Судебный акт #1 () по делу № 3а-59/2021 ~ М-32/2021 от 15.02.2021

Дело № 3а-59/2021

Дело № 3а-59/2021

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

18 марта 2021 года                                                                               г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора  Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ангстрем» о признании недействующими в части Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы Города Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2011 года «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» и Правил землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Ангстрем» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области, Администрации г.Димитровграда, Городской Думе г.Димитровграда о признании недействующими в части Генерального плана г. Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2011 года «О внесении изменений в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области» и Правил землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области».

Требования мотивировало тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору № *** аренды земельного участка от 10 сентября 2013 года, заключенного между ООО Ангстрем» и предыдущим арендатором – ООО «Экоцентр» 24 ноября 2016 года. Арендодатель – администрация г.Димитровграда Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда.

Изначально земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Экоцентр» для строительства питомника и приюта для бездомных животных сроком до 1 октября 2015 года. Постановлением администрации г.Димитровграда Ульяновской области № 996 от 7 апреля 2014 срок договора аренды продлен до 1 октября 2064 года. Размер арендной платы составил 201,60 руб. в месяц.

1 августа 2019 года в адрес истца поступило письмо о необходимости подписания дополнительного соглашения к договору аренды и расчетом арендной платы. Из данного письма стало известно об изменении  вида разрешенного использования земельного участка – на «коммунальное обслуживание». Размер арендной платы составил 8 7674,40 руб. в месяц.

В 2020 году истцу стало известно об изменении  территориальной зоны земельного участка – на зону «П1-С» - производственная зона специального вида. Основными видами разрешенного использования являются недропользование 3-5 класса опасности, тяжелая и легкая промышленность 3-5 класса опасности, нефтехимическая промышленность 3-5 класса опасности, общественное питание, магазины.

Также выяснилось, что земельный участок по ул. *** расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитная зона промышленных предприятий. Таким образом, использование земельного участка  по ранее существовавшему виду разрешенного использования невозможно.

Из ответа Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда стало известно, что изменению территориальной зоны земельного участка и наложению на земельный участок санитарно-защитной зоны предшествовало внесение  изменений в Генеральный план и Правила землепользования г.Димитровграда, утвержденных решениями Городской Думы г.Димитровграда от 29 ноября 2017 года № 72/859 и № 72/860.

Истец полагает, что установление санитарно-защитной зоны произведено с нарушением требований законодательства -  СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Изменение функциональной зоны произведено без достаточного обоснования, что противоречит п. 6 ст. 23 ГрК РФ.

Проект по внесению изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки был выполнен на основании договора № 2106/2017 от 21 июня 2017 года, в то время, как решение о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки было принято главой местной администрации 5 июля 2017 года, что противоречит ст. 25 ГрК РФ.

Кроме того, изменения, внесенные в Генеральный план, подлежали согласованию на местном, региональном и федеральном уровнях, чего сделано не было.

До внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки информация о содержании проектов внесения изменения не доводилась до населения, что противоречит ч. 5 ст. 28 ГрК РФ.

В связи с  этим истец просил признать недействующим Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2011 года «О внесении изменений в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером *** функциональной зоны «зона производственного использования», а также в части распространения санитарно-защитной зоны предприятия на территорию земельного участка с кадастровым номером *** (карта функциональных зон); признать недействующими Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Димитровграда Ульяновской области» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером *** территориальной зоны П1-С «производственная зона специального вида», а также  в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером ***  (карта территориального планирования).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Димитровграда».

В судебном заседании представитель истца Медведева Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Городской Думы г.Димитровграда в последнее судебное заседание не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела требования истца не признавал. Указывал на то, что изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда были приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры и порядка их опубликования.

Представители МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда» в последнее судебное заседание также не явились. Ранее в ходе рассмотрения дела требования истца не признавали. Указывали при этом, что при предоставлении земельного участка первому арендатору земельный участок находился в функциональной зоне «зона промышленных предприятий». В 2015 году данная зона была изменена на зону производственного использования.  

При заключении в 2016 году договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды, ООО «Ангстрем» было поставлено в известность об изменении территориальной зоны земельного участка с П2 на П1.

Санитарно-защитная зона установлена в соответствии с требованиями законодательства.

Распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2015 года № 526-р городской округ – город Димитровград включен в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р.

14 января 2016 года подписано соглашение о развитии моногорода Димитровграда.

В результате этого было принято решение о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда  в связи с размещением территории опережающего развития на территории г.Димитровграда и несоответствии части функциональных и градостроительных зон принятому решению по размещению производственных объектов на территории промышленной зоны по ул. Промышленной.

Постановлением администрации г.Димитровграда № 1119 от 22 июля 2017 года был утвержден проект планировки территории и проект межевания территории промышленной зоны г.Димитровграда (ул. Промышленная и Западное шоссе). В соответствии с указанным документами предусматривается образование земельных участков производственного назначения с различным классами опасности от 2 до 5.  К каждой промышленной площадке  предусматривается автомобильный проезд и устройство железнодорожной ветки к нескольким территориям существующей железнодорожной линии. Также проектом предусмотрено подведение инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения).

Изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда приняты с соблюдением процедуры их принятия.

Представители администрации г.Димитровграда Ульяновской области, Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Письменных возражений на иск не представили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора о частичном удовлетворении требований истца -  признания незаконными нормативных правовых актов в части   распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, а также муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых истцом решений,  утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, в том числе изменений в такие планы, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения  муниципального, городского округа.

В соответствии с частями 1 статьей 24 и 32 ГрК РФ генеральный план городского округа, а также Правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно статьи 2 Устава МО «Город Димитровград» Ульяновской области, принятого решением Городской Думы г.Димитровграда от 29 июня 2016 г. N 46/556, муниципальное образование «город Димитровград» представляет собой городской округ.

В соответствии со статьей 25 Устава  МО «город Димитровград»  Ульяновской области Городская Дума является представительным органом местного самоуправления. К её компетенции относится утверждение генерального плана города и правил землепользования и застройки  МО «город Димитровград».

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселений, внесение изменений в него урегулированы статьей 24 ГрК РФ, а правил землепользования и застройки - статьями 31 и 32 ГрК РФ.

Согласно статье 24 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно пунктам 11-13 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В соответствии со статьей 28 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Согласно статье 32 ГрК РФ в редакции на момент принятия оспариваемых истцом решений Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 9 и 11 ст. 81 Устава МО «город Димитровград» Ульяновской области нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает город, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Под официальным опубликованием понимается публикация правового акта в периодическом печатном средстве массовой информации или в сетевом издании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые определяются органом местного самоуправления города, принявшим муниципальный правовой акт.

В ходе рассмотрения дела установлено, что изначально Генеральный план г.Димитровграда был утвержден решением Городской Думы г.Димитровграда № 34/459 от 28 июля 2010 года (л.д. 37 т.2).

Правила землепользования и застройки г.Димитровграда были утверждены решением Городской Думы г.Димитровграда от 27 июля 2011 года №53/682 (л.д. 42 т.2).

25 февраля 2015 года Городской Думой г.Димитровграда принято решение № 22/268 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области». Согласно указанному решению Приложение к решению изложено в новой редакции (л.д. 3 т.4).

7 мая 2015 года Городской Думой г.Димитровграда было принято решение № 25/347 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области». Согласно указанному решению Приложение к решению изложено в новой редакции (л.д. 98 т.4).

Решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования г.Димитровграда были приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования. Данные обстоятельства установлены вступившим 20 октября 2020 года в законную силу решением Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 года по иску ООО «Сетевая компания «Базис» о признании незаконными решений Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 25 февраля 2015 года № 22/268 «О внесении изменений в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области»   и от 7 мая 2015 года № 25/347 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда».

Решениями Городской Думы г.Димитровграда от 29 ноября 2017 года  № 72/859 и № 72/860 были внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, соответственно (л.д. 188-195 т.2).

Указанные решения опубликованы в газете «Муниципальный вестник Заволжья» - 1 декабря 2017 года № 135 (2231) (л.д. 196-199 т.2).

Принятию указанных решений предшествовали следующие действия:

5 июля 2017 года Главой администрации г.Димитровграда были приняты постановления № 1222 и 1223 о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план  и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда (л.д. 156 -158 т.2).

Указанные постановления опубликованы в официальном печатном издании – газете «Димитровград 12 июля 2017 года № 49 (1432) (л.д. 160 т.2).

Постановлением Главы города Димитровграда   № 295 от 15 августа 2017 года  на 15 сентября 2017 года были назначены публичные слушания по проектам внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования г.Димитровграда. (л.д. 162 т.2).

Данное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник Заволжья» 15 августа 2017 года № 86 (2182). (л.д. 165 т.2).

Кроме того, в газете Димитровград от 30 августа 2017 года № 63(1446) было опубликовано сообщение Комиссии по землепользованию и застройке г.Димитровграда о проведении 15 сентября 2017 публичных слушаний. (л.д. 166-167 т.2).

15 сентября 2017 года проведены публичные слушании по вопросам внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда,  что подтверждается протоколом проведения публичных слушаний (л.д. 166-172 т.2).

По результатам публичных слушаний Комиссией по землепользованию и застройке, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, составлено заключение рекомендовать Главе Администрации г.Димитровграда принять решение об утверждении проектов решений Городской Думы г.Димитровграда о утверждении изменений в Генеральный план и Правила землепользования г.Димитровграда  (л.д. 34-35 т.3), которое  опубликовано в газете «Димитровград» 4 октября 2017 года № 71 (1154) (л.д. 173-174 т.2).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решения от 29 ноября 2017 года о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия и порядка их опубликования.

Довод истца о том, что внесенные в Генеральный план изменения подлежали согласованию на местном, региональном и федеральном уровнях, чего сделано не было, основан на неверной трактовке законодательства.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти,  с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ,  с органами местного самоуправления в  случаях, предусмотренных статьей 25 ГрК РФ. В данном случае внесенные в Генеральный план изменения не подпадали под перечень, предусмотренный статьей 25 ГрК РФ, следовательно, согласование указанных изменений на федеральном, региональном и местном уровне не требовалось.

Не состоятельным является довод истца о том, что до внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки информация о содержании вносимых  изменений не доводилась до населения, что противоречит ч. 5 ст. 28 ГрК РФ.

Как следует из постановлений главы администрации г.Димитровграда № 1222 и 1223 от 5 июля 2017 года «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план г.Димитровграда» и «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда», в них уже говорилось о содержании планируемых изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда – изменение функциональных и территориальных зон инвестиционных площадок по ул. Промышленной в г.Димитровграде. При этом заинтересованные лица имели возможность лично ознакомиться с содержанием указанных изменений и представить свои предложения в Комиссию по подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда.

Довод истца о том, что постановления Главы администрации г.Димитровграда № 1222 и 1223 от 5 июля 2017 года о подготовке проектов внесения  изменений в Генеральный план и Правила землепользования  и застройки г.Димитровграда были изданы позже заключения  договора на выполнение проектных работ по внесению изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда (договор от 21 июня 2017 года, суду не представлен), не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативных правовых актов. 

По доводам истца об обоснованности внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст. 9 ГрК РФ).

Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского округа определяет стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития. При этом генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Ангстрем» является арендатором земельного участка площадью 20 715 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору № *** аренды земельного участка от 10 сентября 2013 года, заключенного между ООО «Ангстрем» и предыдущим арендатором – ООО «Экоцентр», 24 ноября 2016 года. Арендодатель – администрация г.Димитровграда Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда.

Изначально земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Экоцентр» для строительства питомника и приюта для бездомных животных сроком до 1 октября 2015 года. Постановлением администрации г.Димитровграда Ульяновской области № 996 от 7 апреля 2014 срок договора аренды продлен до 1 октября 2064 года. Размер арендной платы составлял 201,60 руб. в месяц.

На момент предоставления земельного участка первому арендатору земельный участок по Генеральному плану располагался в функциональной зоне  промышленных предприятий (графический материал на л.д. 57 т.3).

Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок располагался  в территориальной зоне П2 – зона инженерной инфраструктуры  (графический материл на л.д. 57 т.3). Основные виды разрешенного использования земельного участка -  объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры городского значения, объекты транспортной инфраструктуры.  Условно - разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования предусмотрены не были (л.д. 122 т.2).

Таким образом, с учетом установленных для территориальной зоны П2 видов разрешенного использования земельный участок изначально не мог использоваться для строительства питомника и приюта для бездомных животных.

Ввиду изменений, внесенных в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда в 2015 году, земельный участок стал находится в функциональной зоне производственного использования (графический материал л.д. 58 т.3).

Ввиду изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, изменилось наименование территориальной зоны П2, в которой находится земельный участок с кадастровым номером  ***. Территориальная зона П2 стала  именоваться коммунально-складской зоной. Для указанной зоны были установлены следующие виды разрешенного использования – коммунальное обслуживание, склады, обслуживание автотранспорта, рынки, бытовой обслуживание. Условно-разрешенные виды использования – общественное питание, торговые центры (торгово-развлекательные центры), обеспечение научной деятельности. Вспомогательные виды использования – общее пользование территории (л.д. 168 т. 4). Данные виды разрешенного использования земельного участка также не предполагали размещение на нем питомника и приюта для бездомных животных.

Кроме того, указанные изменения, внесенные в Генеральный план  и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, прав истца нарушить не могли, поскольку он стал арендатором земельного участка только в ноябре 2016 года, то есть уже после внесенных в Генеральный план и Правиле землепользования и застройки изменений.

Изменения, внесенные в Генеральный план в 2017 году, заключались в изменении функциональных зон инвестиционных площадок, расположенных по адресу: ***, с «зоны специального назначения» и «общественно-деловой зоны»  на «зону производственного использования». Данные изменения прав истца не затрагивают, поскольку функциональная зона – зона производственного использования,  была установлена еще в 2015 году.

Изменения, внесенные в 2017 году в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, касались следующего: статья 17 главы 5 была дополнена пунктом 13.1 – введено понятие производственной зоны специального вида (П1-С). Глава 6 дополнена ст. 36.1, которая определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для производственной зоны специального вида. (л.д. 191-193 т.2).

Кроме того, на карте градостроительного зонирования территориальные  зоны инвестиционных площадок, расположенных по адресу: ***, территориальная зона СП3 - зона специального назначения, связанная с озеленением санитарно-защитных зон, территориальная зона О1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения,  а также территориальная зона П2 - коммунально-складская зона были заменены на территориальную зону П1-С – производственная зона специального назначения.

В результате указанных изменений арендуемый истцом земельный участок стал располагаться в территориальной зоне П1-С. Основными видами разрешенного использования земельных участков для указанной территориальной зоны являются: недропользование 3-5 класса опасности, тяжелая промышленность 3-5 класса опасности, легкая промышленность 3-5 класса опасности, пищевая промышленность 3-5 класса опасности,   нефтехимическая промышленность 3-5 класса опасности, строительная промышленность 3-5 класса опасности, связь 3-5 класса опасности, обеспечении е научной деятельности 3-5 класса опасности, коммунальное обслуживание 3-5 класса опасности, производство, хранение, первичная и глубокая переработка сельскохозяйственной продукции 3-5 класса опасности. Условно-разрешенные виды использования – общественное питание, магазины.

В данном случае территориальная зона соответствует функциональной зоне. Нарушение прав истца отсутствует, поскольку вид разрешенного использования арендованного истцом земельного участка никогда не предусматривал возможности возведения на нем питомника и приюта для бездомных животных, никаких объектов недвижимости, принадлежащих истцу, на данном земельном участке  не имеется,  с 2016 года истец к освоению земельного участка не приступал.

Довод истца о недостаточной обоснованности внесенных изменений суд считает несостоятельным.

Распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2015 года № 526-р городской округ – город Димитровград включен в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р.

14 января 2016 года между губернатором Ульяновской области и генеральным директором Фонда развития моногородов было подписано соглашение о развитии моногорода Димитровграда (л.д. 7 т.3).

Постановлением Правительства РФ № 848 от 19 июля 2017 года принято решение о создании на территории г.Димитровграда территории опережающего социально-экономического  развития «город Димитровград». Создание данной территории  предусматривает, что ее функционирование будет обеспечивать достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. С этой целью на территории г.Димитровграда для определенных видов предпринимательской деятельности создан особый правовой режим.

Изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда вызваны необходимостью создания на территории г.Димитровграда дополнительных  территорий для размещения на них новых производственных предприятий. При этом, как следует из отзыва МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Димитровграда» принятию решения о создании на территории г.Димитровграда территории опережающего социально-экономического развития предшествовали определенные подготовительные мероприятия – направление Правительством Ульяновской области в декабре 2016 года в Министерство экономического развития РФ заявки на создание территории опережающего  социально-экономического развития, принятие по данному заявлению Министерством экономического развития РФ  положительного решения.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований истца о признании недействующими Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы Города Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером *** зоны производственного использования и Правил землепользования и застройки г. Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером  *** территориальной зоны П1-С – производственная зона специального вида, не имеется.

Вместе с тем доводы истца о незаконности установления санитарно-защитной зоны заслуживают внимания.

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в том числе предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).

Из выкопировки из Генерального плана г.Димитровграда в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда от 29 ноября 2017 года № 72/859 (л.д. 59 т.3), следует, что находящийся в аренде у административного истца земельный участок находится в санитарно-защитной зоне предприятий.

В ходе рассмотрения дела представители МКУ «Управление архитектуры г.Димитровграда» пояснили, что указанная санитарно-защитная зона установлена расчетным путем.

Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств установления указанной санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном законом порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы. Отсутствие акта об утверждении границ санитарно—защитной зоны исключает возможность их отображения в генеральном плане и правилах землепользования и застройки.

Определение границ санитарно-защитных зон не входит в компетенцию органов местного самоуправления. 

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании недействующими: Генерального плана г.Димитровграда в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2017 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером установления в границах земельного участка с кадастровым номером ***, а также Правил землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной Решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года  в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером ***.

При этом суд полагает необходимым признать недействующими в указанной выше части Генеральный план г.Димитровграда и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом и Администрации г.Димитровграда следует отказать как к ненадлежащим ответчикам.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ангстрем» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером *** (карта функциональных зон городского округа).

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области» в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером *** (карта территориального зонирования).

В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером *** функциональной зоны «зона производственного использования» и Правил землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений к Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером *** территориальной зоны П1-С «производственная зона специального вида», отказать.

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Ангстрем» к Комитету по управлению имуществом города Димитровграда Ульяновской области, Администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании недействующими     в части Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/859 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области», и Правил землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 72/860 от 29 ноября 2017 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                       Трифонова Т.П.

 

 

3а-59/2021 ~ М-32/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "АНГСТРЕМ"
Ответчики
Городская Дума г. Димитровграда
Комитет по управлению имуществом города Димитровграда
Администрация города Димитровграда
Другие
Дроздова Н.В.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда».
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Трифонова Т. П.
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация административного искового заявления
15.02.2021Передача материалов судье
16.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2021Предварительное судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее