Дело № 2-889/2020
59RS0017-01-2019-002062-24
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре судебного заседания Амахановой Е.Ю., с участием представителя истца Маркеловой Н.С., представителя ответчика – адвоката Шакурова А.А., помощника прокурора Ильиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело № 2-889/2020 по иску Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края к Зотовой ________________ о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение,
установил:
Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края обратилась в суд с иском к Зотовой Н.А. о возложении обязанности заключить с Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края соглашение о выкупе принадлежащей 1/3 доли в жилом помещении № <адрес>, с установлением выкупной цены в размере 297333,33 рублей.
Исковые требования мотивированы следующим доводами. Зотова Н.А. является наследницей умершей 22.04.2008 года Зотовой В.П., которая являлась собственницей 1/3 доли в <адрес>. Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по заключению МВК № 99 от 13.04.2016. Постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» от 22.03.2019 года № 260 жилые помещения в многоквартирном <адрес> изъяты для муниципальных нужд. До настоящего времени соглашение о выкупе доли в жилом помещении с ответчиком не согласовано и не подписано.
Представитель истца администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Маркелова Н.С. в судебном заседании на иске настаивала по доводам искового заявления, пояснила, что местонахождение ответчика неизвестно, вследствие чего заключить соглашение не представляется возможным.
Ответчица Зотова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась по месту регистрации, ее место жительства не известно, возражений на иск не представила. Ее представитель в порядке ст.50 ГПК РФ – адвокат Шакуров А.А. с иском не согласился.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчицы, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено следующее. Зотова Н.А. является собственницей 1/3 доли в праве собственности на <адрес>, поскольку приняла наследство после смерти матери Зотовой В.П., которой принадлежала указанная доля жилого помещения. Указанный многоквартирный дом заключением МВК № 99 от 13.04.2016 года был признан аварийным и подлежащим сносу и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2019-2021 годы», утвержденную постановлением администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края № 539 от 22.05.2019. Согласно Приложению 1 к муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2021 годы, в Перечне аварийных многоквартирных домов, дом по адресу: <адрес> указан под номером № с планируемой датой сноса МКД на 4 квартал 2019 года. Постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 22.03.2019 № 260 «Об изъятии жилых помещений, находящихся в аварийном жилищном фонде городского округа «Город Губаха» Пермского края, для муниципальных нужд» принято решение об изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе квартиры № До настоящего времени соглашения о выкупе доли жилого помещения по адресу: <адрес>, с ответчицей Зотовой Н.А. не заключено. Рыночная стоимость квартиры на 30.03.2019 составляет 892000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2019, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, согласно которой Зотова В.П. 1962 года рождения, является собственницей 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение площадью 47,9 кв.м. по адресу: <адрес>5; свидетельством о смерти Зотовой В.П. 02.04.2008 года; сообщением нотариуса от 10.06.2019 года о том, что указанное жилое помещение не может считаться выморочным поскольку наследник Зотовой В.П. в установленном законом порядке подал нотариусу заявление о принятии наследства; карточкой регистрации Зотовой Н.А. по адресу: <адрес>; справкой формы «Б» о зарегистрированных лицах в спорном жилом помещении; заключением об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 99 от 13.04.2016; постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 29.09.2016 № 1033 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» согласно п.53 приложения к которому, дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 22.03.2019 № 260 «Об изъятии жилых помещений, находящихся в аварийном жилищном фонде городского округа «Город Губаха» Пермского края для муниципальных нужд; постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 22.05.2019 № 539 «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «Город Губаха» на 2019-2021 годы» и самой муниципальной адресной программы; отчетом об оценке № 231/04.19 по определению рыночной стоимости помещения по адресу: <адрес> по состоянию на 30.03.2019; Уведомлением Зотовой Н.А. от 21.08.2020 об изъятии квартиры; соглашениями о возмещении за жилое помещение от 05.06.2019 с собственником <ФИО>10.о. и от 28.05.2019 с собственником <ФИО>9; копией наследственного дела № 02-08-97/2008 к имуществу <ФИО>7, умершей ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому наследницей умершей является ее дочь Зотова Н.А.; проектом соглашения о возмещении за жилое помещение между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края и Зотовой Н.А.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, многоквартирный <адрес>, заключением межведомственной комиссии от 13.04.2016 признан аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2019-2021 годы», утвержденную постановлением администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 22.05.2019 № 539.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» целью данного Закона является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный, конкретный механизм защиты прав собственников при переселении их из аварийного жилого помещения. Разрешение вопросов, в том числе, о размере возмещения за изымаемое жилое помещение, достигается путем соглашения сторон о его выкупе.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлена процедура (последовательность решений и мероприятий), предшествующая изъятию жилого помещения у собственника и выплате выкупной цены за жилое помещение в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
По смыслу закона, соблюдение указанной процедуры является обязательным.
Как следует из представленных суду доказательств, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ совокупность действий, образующих установленный порядок изъятия жилого помещения истцом соблюден: Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края от 22.03.2019 № 260 издано Постановление с решением об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнице жилого помещения было направлено уведомление о принятом решении об изъятии жилых помещений с предложением заключить соглашение о выкупе жилого помещения, что подтверждается копией уведомления от 21.08.2020, также ответчице был направлен проект соглашения о возмещении за жилое помещение. Однако по вопросу изъятия доли в праве на жилое помещение, заключения соглашения и выплате выкупной цены, Зотова Н.А. в орган местного самоуправления не обращалась.
При таких обстоятельствах имеются основания для заключения между сторонами соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения. И понуждении ответчика к его заключению, поскольку реализация программы по переселению из аварийного жилья ограничена установленными сроками, следовательно, уклонение ответчика от заключения такого соглашения нарушает права истца как органа местного самоуправления, на исполнение указанной муниципальной программы, в том числе в части ее финансирования.
Суд отмечает, что избранный истцом способ защиты прав одновременно не нарушает прав ответчика в части выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение вместо предоставления иного жилого помещения, поскольку из материалов дела следует, что ответчик в спорном жилом помещении не проживает, корреспонденцию по месту регистрации не получает, срок сноса дома – до конца 2019 года, место жительства ответчицы неизвестно.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении выкупной цены суд исходит из представленного истцом отчета об оценке квартиры по адресу: <адрес> согласно которому рыночная стоимость составляет 892000 руб.
Поскольку ответчица Зотова Н.А. является собственницей 1/3 доли в праве собственности на указанную квартиру, то размер возмещения подлежит определению пропорционально размеру доли в праве, согласно расчету: 892000 руб. / 3 = 297 333,33 руб.
Не доверять представленному истцом отчету у суда нет оснований.
Ответчиком и его представителем отчет истца не оспорен, другие доказательства, подтверждающие иную рыночную стоимость изъятого жилого помещения, суду не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края удовлетворить полностью.
Обязать Зотову ________________ заключить с Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края соглашение о выкупе 1/3 доли в жилом помещении № <адрес>, установить выкупную цену в размере 297 333 руб. 33 коп.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2020 года.
Председательствующий: