Дело № 2-474\2018 07 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе :
председательствующего судьи Свиридовой С.А.,
при секретаре Кириновой О.Н.
с участием
истца Семеновой ЛА.,
представителя ответчика Филенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 07 февраля 2018 года исковое заявление Семеновой Любови Александровны к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Магадана» о признании незаконным решения об отказе в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения по сокращению,
установил:
Истец Семенова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику ГКУ ЦЗН г. Магадана о признании незаконным решения об отказе в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения по сокращению.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 ноября 2017 года ГКУ ЦЗН г. Магадана вынесено решение № В76-314/00000717 об отказе в предоставлении ей права на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения. В качестве доказательств, подтверждающих наличие исключительного случая, истцом была представлена справка о нахождении на учете в <данные изъяты>, между тем, ответчиком такая справка не была принята во внимание.
Считает, что данный отказ нарушает её права, просит названное решение признать незаконным.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. В том числе пояснила, что при рассмотрении вопроса о предоставлении Семеновой Л.А. права на сохранение среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения комиссией ГКУ ЦЗН г. Магадана было принято во внимание то обстоятельство, что истец является получателем пенсии по возрасту, сведений и документов, подтверждающих наличие исключительного случая Семеновой Л.А. представлено не было.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируются свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Пункт 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что безработными не могут быть признаны граждане которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Как следует из материалов дела, приказом № 100 л от 10 июля 2017 года Семенова Л.А. уволена из ООО «Аэрофьюлз Магадан» 13 июля 2017 года по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации).
17 июля 2017 года Семенова Л.А. обратилась в ГКУ ЦЗН г. Магадана с заявлениями о содействии в поиске подходящей работы и о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Согласно карточке персонального учета гражданина, Семенова Л.А. является пенсионером.
Как следует из материалов дела, Семенова Л.А. регулярно (дважды в месяц) обращалась в ГКУ ЦЗН г. Магадана по подбору вариантов трудоустройства (17 июля 2017 года, 27 июля 2017 года, 08 августа 2017 года, 21 августа 2017 года, 07 сентября 2017 года, 21 сентября 2017 года, 11 октября 2017 года, 24 октября 2017 года, 14 ноября 2017 года28 ноября 2017 года, 13 декабря 2017 года, 19 декабря 2017 года, 11 января 2018 года, 24 января 2018 года).
По истечении четвертого месяца со дня увольнения Семенова Л.А. трудоустроена не была.
Порядок принятия решений организационно-методической комиссией ГКУ ЦЗН г. Магадана о предоставлении права либо об отказе в предоставлении права, либо об отказе в предоставлении права гражданам на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения установлен приказом ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04 июля 2016 года № 40.
Согласно пункту 5 Порядка специалист осуществляет подготовку проекта решения о предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в день фактического посещения гражданина с учетом следующих обстоятельств: обращение в орган службы занятости населения в установленный законом срок; отсутствие отказов гражданина от вариантов подходящей работы; отсутствие нарушений условий и сроков перерегистрации гражданина в качестве безработного без уважительных причин; отсутствие неявок гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, для подбора подходящей работы без уважительных причин; наличие иных обстоятельств, имеющих значение для принятия соответствующего решения.
Решением ГКУ ЦЗН г. Магадана от 14 ноября 2017 года № В76-314/00000717 Семеновой Л.А. отказано в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по последнему месту работы.
17 ноября 2017 года Семенова Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре названного решения, приложив к заявлению справку о её нахождении на диспансерном учете в <данные изъяты>.
Решением ГКУ ЦЗН г. Магадана от 24 ноября 2017 года Семеновой Л.А. отказано в пересмотре решения от 14 ноября 2017 года № В76-314/00000717, ввиду того, что данная справка не может быть расценена как обстоятельство, подтверждающее наличие исключительного случая.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 313 - 327).
В силу ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены в ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, ему, безусловно, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной Обзоре судебной практики № 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, при принятии оспариваемого решения ответчиком учитывался тот факт, что Семенова Л.А., являющаяся пенсионером, социально защищена.
Разрешая заявленные требования, суд также исходит из того, что Семенова Л.А. является получателем пенсии, в связи с чем, не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку она уже социально защищена государством посредством назначения пенсии.
Большая социальная защищенность пенсионеров, ищущих работу, требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом распространение на пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации не является безусловным основанием для применения в отношении них положений ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат.
Суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что представленная в государственный орган справка из <данные изъяты> сама по себе не может служить основанием к признанию случая истца исключительным. Кроме того, к справке не приложено документов, подтверждающих необходимость прохождения дорогостоящего лечения, документов о произведенных расходах на приобретение лекарств, оплате медицинских процедур. Суду названные документы Семеновой Л.А. также не представлены.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Семеновой Любови Александровне в удовлетворении исковых требований к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Магадана» о признании незаконным решения об отказе в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения по сокращению, отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Установить день составления решения суда в окончательной форме – 12 февраля 2018 года
Судья С.А. Свиридова