Судья: Лигус О.В. дело № 33-3363/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмовой Н.Е. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконными действий по постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки,
по апелляционной жалобе Храмовой Н.Е. на решение Советского районного суда г. Орла от 21 июля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя Храмовой Т.Е. по доверенности Чеботарева А.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего необходимым отменить решение суда, возражения на жалобу представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Бухвостовой О.А., согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Храмова Т.Е., действуя в интересах несовершеннолетней Х.А.А., обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконным действий по постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Исковые требования мотивированы тем, что ее дочь Х.А.А. является ребенком-инвалидом с диагнозом «Детский церебральный паралич» и нуждается в санаторно-курортном лечении.
Собрав необходимые документы, она обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевки и 22.12.2015 была поставлена в очередь под номером 3595.
Полагает, действия ответчика являются незаконными, поскольку такого количества льготников в Орловской области нет.
Считает, что те граждане, которые стоят в очереди перед ней, состоят в ней необоснованно, так как срок действия справок, выданных им Пенсионным фондом об отказе от денежных средств, истек.
По указанным основаниям Храмова Т.Е. просила суд признать действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области незаконными в части постановки Х.А.А. в очередь под № 3595.
Судом постановлено обжалуемое решение.
Храмова Т.Е. не согласилась с постановленным решением суда первой инстанции, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Указывает, что она никогда не обжаловала очередь как таковую, а обжаловала постановку на очередь под номером 3595.
Обращает внимание на то, что ее ребенок 22.12.2015 был поставлен на очередь под номером 3595, тогда как в списке очередников ребенок значится под номером 2912 с датой постановки 22.12.2015.
Приводит доводы о том, что ответчик нарушает права ребенка на реабилитацию по медицинским показаниям.
Считает, что такого количества льготников с полным пакетом документов у ответчика нет.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года № 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 года. Срок действия справки - 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Уполномоченным органом по исполнению данных функций в Орловской области является Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области (в настоящее время - Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области) на основании постановления Правительства Орловской области от 21.03.2011 №88 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».
Пунктами 1.5, 1.6 постановления Правительства Орловской области от 21.03.2011 №88, из граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки и обратившихся за ее получением, формируется областной реестр, который формируется Департаментом в хронологическом порядке, исходя из даты и времени подачи заявления.
В соответствии с п.2.2 датой подачи заявления считается дата регистрации заявления с приложением необходимых документов в журнале регистрации. Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами от гражданина подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой филиалом или отделом ОГУ.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что несовершеннолетняя Х.А.А. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ от 20.07.2015.
22.12.2015 Храмова Т.Е., мать несовершеннолетней Х.А.А., обратилась в Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области с заявлением на получение для дочери путевки на санаторно-курортное лечение.
Факт нуждаемости Х.А.А. в санаторно-курортном лечении подтверждается справкой об инвалидности, индивидуальной программой реабилитации ребенка, справкой Управления Пенсионного фонда РФ (л.д.15-19, 21).
При подаче заявления Храмовой Т.Е. был предоставлен необходимый пакет документов, после чего ей выдана расписка-уведомление с указанием очереди 3595(л.д.20-21).
Согласно списку очередников, состоящих в очереди на получение санаторно-курортной путевки, в нем значатся инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС, бывшие узники фашистских концлагерей и гетто и другие категории имеющие право на бесплатное предоставление санаторно-курортных путевок.
В данном списке Х.А.А. значится под номером 2912 с датой постановки 22.12.2015.
Указанный реестр льготников содержит все необходимые сведения о лицах поставленных на учет, в связи с чем у суда нет оснований ставить под сомнение его достоверность, каких либо доказательств его несоответствия действительности в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, пришел к правильному выводу о том, что нарушений требований закона при постановке Х.А.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик нарушает гарантированные ребенку-инвалиду государством права на прохождение реабилитации по медицинским показаниям, подлежат отклонению, поскольку право ребенка истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям не нарушено, так как Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области в предоставлении данной путевки не отказал, на основании поданного заявления, ребенок поставлен на очередь. Право ребенка подлежит реализации в порядке очередности с учетом прав и интересов других лиц данной очереди.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истек срок действия справок выданных лицам из списка очередников, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о неправильном включении Х.А.А. в реестр лиц, имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение по дате обращения 22.12.2015. Кроме того, истечение срока действия документов не является основанием для исключения граждан из реестра лиц, обратившихся за получением путёвки на санаторно-курортное лечение. Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Не согласие представителя истца, выраженное в апелляционной жалобе, с номером очереди не влечет отмены судебного решения, поскольку не опровергает выводы судебного решения.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ответчика Бухвостова О.А., номер очереди в списке соответствует дате постановки на учет, является правильным и указан на момент рассмотрения дела в суде с учетом «движения» очереди.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Храмовой Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Лигус О.В. дело № 33-3363/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмовой Н.Е. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконными действий по постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки,
по апелляционной жалобе Храмовой Н.Е. на решение Советского районного суда г. Орла от 21 июля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя Храмовой Т.Е. по доверенности Чеботарева А.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего необходимым отменить решение суда, возражения на жалобу представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Бухвостовой О.А., согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Храмова Т.Е., действуя в интересах несовершеннолетней Х.А.А., обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконным действий по постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Исковые требования мотивированы тем, что ее дочь Х.А.А. является ребенком-инвалидом с диагнозом «Детский церебральный паралич» и нуждается в санаторно-курортном лечении.
Собрав необходимые документы, она обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевки и 22.12.2015 была поставлена в очередь под номером 3595.
Полагает, действия ответчика являются незаконными, поскольку такого количества льготников в Орловской области нет.
Считает, что те граждане, которые стоят в очереди перед ней, состоят в ней необоснованно, так как срок действия справок, выданных им Пенсионным фондом об отказе от денежных средств, истек.
По указанным основаниям Храмова Т.Е. просила суд признать действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области незаконными в части постановки Х.А.А. в очередь под № 3595.
Судом постановлено обжалуемое решение.
Храмова Т.Е. не согласилась с постановленным решением суда первой инстанции, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Указывает, что она никогда не обжаловала очередь как таковую, а обжаловала постановку на очередь под номером 3595.
Обращает внимание на то, что ее ребенок 22.12.2015 был поставлен на очередь под номером 3595, тогда как в списке очередников ребенок значится под номером 2912 с датой постановки 22.12.2015.
Приводит доводы о том, что ответчик нарушает права ребенка на реабилитацию по медицинским показаниям.
Считает, что такого количества льготников с полным пакетом документов у ответчика нет.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года № 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 года. Срок действия справки - 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Уполномоченным органом по исполнению данных функций в Орловской области является Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области (в настоящее время - Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области) на основании постановления Правительства Орловской области от 21.03.2011 №88 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».
Пунктами 1.5, 1.6 постановления Правительства Орловской области от 21.03.2011 №88, из граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки и обратившихся за ее получением, формируется областной реестр, который формируется Департаментом в хронологическом порядке, исходя из даты и времени подачи заявления.
В соответствии с п.2.2 датой подачи заявления считается дата регистрации заявления с приложением необходимых документов в журнале регистрации. Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами от гражданина подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой филиалом или отделом ОГУ.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что несовершеннолетняя Х.А.А. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ от 20.07.2015.
22.12.2015 Храмова Т.Е., мать несовершеннолетней Х.А.А., обратилась в Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области с заявлением на получение для дочери путевки на санаторно-курортное лечение.
Факт нуждаемости Х.А.А. в санаторно-курортном лечении подтверждается справкой об инвалидности, индивидуальной программой реабилитации ребенка, справкой Управления Пенсионного фонда РФ (л.д.15-19, 21).
При подаче заявления Храмовой Т.Е. был предоставлен необходимый пакет документов, после чего ей выдана расписка-уведомление с указанием очереди 3595(л.д.20-21).
Согласно списку очередников, состоящих в очереди на получение санаторно-курортной путевки, в нем значатся инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС, бывшие узники фашистских концлагерей и гетто и другие категории имеющие право на бесплатное предоставление санаторно-курортных путевок.
В данном списке Х.А.А. значится под номером 2912 с датой постановки 22.12.2015.
Указанный реестр льготников содержит все необходимые сведения о лицах поставленных на учет, в связи с чем у суда нет оснований ставить под сомнение его достоверность, каких либо доказательств его несоответствия действительности в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, пришел к правильному выводу о том, что нарушений требований закона при постановке Х.А.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик нарушает гарантированные ребенку-инвалиду государством права на прохождение реабилитации по медицинским показаниям, подлежат отклонению, поскольку право ребенка истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям не нарушено, так как Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Орловской области в предоставлении данной путевки не отказал, на основании поданного заявления, ребенок поставлен на очередь. Право ребенка подлежит реализации в порядке очередности с учетом прав и интересов других лиц данной очереди.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истек срок действия справок выданных лицам из списка очередников, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о неправильном включении Х.А.А. в реестр лиц, имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение по дате обращения 22.12.2015. Кроме того, истечение срока действия документов не является основанием для исключения граждан из реестра лиц, обратившихся за получением путёвки на санаторно-курортное лечение. Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Не согласие представителя истца, выраженное в апелляционной жалобе, с номером очереди не влечет отмены судебного решения, поскольку не опровергает выводы судебного решения.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ответчика Бухвостова О.А., номер очереди в списке соответствует дате постановки на учет, является правильным и указан на момент рассмотрения дела в суде с учетом «движения» очереди.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Храмовой Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи