Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-659/2013 ~ М-387/2013 от 25.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2013 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Цитцер М.В., при секретаре судебного заседания Мамонтовой В.В., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Лысикова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-659 по иску прокурора города Лесосибирска в интересах Челноковой Е.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» об установлении размера заработной платы в соответствующем законодательству размере, взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска в интересах Челноковой Е.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (в ред. от 01 июня 2011 года) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01 июня 2011 года должны быть не ниже 8299,8 рублей в месяц, а с 01 января 2013 года не ниже 9369 рублей в месяц, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Челнокова Е.В. работает в должности санитарки приемного отделения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница», начисления по заработной плате на ставку с учётом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, составляют 6471 руб.

Просит обязать ответчика установить заработную плату Челноковой Е.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, и взыскать с МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» в пользу Челноковой Е.В. сумму недоначисленной заработной платы за период октябрь 2012 года - январь 2013 года в размере 7913,69 руб.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Лысиков А.А. в интересах Челноковой Е.В. поддерживает исковые требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Истец Челнокова Е.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Представитель ответчика МБУЗ «ЛЦГБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленных возражений исковые требования не признает, считает их необоснованными, поскольку по правилам части 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Данное полномочие реализовано Лесосибирским городским Советом депутатов Красноярского края путем принятия решения от 28 октября 2010 года № 80 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Лесосибирска». Согласно практике Верховного Суда РФ, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, установленный федеральным законом, произойдет уравнивание заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки. Кроме того, истицей пропущен без уважительных причин срок обращения за разрешением трудового спора в суд, предусмотренный статьей 392 ТК РФ.

Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, администрации г. Лесосибирска, Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ТФОМС Красноярского края) в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал, что ТФОМС Красноярского края является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края и осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края. В соответствии со статьей 35 Закона РФ №326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории края, территориальный фонд по заявке страховой медицинской организации предоставляет ей целевые денежные средства на оплату медицинской помощи, исходя из количества застрахованных в данной организации лиц (ст.38). Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта РФ, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (ст.35). Начисление и выплату заработной платы медицинские организации осуществляют самостоятельно, без согласования с территориальным фондом. Кроме того, Законом Красноярского края от 01.12.2011г. №13-6642 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», определена структура доходов и расходов бюджета территориального фонда, в том числе объем средств, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 г., в связи с чем, территориальный фонд не вправе осуществлять финансирование сверх предусмотренных бюджетом объемов. Спор между Челноковой Е.В. и МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» возник из трудовых правоотношений. Территориальный фонд не является ни работодателем Челноковой Е.В., ни учредителем МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» и, следовательно, судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения данного дела, не может повлиять на права и законные интересы территориального фонда по отношению к одной из сторон.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав помощника прокурора г. Лесосибирска, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда», с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц. С 01 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 205 рублей в месяц ( ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 г., в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ) При этом минимальный размер оплаты труда вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, другими организациями - за счет собственных средств.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Указанной нормой тариф определяется как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из системного толкования приведенных норм следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Согласно п.7 постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" в г. Лесосибирске к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960, Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка в размере 50%. Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 г. Лесосибирск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу - г. Лесосибирске, с 01.06.2011 года должна быть не ниже 8299,8 руб., а с 01.01.2013 года не ниже 9369,0 руб. в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда.

В судебном заседании, установлено, что Челнокова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ согласно трудового договора и приказа № Л-80 от ДД.ММ.ГГГГ работает в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в должности <данные изъяты>, имеет право на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки в размере 50%.

Истцу фактически в октябре 2012 года заработная плата по основной работе за 162,6 отработанных часов начислена <данные изъяты> руб., по совместительству за 17,4 отработанных часов начислено <данные изъяты>., в ноябре 2012 года по основной работе за 149,2 отработанных часов начислено <данные изъяты> руб., по совместительству за 32,8 часов – <данные изъяты> руб., в декабре 2012 года по основной работе за 154,2 отработанных часов начислено 6471 руб., по совместительству за 27,80 отработанных часов – <данные изъяты> руб., в январе 2013 года заработная плата по основной работе за 120,4 ч. отработанных часов начислено <данные изъяты> руб., по совместительству за 75,6 отработанных часов – <данные изъяты> руб. (согласно представленной ответчиком справки о заработной плате за период октябрь 2012 г.- январь 2013 г.)

Поскольку истцу в спорный период при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда, требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы с МБУЗ «Лесосибирская ЛЦГБ» являются обоснованными.

Вместе с тем, ответчиком в письменном отзыве заявлено о применении срока исковой давности, указывая на то, что работник в течение данного времени был ознакомлен с начислением и размером заработной платы под роспись.

В соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Пропуск работником срока обращения в суд без уважительных причин, дает суду право принять решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч.6 ст.152 ГПК РФ).

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.

В судебном заседании установлено, что истцу ежемесячно выдавались расчетные листки с указанием тарифной ставки, районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата выплачивалась без задержек, таким образом, истцу было известно о размере вознаграждения за труд, он имел реальную возможность определить, в полном ли объеме выплачивается заработная плата, соответствует ли она МРОТ.

Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, бесспорно препятствующих истцу и прокурору своевременно обратиться в суд для разрешения данного спора, суду с учетом правил статьи 56 ГПК РФ, не представлено. Обращение истца к прокурору г. Лесосибирска, по мнению суда, не является основанием для восстановления срока обращения за разрешением трудового спора в суд.

При указанных обстоятельствах требования о перерасчете заработной платы работника подлежат удовлетворению частично, с ноября 2012 года, так как исковое заявление в суд было подано 25 февраля 2013 года.

Согласно производственному календарю за 2012 год, норма рабочего времени при 36- часовой рабочей неделе составила в ноябре- 151,2ч., в декабре -150,2 ч., за 2013 год - в январе 122,4 ч..

Истцу начислено:

- в ноябре 2012 г. за 149,2 ч. по основной должности – <данные изъяты> руб., должно быть за отработанное время начислено 8299,8руб., подлежит взысканию <данные изъяты> руб., по совместительству за 32,8ч. начислено <данные изъяты> руб., должно быть начислено <данные изъяты>., подлежит взысканию <данные изъяты>. ;

- в декабре 2012г. за 154,2ч. по основной должности – <данные изъяты>,53руб., должно быть начислено <данные изъяты>,01руб., подлежит взысканию <данные изъяты>., по совместительству за 27,8ч. – <данные изъяты>., должно быть начислено <данные изъяты>,18руб., доплаты <данные изъяты>0руб;

- в январе 2013 г. за 120,4 ч по основной должности начислено –<данные изъяты> руб., должно быть за отработанное время начислено 9369 руб., подлежит взысканию <данные изъяты>., по совместительству за 75,6ч. начислено <данные изъяты>., должно быть начислено <данные изъяты>., подлежит взысканию <данные изъяты>.. ;

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период ноябрь, декабрь 2012 года, январь 2013 г. в сумме <данные изъяты>

Требования прокурора г. Лесосибирска обязать МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» установить заработную плату истцу на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По отношению к истцу ответчик является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ.

При этом ответчик, является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты.

Кроме того, согласно п. 9.2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Лесосибирска (в ред. Решения Лесосибирского городского совета депутатов от 25.11.2010 г. № 86 и от 26.11.2011 г. № 191), система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, виды и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и систему премирования, для работников муниципальных автономных учреждений устанавливается руководителем автономного учреждения по согласованию с учредителем с учетом норм трудового законодательства.

Таким образом, нарушенное право работника должно быть восстановлено путём установления заработной платы в предусмотренном законом размере.

В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п.
2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты
которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от
уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход местного бюджета.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере 600 руб. (400+200) за требование о взыскании недоначисленной заработной платы, требование неимущественного характера.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Челноковой Е.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» о возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, взыскании недополученных сумм заработной платы, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» установить заработную плату Челноковой Е.В. на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в пользу Челноковой Е.В. заработную плату за ноябрь, декабрь 2012 года, январь 2013 года в размере <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья М.В. Цитцер

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2013 года

2-659/2013 ~ М-387/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Челнокова Е.В.
прокуратура г. Лесосибирска
Ответчики
МБУЗ ЛЦГБ
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Цитцер М.В.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
25.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2013Передача материалов судье
28.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2013Подготовка дела (собеседование)
08.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2013Судебное заседание
06.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2013Дело оформлено
03.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее