Дело №12-18/2020
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2020 года г.Новороссийск
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Пупынина С.М.,
при секретаре Абрамовой В.А.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности Зленко А.В. – Щеренко Т.Е., действующей на основании доверенности № от 27.12.2019г.,
представителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае – главного государственного инспектора труда по охране труда, действующего на основании доверенности № от 14.01.2020г. Гулидова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зленко А.В. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) от 30.12.2019г. № о назначении административного наказания по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по доверенности Козюра М.А. № от 30.12.2019 г. должностное лицо генеральный директор АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко А.В. признан виновным по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Зленко А.В., через представителя по доверенности Щеренко Т.Е. обратился в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить постановление № от 30.12.2019г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указал, что постановление не отвечает требованиям законодательства, поскольку дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие генерального директора Зленко А.В., который не был извещен надлежащим образом о рассмотрении дела. Кроме того, решением Ленинского районного суда г.Новороссийска от 19.11.2019г. отменено постановление государственного инспектора труда в Краснодарском крае № от 04.10.2019г., которым за совершение оспариваемого административного правонарушения привлекалось к ответственности должностное лицо начальник отдела кадров Максимова Н.К. Спустя почти три месяца, по результатам той же проверки, за совершение того же самого правонарушения, вынесено новое постановление от 30.12.2019г., теперь в отношении уже генерального директора Зленко А.В.
Вменяемое заявителю противоправное бездействие не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается документами, так как задержка выплаты отсутствует.
Кроме того, государственной инспекцией труда в Краснодарском крае нарушен порядок проведения проверки, поскольку согласно копии акта проверки от 20.09.2019г. «при проведении проверки присутствовал Ситдиков В.В.», указанная информация не соответствует действительности, поскольку Ситдиков В.В. не присутствовал. Ситдиков В.В. является сотрудником Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводом АО «Черномортранснефть» и трудовую деятельность осуществляет по адресу: <адрес> поверка осуществлялась по адресу: г.Новороссийск, Шесхарис.
Постановление вынесено на основании протокола, составленного с грубыми нарушениями процессуального права. Как следует из постановления, протокол № составлен 20.12.2019г., т.е. с нарушением срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ. Проверка была завершена 20.09.2019г., протокол составлен спустя три месяца, в отсутствие должностного лица. Каких-либо сведений, подтверждающих извещение Зленко А.В. о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 20.12.2019г., не имеется. Копия протокола об административном правонарушении в установленный строк в адрес Зленко А.В. не направлялась.
В судебном заседании представитель должностного лица Щеренко Т.Е. подтвердила доводы, изложенные в жалобе, просила её удовлетворить.
Начальник отдела надзора и контроля по охране труда – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Гулилов С.С. в судебном заседании с доводами жалобы согласился, просил отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления, по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, наступает за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает законодательство:
1) о труде, действующее на территории Российской Федерации. При этом речь идет о:
а) праве граждан поступить на работу, праве на предоставление им гарантий и компенсаций, связанных с этим, на предоставление отпуска и других видов отдыха, предусмотренных в ТК;
б) задержках выплаты зарплаты, занижении оплаты труда, неправомерных переводах на другую работу, необоснованном увольнении и т.п.;
в) специальных правах в области труда, предоставленных некоторым категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.);
г) любых других нарушениях трудового законодательства;
2) об охране труда. При этом виновный посягает на действующую систему санитарно-гигиенических правил, правил техники безопасности, порядка проведения инструктажа, мер по индивидуальной и коллективной защите работников, снабжения их лечебным питанием, мылом, спецодеждой и т.п.
Из материалов дела установлено, что государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в период с 09.09.2019г. по 20.09.2019г.
В ходе проведения проверки установлено, что Зленко А.В., являясь генеральным директором АО «Черноморские магистральные нефтепроводы», совершил нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно, в нарушение ст.178ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику Кливер Ю.Е. не выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения.
Согласно требования ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Козюра М.А. было вынесено постановление о назначении Зленко А.В. административного наказания № от 30.12.2019 г. в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что согласно приказу № от 10.03.2010г. и срочному трудовому договору № от 10.03.2010г. Кливер Ю.Е. была принята с 10.03.2010 года на должность референта и ей установлена тарифная ставка (оклад) в размере 19 616 руб. в месяц.
Согласно приказу о переводе № от 06.05.2011 года Кливер Ю.Е. переведена с 10.05.2011 года на должность специалиста 8 разряда с тарифной ставкой (окладом) 21 382 руб. в месяц.
Согласно приказу о прекращении трудового договора с работником (увольнении) № от 03.12.2018 года Кливер Ю.Е. уволена с 10.12.2018 года в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ на основании личного заявления.
В своем заявлении Кливер Ю.Е. просит оформить увольнение в связи с сокращением численности штата работников до истечения срока предупреждения об увольнении с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении. Днем увольнения просит считать 10.12.2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988г. № 113/6-64 выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ).
Для получения среднемесячного заработка на период трудоустройства по истечении двух месяцев после увольнения работник должен предъявить работодателю документ, удостоверяющий личность работника, заявление в произвольной форме и трудовую книжку, которая является подтверждением периода трудоустройства.
Выплата среднемесячного заработка производится по прежнему месту работы в установленные у работодателя дни выдачи зарплаты.
Кливер Ю.Е. обратилась в АО «Черномортранснефть» с заявлением, содержащим требование выплатить средний заработок за второй месяц не трудоустройства 22.07.2019г.
Согласно приказу № от 23.07.2019 года Кливер Ю.Е. выплачен среднемесячный заработок за второй месяц не трудоустройства в размере 45 440,32 руб., что подтверждается платежным поручением № от 26.07.2019 года.
Таким образом, обязанности работодателя в части выплаты выходного пособия в размере среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения исполнено работодателем на следующий день - 23.07.2019г., после обращения работника (22.07.2019г.
Кроме того, суд соглашается с доводами жалобы о том, что акт проверки от 20.09.2019г. составлен в отсутствие Зленко А.В., протокол об административном правонарушении от 20.12.2019г. составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено 30.12.2019г. также в отсутствие генерального директора АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко А.В., в связи с его ненадлежащим извещением.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1).
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о надлежащем извещении должностного лица - генерального директора АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко А.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем должностному лицу, в нарушении требований вышеуказанной статьи, не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, он был лишен права представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В материалах дела об административном правонарушении также отсутствуют сведения о направлении копии постановления от 30.12.2019г. В копии постановления в разделе «дата выдачи» указаны недостоверные сведения, а именно указано 30.12.2019г., однако копия постановления была получена 16.01.2020г. заместителем начальника юридического отдела Паниной Е.Ю.
Постановлением от 04.10.2019г. № за совершение административного правонарушения (по тому же факту и на основании той же проверки) по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ была привлечена Максимова Н.К. к административной ответственности. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Новороссийска суда от 19.11.2019г. суд установил отсутствие вменяемого административного правонарушения.
Также суд соглашается с доводами заявителя о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, протокол № составлен 20.12.2019г., проверка была завершена 20.09.2019г., протокол составлен спустя три месяца, в отсутствие должностного лица. Каких-либо сведений, подтверждающих извещения Зленко А.В. о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 20.12.2019г., не имеется. Копия протокола об административном правонарушении установленный строк в адрес Зленко А.В. не направлялась.
Согласно ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении. Административное расследование по делу не проводилось.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах суд считает, что при вынесении постановления от 30.12.2019г. № допущены существенные нарушение процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении генерального директора АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко А.В., поэтому вынесенное в отношении генерального директора АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко А.В., постановление № от 30.12.2019 г. подлежит отмене, и дело возвращению на новое рассмотрение Государственной инспекции труда в Краснодарском крае.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
При новом рассмотрении дела следует принять достаточные меры для надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 31.1 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица Зленко А.В. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) от 30.12.2019г. № о назначении административного наказания по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) № от 30.12.2019 о привлечении должностного лица - генерального директора АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» Зленко Александра Владимировича к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийск подпись С.М. Пупынина