/пр) оба здания МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» не оборудованы тревожными кнопками. При этом, осуществление деятельности в МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» в отсутствие в зданиях системы видеонаблюдения и тревожных кнопок, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. В соответствии с Уставом МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», его учредителем и собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является администрация Михайловского района; функции и полномочия учредителя исполняет отдел образования администрации Михайловского района. Прокурор полагает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической открепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только самого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления – администрации Михайловского района. В связи с чем, прокурор просил обязать МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» оборудовать тревожные кнопки в зданиях, расположенных по <адрес> и <адрес>, а также оборудовать в указанных зданиях систему видеонаблюдения, обеспечив непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории каждого из указанных зданий, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней, возложив на администрацию Михайловского района обязанность осуществить финансирование затрат на выполнение указанных мероприятий в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    В судебном заседании от 10.01.2019 помощник прокурора Михайловского района Мордвинкина А.В. на удовлетворении исковых требований прокурора настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просила обязать МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» оборудовать тревожные кнопки в зданиях, расположенных по адресу <адрес>, обязать МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» оборудовать систему видеонаблюдения в вышеуказанных зданиях, обеспечив непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории здания, а также возложить обязанность на администрацию Михайловского района по финансированию указанных мероприятий в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

    Ст. помощник прокурора Михайловского района Барановский И.В. в судебном заседании от 11.02.2019, уточнив исковые требования, просил определить срок для исполнения МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» обязанностей по оборудованию зданий МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», расположенных по адресу <адрес>, системой видеонаблюдения и кнопками тревожной сигнализации - до 01.09.2019, в остальной части исковые требования поддержал в полном.

В судебном заседании представитель ответчика МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» - директор учреждения Низковских М.И., не отрицая наличия выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных учреждений, вместе с тем указал, что со своей стороны в целях противодействия террористической деятельности, в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» установлены стенды с соответствующей наглядной агитацией. Подготовлена смета на оборудование тревожными кнопками зданий спортивной школы с направлением в адрес учредителя в октябре 2018 года соответствующей заявки на финансирование указанных расходов. Также поданы соответствующие заявки на оборудование системы видеонаблюдения в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», но выполнение данного вида мероприятий потребует значительных временных затрат ввиду необходимости через муниципальный контракт отыскания соответствующей лицензированной организации. Кроме того, полагает, что устранение данных нарушений невозможно в период учебного процесса (занятий в спортшколе), которые в текущем учебном году завершаться в мае 2019 года. Также полагает, что установка наружных камер видеонаблюдения в зимний период времени невозможна при наличии низких температур наружного воздуха. В связи с чем, в случае удовлетворения требований прокурора, просил суд установить разумные сроки для устранения выявленных нарушений.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Тырина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании от 10.01.2019 возражала против заявленных требований, указав, что имущество МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» находится у последнего на праве оперативного управления, в связи с чем указанный ответчик вправе самостоятельно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Собственник имущества – администрация Михайловского района не несет ответственность по обязательствам школы. Считает, что обязанность по оборудованию зданий МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» системой видеонаблюдения и кнопками экстренного вызова лежит исключительно на МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», как автономном учреждении, у которого здания находятся в оперативном управлении. В связи с чем, что требования к администрации Михайловского района предъявлены как к ненадлежащему ответчику. Кроме того, денежные средства на исполнение обязанности по оборудованию зданий МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» системой видеонаблюдения и кнопками экстренного вызова в бюджет Михайловского района на 2019 года заложены не были. В связи с чем просила в заявленных требованиях прокурору Михайловского района к администрации Михайловского района отказать.

Представитель ответчика отдела образования администрации Михайловского района Фадюшин Е.В. в судебном заседании от 10.01.2019, возражая против удовлетворения требований прокурора, предъявленных к отделу образования администрации Михайловского района, указал, что обязанность по финансированию расходов, связанных с установкой тревожных кнопок и системы видеонаблюдения в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», принадлежащих на праве собственности администрации Михайловского района, лежит на собственнике имущества. Также указал, что заявка на оборудование тревожных кнопок в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» была направлена в адрес администрации района, как собственника и учредителя указанного образовательного учреждения, вместе с тем считает, что установка тревожных кнопок и камер видеонаблюдения в зданиях МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» в настоящий момент невозможна в виду проведения учебных процессов. Кроме того выполнение указанных мероприятий требует значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем, просил в случае удовлетворения требований прокурора, предоставить ответчикам разумный срок для их выполнения.

           Заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Из материалов дела следует, что прокуратурой Михайловского района Амурской области по поручению прокуратуры Амурской области 30.11.2018 с участием представителя филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» проведена проверка соблюдения МАОУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой было установлено, что в зданиях указанного образовательного учреждения, расположенных по <адрес>, в частности, отсутствуют технические средства охраны (сигнализации), охрана здания в нерабочее время также не осуществляется, видеонаблюдение отсутствует.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    В силу ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

    В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России № 635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

    Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, распространяются на дошкольные образовательные организации, общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования (среднего, высшего, дополнительного).

    Согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. В соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями).

    В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

    МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» является учреждением основной целью деятельности которого является оказание образовательных услуг в сфере дополнительного образования, дополнительным видом деятельности является организация отдыха детей в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием) и пр. (пункт 2.3. Устава).

    С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в т.ч., несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 1.1 Устава МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» его учредителем и собственником имущества является администрация Михайловского района Амурской области. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляют администрация Михайловского района в лице отдела образования администрации Михайловского района.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В целях решения вопрос местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» и учредителем, в лице администрации Михайловского района, не исполняются положения Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму», что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, либо посещающих его, нарушает права и законные интересы граждан, в т.ч., несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ.

    В то время, как выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников спортивной школы, работников учреждения и иных лиц, посещающих МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» (оказывающего услуги в сфере физической культуры и спорта), их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности зданий МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ» является обязанностью не только этого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления - его учредителя, а именно, администрации Михайловского района, в связи с чем суд полагает признать доводы представителя администрации Михайловского района о том, что данный орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком, явно не состоятельными.

    Доводы представителя администрации Михайловского района об отсутствии в бюджете муниципального района достаточных средств на финансирование указанных расходов, не могут являться основанием для освобождения его от обязанности устранения нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности.

    В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Михайловского района в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению, с возложением обязанности по установке системы видеонаблюдения и оборудованию канала передачи тревожных сообщений (кнопок тревожной сигнализации) на МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования и получателя бюджетных средств, в срок до 01.09.2019, а на администрацию Михайловского района - обязанность по обеспечению финансирования указанных расходов в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку названный орган местного самоуправления является главным распорядителем средств муниципального бюджета.

    Вместе с тем, учитывая, что какие-либо материально-правовых требований прокурором к ответчику - отделу администрации Михайловского района не предъявлялись, в связи с чем оснований для признании указанного учреждения надлежащим ответчиком не имеется, поэтому в иске к данному ответчику суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

              Исковые требования прокурора Михайловского района удовлетворить частично.

    Обязать муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Поярковская детско-юношеская спортивная школа» в срок до 01 сентября 2019 года установить в зданиях указанного учреждения, расположенных по <адрес> и <адрес>, систему видеонаблюдения.

    Обязать муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Поярковская детско-юношеская спортивная школа» в срок до 01 сентября 2019 года оборудовать здания указанного учреждения, расположенные по <адрес> и <адрес>, каналами передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации или ситуационные центры «Службы 112» (кнопками тревожной сигнализации).

    Возложить обязанность на администрацию Михайловского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование установки системы видеонаблюдения и оборудование кнопками тревожной сигнализации здания МОАУ ДОД «Поярковская ДЮСШ», расположенные по <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

      Судья                                                                                                К.В. Ершова

       Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2019 года.

2-19/2019 (2-386/2018;) ~ М-358/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шкильняк Илья Владимирович
Ответчики
Отдел образования администрации Михайловского района
МОАУ ДОД "Поярковская ДЮСШ"
Администрация Михайловского района
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
07.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2019Судебное заседание
11.02.2019Судебное заседание
15.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее