Решение по делу № 2-1768/2017 ~ М-1198/2017 от 04.04.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чехов Московская область ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО1 об истребовании земельного участка из незаконного владения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд к ФИО1 с исковыми требованиями об истребовании из незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером площадью 15328,1 кв.м., относящуюся к землям лесного фонда квартала 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества в следующих границах:

Х

У

1

402731,24

219152,14

2

40272?????

2195180,75

3

402712,33

2195263,88

4

402701,24

2195304,53

5

402743,72

2195334,08

6

402740,02

2195383,59

7

402773,27

2195404,29

8

402781,38

2195429,79

9

402795,57

2195409,83

10

402779,99

2195350,26

11

402781,49

2195269,01

12

702786,49

2195251,51

13

402799,49

2195207,76

14

402810,99

2195180,01

15

402731,24

2195152,14

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенными в исковом заявлении (л.д.3-6), и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель 3-го лица – Администрации Чеховского муниципального района Московской области в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители 3-их лиц Управления Росимущества по Московской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей неявки суду не представили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных 3-их лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителя истца, представителя ответчика, ответчика, 3-го лица, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе отдельную категорию составляют земли лесного фонда (статья 7).

Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ.

Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2007 года, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. При этом передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.

Статьей 9 Лесного Кодекса было установлено, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительность, и участки нелесных земель.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.

Также в силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Собственность Российской Федерации на земли лесного фонда была закреплена пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, пунктом 2 Приложения № 1 к этому Постановлению, а также статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года.

Судом установлено, что по поручению Чеховской городской прокуратуры проведена проверка по обращению членов СНТ «Акустик» о незаконном использовании лесного участка квартала 20 выдела 20 Подольского сеьского участкового лесничества.

При проведении мониторинга публичной кадастровой карты выявлено частичное наложение земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда квартала 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества.

Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет с категорией «Категория не установлена», разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности ФИО1.

Согласно справке о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда площадь наложения участка с кадастровым номером на земли лесного фонда квартала 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества составляет 15328,1 кв.м.

Справка подготовлена с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства МО от 23.10.2012 №1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Сведения в РГИС МО внесены на основании материалов лесоустройства в соответствии с требованиями постановления Правительства МО от 23.10.2012 №1335/38.

Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2007 года, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе отдельную категорию составляют земли лесного фонда (статья 7).

Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Статьей 9 указанного Кодекса было установлено, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительность, и участки нелесных земель.

Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российская Федерация.

В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.

Также в силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, возникло до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним». Собственность Российской Федерации на земли лесного фонда была закреплена пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, пунктом 2 Приложения № 1 к этому Постановлению, а также статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года. Так, в своем Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2008 г. по делу 16490/2007 указал, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий происходит по воле и в интересах третьих лиц в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

Правительством Российской Федерации решения о переводе спорных земельных участков из земель лесного фонда в нелесные земли не принималось, Российская Федерация не лишалась собственности на эти земельные участки.

Таким образом, спорные земельные участки, являются лесными участками и находятся в федеральной собственности.

Также на квартал 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества зарегистрировано право собственности Российской Федерации: Свидетельство 50 НГ № 526923 от 24 апреля 2009 г.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.
№ 200-ФЗ определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации и основаны на материалах лесоустройства.

Границы земель лесного фонда — лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7,67-69 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесов и лесного фонда определяются и устанавливаются при проведении лесоустройства. Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации 12.12.2011 года № 516 картографические материалы в виде лесоустроительного планшета являются основной лесной картой, составленной на геодезической или топографической основе. Материалы лесоустройства предназначены для ведения государственного лесного реестра и государственного учета лесного фонда Российской Федерации.

В свою очередь, статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2004 г № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до определения границ лесного фонда в утвержденных лесных регламентах следует руководствоваться лесоустроительной документацией.

Учитывая вышеизложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является выписка из государственного лесного реестра, таксационное описание, копии лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером образован из состава земель лесного фонда 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества.

Пунктом 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22) установлено, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. П.2 ст. 302 ГК РФ установлено, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (п. 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, права предусмотренные статьями 301 – 304 Гражданского кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно п. 53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВА РФ от 29.04.2010 года N2 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее – Положение) основными задачами Комитета являются, в том числе, осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.

Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области (п.12.1 Положения). Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Также согласно позиции суда кассационной инстанции законодательство не исключает возможности обращения Комитета лесного хозяйства Московской области в суд с заявленными требованиями (с требованиями об истребовании из чужого незаконного владения) в качестве процессуального истца.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года № 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен ограниченными полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.2,56,67,194-199,233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета лесного хозяйства– удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения ФИО1 часть земельного участка с кадастровым номером площадью 15328,1 кв.м, относящуюся к землям лесного фонда квартала 44 выдел 20 (по предыдущему лесоустройству квартал 20 выдел 20) Подольского сельского участкового лесничества в следующих границах:

Х

У

1

402731,24

219152,14

2

402728,97

2195180,75

3

402712,33

2195263,88

4

402701,24

2195304,53

5

402743,72

2195334,08

6

402740,02

2195383,59

7

402773,27

2195404,29

8

402781,38

2195429,79

9

402795,57

2195409,83

10

402779,99

2195350,26

11

402781,49

2195269,01

12

702786,49

2195251,51

13

402799,49

2195207,76

14

402810,99

2195180,01

15

402731,24

2195152,14

Решение суда считать обязательным для исполнения Управлением Росреестра по Московской области в части внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060102:228, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов

Копия верна

Оригинал решения находится в Чеховском городском суде Московской области в гражданском деле

Судья: А.А. Шахбанов

2-1768/2017 ~ М-1198/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчики
АЛЕКСЕЕВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Другие
ФФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВЫСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПК "ЧЕХОВСКОЕ"
УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Судья
Шахбанов Абдурахман Абдулвагабович
Дело на странице суда
chehov--mo.sudrf.ru
04.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2017Передача материалов судье
06.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2017Предварительное судебное заседание
29.05.2017Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
18.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.04.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.05.2018Судебное заседание
14.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.12.2018Дело оформлено
12.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее