Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3109/2020 от 20.01.2020

Судья Шведов П.Н. Дело № 33-3109/2020

Уникальный идентификатор дела

50RS0019-01-2018-002389-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мизюлина Е.В., Глумовой Л.А.

при помощнике судьи Куделиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 07 декабря 2018 года по делу по иску Д.С.Л. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области о включении в страховой стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,

объяснения Д.С.Л.,

УСТАНОВИЛА:

Д.С.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 15.05.2018 г. № 189784/18 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов ее работы: с 01.06.1981 г. по 06.09.1981 г. контролером в Бельцком Управлении торговли в магазине 28/3; с 07.09.1981 г. по 18.11.1981 г. продавцом в ресторане «Северный»; с 19.11.1981 г. по 13.01.1989 г. продавцом в магазине-кулинарии – 1; с 01.08.1989 г. по 09.06.1991 г. продавцом в буфете м/кулинарии 10; с 10.06.1991 г. по 30.11.1992 г. буфетчицей в «Сосисочная»; с 01.12.1992 г. по 15.04.1993 г. буфетчицей в гос. х/р кафе «Церэнуза»; с 17.08.1993 г. по 16.02.1994 г. буфетчицей в Бельцком объединении торговли: в государственном хозрасчетном предприятии кафе «Церэнуза»; с 17.02.1994 г. по 20.03.1996 г. продавцом на продовольственном предприятии «Кренвуршть»; с 20.03.1996 г. по 10.03.2000 г. продавцом в ООО Таверна «Иванеско», назначении страховой пенсии по старости с 29.01.2018г.

В обоснование заявленных требований указала, что ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого страхового стажа 9 лет на дату обращения, ответчиком учтен стаж продолжительностью 6 лет 09 месяцев 12 дней, при этом необоснованно не включены в страховой стаж указанные периоды трудовой деятельности.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Решением Клинского городского суда Московской области от 07 декабря 2018 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Истица в заседании судебной коллегии просила решение суда оставить без изменения.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрения апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, учитывая его надлежащее уведомление и не представление доказательств о наличии уважительных причин не явки в судебное заседание.

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что 29.01.2018г. Д.С.Л. обратилась в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 15.05.2018г. № 189784/18 в назначении страховой пенсии по старости ей отказано со ссылкой на недостаточность необходимого страхового стажа 9 лет на момент обращения с заявлением. В бесспорном порядке в страховой стаж зачтено 06 лет 09 месяцев 12 дней.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом надлежащими доказательствами подтверждена трудовая деятельность в спорные периоды времени, с учетом данных периодов у Д.С.Л. на момент обращения за назначением пенсии по старости имелся необходимый 9-летний стаж работы.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (пункт 2 ст. 6) предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается страховой стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

Согласно статье 8 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Молдова) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Молдовы и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из Молдовы, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Республике Молдова органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Национальная касса социального страхования Республика Молдова.

Из представленной истицей копии трудовой книжки серии ПТ-I №1037625 на имя Д.С.Л. усматривается, что трудовая книжка содержит сведения о ее приеме, увольнении и переводах, со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их изданию, записи в трудовой книжке внесены последовательно, с соблюдением нумерации, представленная трудовая книжка подтверждает факт осуществления трудовой деятельности истицы.

Кроме того, сделанные записи об указанных периодах работы согласуются со сведениями о работе, содержащимися в справках, представленных на л.д. 29-33.

Кроме того, согласно сообщению Национальной Кассы Социального страхования Республики Молдова на л.д. 30,31 Бельцкое Управление торговли-АО Кларитате в период с 01.01.1991 г. по 15.04.19993 г., Бельцкое объединение торговли-АО Кларитате в период с 17.08.1993 г. по 20.03.1996 г., ООО Таверна-Иванеско в период с 20.03.1996 г. по 31.12.1998 г., с 01.01.1999 г. по 20.07.2001 АО Даак-Раут, с 01.12.2003 г. по 30.05.2005 г. ООО Конклав производили перечисление взносов социального страхования.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что трудовая книжка Д.С.Л. может быть принята в подтверждение ее страхового стажа.

Представленные истицей справки имеют печати организации, подписи уполномоченных лиц и их перевод.

Доводы апелляционной жалобы о не читаемости оттисков печати, которыми заверены записи в трудовой книжке истицы, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку в силу пункта 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.

Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя (пункт 45 Правил).

Таким образом, действия работодателя по заполнению трудовой книжки, выразившиеся в нечитаемых оттисках печати, не могут служить основанием для лишения истицы права на включение в ее страховой стаж спорных периодов работы.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов, содержащихся в решении суда, не опровергают, сводятся к переоценке доказательств, что основанием к отмене решения суда согласно ст.330 ГПК РФ не является.

Судебная коллегия находит, что суд правильно установил значимые по делу обстоятельства, правильно применил нормы материального права, дал верную правовую оценку имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон, принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Клинского городского суда Московской области от 07 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3109/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Долганюк С.Л.
Ответчики
ГУ УПФ РФ № 23 по г. Москве и МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
22.01.2020[Гр.] Судебное заседание
18.02.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее