Дело №2-232/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красногорское 24 мая 2017 года
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.А.,
при секретаре Бекмеметьевой А.Т.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Удмуртской Республики Фефилова К.Н.,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «Агрикольское» - Главы муниципального образования «Агрикольское» СмО.вой О. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Агрикольское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – Коровкинского пруда,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Агрикольское» (далее – Администрация МО «Агрикольское») о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – Коровкинского пруда.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что на территории МО «Агрикольское» расположен Коровкинский пруд (д. Коровкинцы), площадь зеркала пруда – 7,0 га. Указанный пруд имеет гидротехническое сооружение (ГТС), которое состоит из грунтовой насыпной непроезжей плотины протяженностью 200 м; водосброса – в центре створа плотины, трубчатый ж/б, входной оголовок шахтного типа, на фронтальной стенке три секции металлических направляющих с шандорным заграждением. Размер прямоугольного сечения шахты 3х2 м. Донный водовыпуск отсутствует. Согласно информации Администрации муниципального образования «<адрес>», информации Красногорского отделения Игринского филиала ГУП УР «Удмуртский Республиканский Центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», информации межмуниципального отдела по Игринскому, Балезинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР сведения о регистрации прав на вышеуказанное гидротехническое сооружение пруда отсутствуют. В реестрах федерального имущества, государственного имущества Удмуртской Республики, а также муниципального имущества этот объект не числится. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.3, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п.п.1, 3 ст.225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, урегулированы Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». В соответствии с п.3 Приказа на учет принимаются сооружения, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Согласно п.5 Приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Таким образом, в данном случае единственным органом, наделенным правом для обращения с соответствующим заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС является Администрация МО «Агрикольское», которая с заявлением в межмуниципальный отдел по Игринскому, Балезинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии указанного гидротехнического сооружения Администрация МО «Агрикольское» не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнического сооружения не определен. В связи с отсутствием собственника указанного гидротехнического сооружения пруда постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст.9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются, документов, выданных уполномоченными органами о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не имеется. Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Однако гидротехническое сооружение указанного пруда указанными свойствами не обладает, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей. В силу п.8 ч.1 ст.7 Устава МО «Агрикольское» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования относится к полномочиям муниципального образования «Агрикольское». Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу МО «Агрикольское» предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципального образования - поселения. Коровкинский пруд относится к естественным источникам и может быть использован в целях пожаротушения. Таким образом, непринятие Администрацией МО «Агрикольское» мер по определению собственника гидротехнического сооружения указанного пруда, постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде. По выявленным нарушениям закона прокурором района ДД.ММ.ГГГГ Главе МО «Агрикольское» внесено представление, однако, исходя из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора о постановке на учет бесхозяйного ГТС не исполнены. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке искового производства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит возложить на Администрацию муниципального образования «Агрикольское» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения Коровкинского пруда, расположенного по адресному ориентиру: УР, <адрес>, д. Коровкинцы в срок до 1 мая 2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Удмуртской Республики Фефилов К.Н. исковые требования прокурора полностью поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом срок постановки на учет гидротехнического сооружения - Коровкинского пруда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации МО «Агрикольское» - Глава МО «Агрикольское» СмО.ва О.П. исковые требования прокурора, уточненные в судебном заседании, признала в полном объеме, пояснив, что гидротехническое сооружение - Коровкинский пруд не поставлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества из-за отсутствия денежных средств в бюджете МО «Агрикольское».
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.1 ст.173 ГПК РФ признание иска представителем ответчика Администрации МО «Агрикольское» - Главой МО «Агрикольское» СмО.вой О.П. занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.173 ГПК РФ судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании установлено, что представитель ответчика Администрации МО «Агрикольское» - Глава МО «Агрикольское» СмО.ва О.П. признала исковые требования в полном объеме.
Помощник прокурора <адрес> Удмуртской Республики Фефилов К.Н. не возражает вынести решение с признанием иска ответчиком.
Признание иска представителем ответчика Администрации МО «Агрикольское» -Главой МО «Агрикольское» СмО.вой О.П. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому суд принимает признание иска представителем ответчика.
Учитывая признание иска представителем ответчика, что в силу ст.173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения иска, а также принимая во внимание представленные в суд материалы дела, подтверждающие непринятие Администрацией МО «Агрикольское» мер по определению собственника гидротехнического сооружения – Коровкинского пруда, постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц об обязанности Администрации МО «Агрикольское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения Коровкинского пруда, расположенного по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Коровкинцы, - являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Так как на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то ответчик Администрация МО «Агрикольское» не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, и освобождается от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Агрикольское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - Коровкинского пруда удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Агрикольское» в срок до 1 июля 2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения Коровкинского пруда, расположенного по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Коровкинцы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Елькина С.А.