Дело № 2-29/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2017 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Мизгерт О.В.,
при секретаре Армаш И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркович СМ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Маркович С.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что она с 01.04.1985 по настоящее время осуществляет деятельность по охране здоровья населения, имеет более 30 лет медицинского стажа работы, как в городе, так и в сельской местности.
26.11.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, т.к. считает, что ее стаж медицинской работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, на эту дату составлял более 30 лет.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края от 27 мая 2016 г. № 556 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие у нее необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В частности, территориальным органом ПФР из ее стажа работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, исключены периоды:
- с 01.04.1985 по 01.08.1985 (в льготном исчислении: один год работы считать как один год и три месяца) в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом д. Хаерино Канской центральной районной больницы;
- с 29.09.1987 по 12.04.1988 – в должности фельдшера здравпунктом автобазы 3671;
- с 01.05.1988 по 01.09.1992 – в должности заведующей здравпунктом завода легких металлоконструкций при Канской ЦРБ;
- с 01.02.2008 по 30.03.2008 – в должности фельдшера медицинской службы исполнительного аппарата ОАО «Красноярскэнерго»;
- с 31.03.2008 по 31.03.2009, с 01.07.2011 по 31.07.2001, с 01.02.2012 по 16.09.2013 – в должности фельдшера медицинской службы исполнительного аппарата ОАО «МРСК Сибири»;
- с 01.04.2011 по 30.06.2011 – в должности фельдшера – заведующей здравпунктом ООО «Медуслуги»;
- с 01.08.2011 по 31.01.2012 – в должности фельдшера отдела производственного контроля и охраны труда производственного отделения ВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»;
- с 17.09.2013 по 30.06.2014 – в должности фельдшера сектора медицинского обеспечения департамента по управлению персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири».
Свое решение исключить вышеуказанные периоды из стажа истца на соответствующих видах работ УПФР в г. Канске и Канском районе Красноярского края мотивировал тем, что должности, а также учреждения, в которых она работала в вышеупомянутые периоды, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с 30 Федерального закона "О страховых пенсиях», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Кроме того, в решении об отказе в назначении пенсии указано, что работодателем истца ОАО «МРСК Сибири» периоды работы с 01.02.2008 по 30.03.2008, с 31.03.2008 по 31.03.2009, с 01.07.2011 по 31.07.2001, с 01.02.2012 по 16.09.2013 представлены в ФПР не как периоды выполнения работы, дающей право на досрочное назначении пенсии, а как периоды обычной работы.
Кроме того, из ее стажа на соответствующих видах работ исключены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Ее стаж медицинской работы по подсчету ответчика на день ее (Маркович) обращения за пенсией составляет 21 год 0 месяцев 2 дня.
Иона считает, что решением об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации нарушил ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании Маркович С.М. и ее представитель Мощеев Э.А. иск в части включения периодов: с 01.04.2011г. по 30.06.2011г.; с 29.09.1987г. по 12.04.1988г. не поддержали, в остальной части иск поддержали, дали пояснение по существу.
Представитель ответчика Груне Н.А., действовавшая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенном в отказе на досрочную пенсию комиссии.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, в том числе заключение экспертов, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предусмотрено пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» для лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Должности фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Эти должности также включались в действовавшие ранее списки должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В период с 01.04.1985 по 01.08.1985 Маркович С.М. работала в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом д. Хаерино, который самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением не являлся, а структурно входил в состав Канской центральной районной больницы. Канская ЦРБ с 16.02.1993 переименована в Канское районное территориальное медицинское объединение, с 28.12.2000 Канское РТМО переименовано в Отдел здравоохранения администрации Канского района.
Фактически Маркович С.М. осуществляла лечебную работу в фельдшерско-акушерском пункте д. Хаерино в должности фельдшера. В частности, она занималась оказанием экстренной и первичной медицинской помощи населению села, в том числе, детскому населению, проводила диспансеризацию населения, осуществляла прививочную работу, выполняла врачебные назначения, занималась профилактической работой. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной выпиской истории развития ребенка, где видно, что фельдшер Тарабрина ( до брака) ныне Маркович вела прием, осуществляла медицинскую деятельность.
Иные работники, относящиеся к врачебному, либо среднему медицинскому персоналу, в период ее (Маркович) работы в ФАП д. Хаерино, кроме нее в штате ФАП не состояли.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются документами.
Согласно Положению о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом (Приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566), действовавшему до 21.03.2003 заведующий фельдшерско-акушерским пунктом оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, а также осуществляет иную лечебную и профилактическую работу.
Таким образом, исключение из стажа Маркович С.М. работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периода ее работы в должности заведующей ФАП д. Хаерино Канской ЦРБ с 01.04.1985 по 01.08.1985 в льготном исчислении (один год работы считать за один год и три месяца) незаконно, и нарушает ее пенсионные права.
Незаконно исключение из ее стажа на соответствующих видах работ периодов работы с 29.09.1987 по 12.04.1988 в должности фельдшера здравпунктом автобазы 3671 и с 01.05.1988 по 01.09.1992 в должности заведующей здравпунктом завода легких металлоконструкций при Канской ЦРБ.
Как видно из трудовой книжки истца 29.09.1987 она принята в автобазу 3671 на должность заведующей пунктом – фельдшером, с 12.04.1988 уволена из автобазы № 3671.
С 21.04.1988 принята в Канскую центральную районную больницу дежурным фельдшером завода легких металлоконструкция, с 01.05.1988 переведена заведующей здравпунктом завода легких металлоконструкций, с 01.09.1992 уволена с Канской ЦРБ переводом в штат завода легких металлоконструкций на должность фельдшера здравпункта, с 13.05.1996 уволена с завода.
Таким образом, видно, что в период с 01.05.1988 по 01.09.1992 Маркович С.М. работала в должности фельдшера – заведующей фельдшерским здравпунктом завода легких металлоконструкций, при этом, она входила в штат среднего медперсонала Канский центральной районной больницы. После того, как она с 01.09.1992 была переведена в штат завода, ее должностные обязанности, трудовые функции, специфика работы не изменились, однако период работы в здравпункте завода с 01.09.1992 по 13.05.1996 включен в ее стаж на соответствующих видах работ.
Указанные выше обстоятельства подтверждены справкой, предоставленной суду главным врачом КГБУЗ « Канская МБ», согласно которой Маркович С.М. действительно работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшером завода легких металлоконструкций при Канской ЦГБ с 01.05.1988года по 01.09.1992г. В указанный период Маркович С.М. осуществляла лечебную деятельность, работала в нормальном режиме рабочего времени на полную ставку заработной платы. Фельдшерский здравпункт завода легких металлоконструкций осуществлял деятельность от Канской ЦРБ. В указанной справке указаны должностные обязанности согласно типовой должностной инструкции, где характер и направленность труда соответствует должностным обязанностям, характеру и направленности труда Маркович С.М. в период работы с 01.05.1988г. по 01.09.1992г. в должности заведующей здравпункта.
Также, по мнению суда, незаконно исключение из ее стажа на соответствующих видах работ периодов работы: с 01.02.2008г. по 30.03.2008г. в должности фельдшера медицинской службы исполнительного аппарата ОАО «Красноярскэнерго», с 31.03.2008г. по 31.03.2009г., с 01.07.2011г. по 31.07.2001г., с 01.02.2012г. по 16.09.2013г. в должности фельдшера медицинской службы исполнительного аппарата ОАО «МРСК Сибири», с 01.08.2011г. по 31.01.2012г. – в должности фельдшера здравпункта отдела производственного контроля и охраны труда производственного отделения ВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири», с 17.09.2013г. по 30.06.2014г. в должности фельдшера сектора медицинского обеспечения департамента по управлению персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири».
В указанные периоды ее работа протекала в должности фельдшера медицинской службы и фельдшерского здравпункта, которые являлись структурными подразделениями организаций.
Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями следующих документов: трудовой книжки, справки, уточняющей характер работы, лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной ОАО «Красноярскэнерго», положения о секторе медицинского обеспечения департамента по управлению персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири» «Красноярскэнерго», положения о департаменте производственного контроля и охраны труда филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», должностной инструкции фельдшера медицинской службы филиала ОАО «МРСК Сибири» - Красноярскэнерго, должностной инструкции фельдшера сектора медицинского обеспечения департамента по управлению персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири»- Красноярскэнерго, должностной инструкции фельдшера здравпункта, штатного расписания филиала ОАО «МСК Сибири» - Красноярскэнерго.
При этом, неполное наименование должностей среднего медперсонала, в которых она работала, неполное наименование структурных подразделений медицинского профиля организаций, невнесение в ее трудовую книжку записи о работе в таких подразделениях, и отсутствие их выделения в структуре организации не может нарушать ее пенсионные права, поскольку в вышеуказанный периоды Маркович С.М. занимала должности среднего мед. персонала, предусмотренные Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Кроме того, из заключения экспертизы условий труда № 5 от 15.02.2017г. следует, что должностные обязанности Маркович С.М. в периоды ее работы с 01.08.2011г. по 31.01.2012г., с 17.09.2013г. по 30.06.2014г. в филиале ОАО « МРСК Сибири»- Красноярскэнерго» в должностях фельдшера ОПК И ОТ ПО ВЭС, фельдшера сектора медицинского обеспечения департамента по управлению персоналом аналогичны должностным обязанностям фельдшера медицинской службы департамента по управлению персоналом и соответствует квалификационным характеристикам должности «фельдшер», предусмотренным постановлением № 43 и приказом № 541н.
То есть работа Маркович С.М. протекала на предприятии, имеющем лицензию на оказание медицинской деятельности Структурные подразделения предприятия осуществляют неотложную и лечебно- профилактическую помощь работникам. Условия труда на рабочем месте Маркович С.М. приведены в соответствие с государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.
Таким образом, суд находит, что работа Маркович С.М. в вышеуказанные периоды по своей направленности, функциям, специфике тождественна работе фельдшера медицинской службы и фельдшерского здравпункта организации, что согласуется с заключением экспертов.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом, установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 04.03.2004 № 81-О указал, что тождественность фактически выполняемой работником функции (работы) в должностях и учреждениях, не предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, функциям (работе) в учреждениях, предусмотренным постановлением Правительства, может устанавливаться судами общей юрисдикции, поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Доводы ответчика при вышеуказанных обстоятельствах о том, что у Маркович С.М. отсутствует стаж 30 лет лечебной и иной работы по охране здоровья населению не состоятельны, опровергаются доказательствами предоставленными суду истцом. Суд находит, что все спорные периоды работы у Маркович С.М. были связаны с лечебной деятельностью по охране здоровья населению.
На основании вышеизложенного, суд находит иск обоснованны, подлежащим удовлетворению.
Право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности у Маркович С.М. возникло с 26 ноября 2015 г., т.е. с даты ее обращения в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маркович СМ – удовлетворить.
1. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края от 27.05.2016 № 556 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как нарушающее мое право на досрочное пенсионное обеспечение;
2. Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края обязанность включить в ее стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы:
- с 01.04.1985 по 01.08.1985 (в льготном исчислении: один год работы считать как один год и три месяца) в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом –фельдшера д. Хаерино Канской центральной районной больницы;
- с 01.05.1988 по 01.09.1992 – в должности заведующей здравпунктом завода легких металлоконструкций при Канской ЦРБ;
- с 01.02.2008 по 30.03.2008 – в должности фельдшера медицинской службы ОАО «Красноярскэнерго»;
- с 31.03.2008 по 31.03.2009,
- с 01.07.2011 по 31.07.2001,
-с 01.02.2012 по 16.09.2013 – в должности фельдшера медицинской службы ОАО «МРСК Сибири»;
- с 01.08.2011 по 31.01.2012 – в должности фельдшера здравпункта ВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»;
- с 17.09.2013 по 30.06.2014 – в должности фельдшера сектора медицинского обеспечения ОАО «МРСК Сибири»;
3. Признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязать ответчика назначить ей выплату трудовой пенсии по старости с 25 декабря 2015 г., т.е. с момента возникновения права на пенсию.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Мизгерт О.В.