Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2213/2013 ~ М-2457/2013 от 04.06.2013

Дело № 2-2213/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2013 г. г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре – Куршевой А.В.,

с участием в деле:

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М.,

истца – Правительство Республики Мордовия в лице Гуськовой И.С., действующей по доверенности от 20 мая 2013 г. № 01/17/293,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия»,

ответчиков – Буздановой И.В., Ширманкина Н.А., Котельникова В.Г.,

представителя ответчиков Буздановой И.В., Котельникова В.Г.- адвоката Куклянова В.А., действующего по ордеру № 0003 от 19 июня 2013 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия к Буздановой И.В., Ширманкину Н.А., Котельникову В.Г. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, после уплаты выкупной цены, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия,

установил:

Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Буздановой И.В., Ширманкину Н.А., Котельникову В.Г. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, после уплаты выкупной цены, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 г. № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованным в газете «Известия Мордовии» №177 от 25 ноября 2010 г., земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 518 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги межмуниципального значения «Обход г.Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород-Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия».

Необходимость изъятия указанного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованным в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 г., жилой дом общей площадью 69,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, также подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения вышеуказанной автомобильной дороги.

20 декабря 2010 г. Управлением Росреестра по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а 25 декабря 2010 г. - государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним спорный жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности Котельникову В.Г. (доля в праве 11/36), Буздановой И.В. (доля в праве 11/72), Ширманкину Н.А. (доля в праве 11/72) и Республике Мордовия (доля в праве 7/18).

27 мая 2011 г. ответчикам было направлено уведомление об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности спорного имущества, которые они получили 6 июня 2011 года и 4 июля 2011 года.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения №28/2012, подготовленного по состоянию на 16 марта 2012 г., рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая плодово-ягодные насаждения, составила 3057 805 рубля.

18 января 2013 года ответчикам направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены жилого дома.

Однако, ответчики выразили несогласие с выкупной ценой спорного имущества.

Просит суд после уплаты выкупной цены в размере 467 164 рубля прекратить право собственности Буздановой И.В. на 11/72 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 69,4 кв.м и 11/72 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 518 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

После уплаты выкупной цены в размере 467 164 рубля прекратить право собственности Ширманкина Н.А. на 11/72 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 69,4 кв.м и 11/72 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 518 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

После уплаты выкупной цены в размере 934330 рублей прекратить право собственности Котельникова В.Г. на 11/36 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 69,4 кв.м и 11/72 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 518 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

В судебном заседании представитель истца Правительства Республики Мордовия Гуськова И.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Гуськова И.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило.

В судебном заседании ответчики Бузданова И.В., Ширманкин Н.А., Котельников В.Г.и представитель ответчиков Буздановой И.В., Котельникова В.Г.- Куклянов В.А. исковые требования не признали, возразили относительно удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит, исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются: Бузданова И.В. – 11/72 доли, Ширманкин Н.А. – 11/72 доли, Котельников В.Г. – 11/36 доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11 февраля 2013 г. (л.д. 146).

Собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являются: Бузданова И.В. – 11/72 доли, Ширманкин Н.А. – 11/72 доли, Котельников В.Г. – 11/36 доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18 марта 2013 г. (л.д. 145).

Согласно пункту 2 части первой статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. № 463 принято решение изъять (в том числе путем выкупа) земельные участки (согласно приложению) для государственных нужд Республики Мордовия. В измененном перечне земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, указан земельный участок по адресу: <адрес>. Указанное постановление Правительства Республики Мордовия с приведением перечня земельных участков, подлежащих изъятию, опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 г. (л.д. 7, 8, 140).

Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 г. № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска).

На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 г. №425 (с изменениями от 21 июля 2010 г.) и местных нормативов градостроительного проектирования г.о.Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. №193 (с изменениями от 24 декабря 2010 г.) в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 г. № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31 июля 2009 г. №1752, от 01 октября 2009 г. №2250, от 28 октября 2010 г. №2915, от 07 февраля 2011 г. №210, от 05 апреля 2011 г. №893, от 17 мая 2012 г. №1799).

Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск. Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ», г. Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 г. № 418 утвержден акт о выборе земельных участков, подлежащих изъятию для муниципальных нужд для размещения автомобильной дороги, в число которых входит и земельный участок по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г.Саранска (л.д. 37-38).

Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 г. № 418 жилой дом, общей площадью 69,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> подлежит сносу в целях строительства вышеназванного объекта (л.д. 34).

В силу части первой статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Часть пятая статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

25 января 2011 г. Управлением Государственной экспертизы Республики Мордовия утверждено положительное заключение № 13-3-5-0033-11 по рабочему проекту «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс) (л.д. 98, 99-139).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 07 февраля 2011 г. № 210 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий для размещения автомобильной дороги «Обход города Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс – 1, 2, 3 очереди строительства; 2 пусковой комплекс; 3 пусковой комплекс) согласно приложению.

Постановлением Правительства Республики Мордовия № 401 от 31 октября 2011 г. ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» поручено организовать в установленном порядке работу по проведению оценки изымаемых жилых помещений, недвижимого имущества и убытков, причинённых их изъятием, определить выкупную цену на основании произведённой оценки и заключить с собственниками изымаемых жилых помещений и недвижимого имущества соглашения о возмещении выкупной цены (л.д. 38).

Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

На основании вышеуказанной правовой нормы принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 ноября 2010 г. № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованного в газете «Известия Мордовии» от 01 декабря 2010 года, согласно которому жилые помещения и недвижимое имущество, жилой дом общей площадью 69, 4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовии в целях размещения автомобильной дороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (1 пусковой комплекс) Правительство Республики Мордовия (л.д. 143-144).

В судебном заседании также установлено, что 20 декабря 2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01 декабря 2010 г.).

27 мая 2011 г. Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия Буздановой И.В., Котельникову В.Г., Ширманкину Н.А. направлены письма за № 935, 934 и 933 соответственно о том, что земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Республики Мордовия по истечении одного года с момента получения уведомления об изъятии (л.д. 65, 66-67, 68, 69, 70).

18 января 2013 г ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на имя Буздановой И.В., Ширманкину Н.А., Котельникову В.Г. направлены письма, в которых предложено в течение пяти календарных дней со дня его получения рассмотреть приложенный проект соглашения о возмещении выкупной цены и направить подписанный экземпляр в адрес ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», которое получены ими 02 февраля 2013 г., 02 февраля 2013 г. и 25 января 2013 г. соответственно (л.д. 71, 72, 73).

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 28/2012, подготовленному Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» от 30 марта 2012 года рыночная стоимость домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 марта 2012 г., с надворными постройками и зелеными (плодово-ягодными) насаждениями составляет 2230543 рубля, в том числе жилой дом жилой (А) – 1639 682 рубля, холодная пристройка (а) – 10893 рубля, холодная пристройка (а1) – 10808 рублей, сарай (Г1) – 19918 рублей, сарай (Г1) – 12736 рублей, гараж (Г2) – 65000 рублей, уборная (1) – 2725 рублей, душ (11) 15160 рублей, уборная (111) – 3406 рублей, забор редкий – 13152 рубля, зеленые (плодово-ягодные) насаждения - 14131 рубль. Земельный участок площадью 518 кв.м с кадастровым номером – 827262 рубля, в том числе: 7/18 доли – 321713 рубля, 11/72 доли – 126387 рублей, принадлежащие Буздановой И.В., 11/72 доли – 126387 рублей, принадлежащие Ширманкину Н.А., 11/36 доли 0252775 рублей, принадлежащие Котельникову В.Г. (л.д. 74-97).

Исходя из рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, Правительством Республики Мордовия определена выкупная цена принадлежащего ответчикам на праве собственности изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества, жилого дома и земельного участка.

В судебном заседании назначена по делу судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта № 13/09/1075-н, составленного ООО «Оценочные системы» от 07 октября 2013 г. рыночная стоимость земельного участка площадью 518 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на дату проведения экспертизы составляет: 1473000 рублей. Рыночная стоимость жилого дома общей площадью 69,4 кв.м и надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>, на дату проведения экспертизы составляет: 2106300 рублей, в том числе: стоимость жилого дома составляет: 1972000 рублей, стоимость надворных построек составляет 134300 рублей, в том числе сарай (Г) – 25000 рублей, сарай (Г1) – 20 100 рублей, погреб в сарае (литер Г1) – 10200 рублей, гараж (Г2) – 47 700 рублей, уборная (1) – 7800 рублей, душ (литер 11) - 7800 рублей, забор сплошной – 10400 рублей, забор редкий – 5300 рублей.

Рыночная стоимость плодово-ягодных насаждений, имеющихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном но адресу: <адрес>, на дату проведения экспертизы составляет: 174 950 рублей, в том числе: стоимость плодово-ягодных насаждений, расположенных в огороде составляет: 150210 рублей, стоимость плодово-ягодных насаждений, расположенных в палисаднике составляет: 24740 рублей.

Размер убытков, которые понесет собственник в связи с изъятием жилого дома и земельного участка при переезде в пределах городского округа Саранск составляет: 22 840 рублей.

Данное экспертное заключение не вызывает сомнений, поскольку экспертные исследования проведено лицом имеющим специальные познания и длительный стаж экспертной деятельности с учетом материалов дела со ссылками на нормативно-правовые акты, которыми эксперт руководствовался при проведении соответствующих исследований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (статья 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").

В вышеуказанном заключении эксперта № 13/09/1075-н дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома), имеется ряд таблиц, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения), метод переноса, кроме того дана полная характеристика аналогов.

Заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, представленный истцом в качестве подтверждения рыночной стоимости спорного домовладения отчет № 28/2012, подготовленный по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия по состоянию на 16 марта 2012 г., в данном случае не может быть принят судом в качестве достоверного доказательства по данному гражданскому делу, поскольку в указанном отчете рыночная стоимость спорного жилого дома определена по состоянию на 16 марта 2012 г., то есть на дату предшествующую дате предъявления Правительством Республики Мордовия настоящего иска в суд более, чем на год.

Между тем выкупная цена изымаемого жилого дома должна определяться судом по состоянию на момент разрешения спора.

В отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности, отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете, суду не представляется возможным определить характеристики взятых аналогов для сравнения.

Заключение эксперта ООО « Экспертно-оценочное Бюро» №29с- 2013 от 25 июля 2013 г. также не принят в качестве достоверного доказательства по делу, поскольку данное заключение не содержит исследования по всем вопросам, поставленными судом на разрешению эксперту. Кроме того, выводы эксперта о рыночной стоимости плодово- ягодных насаждений, имеющихся на земельном участке, в сумме 774093 руб. вызывают у суда сомнения, поскольку исследовательская часть по данному вопросу не содержит сведений об использовавшихся источниках информации приведенных в таблице №13.

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК Российской Федерации) при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью седьмой статьи 32 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При таких обстоятельствах, суд признает заключение эксперта № 13/09/1075-н, подготовленное ООО «Оценочные системы» 07 октября 2013 г. объективным и обоснованным, и принимает его в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, определив стоимость принадлежащего Буздановой И.В. изымаемого имущества (11/72 доли жилого дома и 11/72 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>) – 577 055 руб. 41 коп., согласно следующему расчету 2281 250 рублей рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и зелеными насаждениями) + 1473 000 рублей (рыночная стоимость земельного участка + 22 840 рублей (рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием жилого дома) / 72 х 11 долей).

Стоимость принадлежащего Ширманкину Н.А. изымаемого имущества (11/72 доли жилого дома и 11/72 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>) – 577 055 руб. 41 коп., согласно следующему расчету 2281 250 рублей рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и зелеными насаждениями) + 1473 000 рублей (рыночная стоимость земельного участка + 22 840 рублей (рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием жилого дома) / 72 х 11 долей).

Стоимость принадлежащего Котельникову В.Г. изымаемого имущества (11/36 доли жилого дома и 11/36 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>) – 1154 110 руб. 70 коп., согласно следующему расчету 2281 250 рублей рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и зелеными насаждениями) + 1473 000 рублей (рыночная стоимость земельного участка + 22 840 рублей (рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием жилого дома) / 36 х 11 долей).

Согласно пункту 1 статьи 235 ГК Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК Российской Федерации).

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.

При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статьей 279 ГК Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.

Положения статьи 282 ГК Российской Федерации предусматривают, что собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью третьей статьи 32 ЖК Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом, право общей долевой собственности Буздановой И.В., Ширманкина Н.А. и Котельникова В.Г. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты Правительством Республики Мордовия им выкупной цены данного имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд в связи с размещением автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд путем выкупа, Правительством Республики Мордовия соблюден.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах исковые требования Правительства Республики Мордовия к Буздановой И.В., Ширманкину Н.А., Котельникову В.Г. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, после уплаты выкупной цены, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11/72 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 518 ░░.░ ░ ░░ 11/72 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 69, 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 577055 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 41 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11/72 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 518 ░░.░ ░ ░░ 11/72 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 69, 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 577055 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 41 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11/36 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 518 ░░.░ ░ ░░ 11/36 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 69, 4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 1154 110 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░. 70 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2-2213/2013 ~ М-2457/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Правительство Республики Мордовия
Ответчики
Бузданова Ирина Валерьевна
Котельников Валерий Григорьевич
Ширманкин Николай Алексеевич
Другие
ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия»
Государственный комитет имущественных отношений Республики Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
04.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2013Передача материалов судье
07.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2013Судебное заседание
13.08.2013Производство по делу возобновлено
27.08.2013Судебное заседание
28.08.2013Судебное заседание
08.10.2013Производство по делу возобновлено
24.10.2013Судебное заседание
29.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2014Дело оформлено
04.02.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее