№2-1854/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего - судьи Смолиной Н.И.,
с участием истца - Егорова В.П.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г.Железногорске Курской области (межрайонное) по доверенности - Елисеевой Н.Н.,
при секретаре - Гуляевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова Владимира Павловича к ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты пенсии по старости,
установил:
Егоров В.П. обратился в суд с указанным иском к ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное), в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просит установить факт нахождения на его иждивении сына П.В.. Обязать ответчика назначить ему пенсию по старости в соответствии со ст.28.1, ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ в размере, определяемым с учетом нетрудоспособного члена семьи в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 02.05.2019 года. Взыскать с ответчика в свою пользу госпошлину в размере 300 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что 02.05.2019 года ему в рамках действующего законодательства была назначена пенсия. Однако решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Курской области истцу в назначении повышения фиксированной выплаты пенсии по старости от 26.04.2019 года № *** было отказано. Им был представлен необходимый пакет документов, свидетельствующий о том, что у него на иждивении находиться нетрудоспособный сын П.В., **.**.** года рождения, а именно заявление об установлении факта нахождения на иждивении от 11.04.2019г., свидетельство о рождении, справка с места учебы от 27.02.2019г.№ 20300, справка о размере выплат Егорова В.П. от 08.04.2019г. №14, справка о доводах Н.И. от 11.04.2019г., справка с места жительства о составе семьи от 03.04.2019г. №183, от 03.04.2019г. б/н., акт обследования от 11.04.2019г., выписка из лицевого счета застрахованного лица Егорова В.П.. Однако решением ответчика ему было отказано в значении пенсии по старости, с учетом наличия у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи – сына П.В. с указанием, на то, что по представленным документам невозможно определить является ли материальная помощь Егорова В.П. постоянным и основным источником к существованию.
Истец Егоров В.П. в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом их последующего уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Железногорске Курской области (межрайонное) по доверенности Елисеева Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что факт нахождения П.В. на иждивении его отца Егорова В.П. не установлен.
Выслушав участников судебного заседания, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Положения ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливают круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании ими такого обучения, не дольше чем по достижении ими возраста 23 лет.
Факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении пенсионера определяется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно, члены семьи признаются состоящими на иждивении пенсионера, если они находятся на его полном содержании или получают он него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе, установление нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования.
В соответствии с пп.з п.7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимо документальное подтверждение, что нетрудоспособные члены семьи находятся на иждивении гражданина.
При решении вопроса о праве Егорова В.П. на назначение пенсии по его заявлению, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им.
Согласно паспорту Егорова В.П., он родился **.**.** года рождения, то есть на момент обращения ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное) **.**.** года ему было 56 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Егоров В.П. **.**.** г. обратился за установлением пенсии по старости по государственному обеспечению, в соответствии со ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере, определенном с учетом нетрудоспособного члена семьи в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Железногорске Курской области (межрайонное) от 26.04.2019 года № ***, с учетом решения ответчика №1417 от 06.09.2019 года о внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии от 26.04.2019 года в установлении пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере, определенном с учетом нетрудоспособного члена семьи в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации было отказано, поскольку на основании представленных документов не представилось возможным установить, является ли материальная помощь отца Егорова В.П. для сына П.В. постоянным и основным источником средств к существованию.
Между тем, как пояснил в судебном заседании истец, он с сыном проживают совместно, в настоящее время П.В. является студентом 3 курса ОБПОУ «ЖГМК» по очной форме обучения, нигде не работает и находится на полном материальном обеспечении своих родителей, то есть его Егорова В.П. и матери Н.И..
Согласно справке, выданной ООО «РКЦ» 14.05.2019 года П.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Курская область, г.Железногорск, ***. Совместно с ним проживает его мать Н.И.,
Согласно справке Администрации Веретениского сельсовета Железногорского района Курской области от 14.05.2019 года Егоров В.П. зарегистрирован и проживает по адресу: Курская область, ***.
Однако, из акта обследования от 11.04.2019 года следует, что отец и сын фактически проживают вместе, что предполагает полное содержание нетрудоспособного члена семьи – П.В..
Из справки ОБПОУ «ЖГМК» от 27.02.2019 года следует, что П.В. является студентом 3 курса указанного учебного заведения с 01.09.2016 года по 30.06.2020 года очной формы обучения.
Согласно справке о доходах, ежемесячный доход Егорова В.П. составляет январь 2019г. – 8601,78 руб., февраль 2019г. – 15000,00 руб., март 2019г. – 14615,80 руб. Согласно справке, выданной Пенсионным фондом доход Н.И. составляет февраль 2019г. – 16857,05 руб., март 2019г.- 16857,05 руб., апрель 2019г.- 16857,05 руб.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П.В. пояснил, что он является студентом 3 курса ОБПОУ «ЖГМК», не работает, самостоятельного дохода не имеет, проживает вместе со своими родителями, находится у них на иждивении. Пояснил так же, что отец покупает продукты питания и все необходимые вещи, переводит ему деньги на карту. Материальной помощи от иных лиц он не получает.
Данные обстоятельства также подтверждается историями операций по дебетовой карте П.В. и дебетовой карте Егорова В.П. за период с 01.05.2019 года по 13.10.2019 года, а также выпиской по счету Егорова В.П. № *** в ПАО ВТБ.
Допрошенная в качестве свидетеля Т.Д. так же в судебном заседании подтвердила факт нахождения П.В. на иждивении своего отца Егорова В.П., поскольку проживает с ними по соседству.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт нахождения П.В. на иждивении своего отца Егорова В.П..
В силу ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких данных, на момент обращения к ответчику 11.04.2019 года с заявлением об установлении пенсии по старости по государственному обеспечению, в соответствии со ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере, определенном с учетом нетрудоспособного члена семьи в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации у истца Егорова В.П., представившего сведения о наличии на иждивении нетрудоспособного члена семьи сына П.В., не возникло право на установление ему пенсии по вышеуказанным основаниям. Данное право возникло 02.05.2019 года.
В таком случае, пенсия истцу подлежит назначению с 02.05.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Егорова Владимира Павловича к ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты пенсии по старости удовлетворить.
Установить факт нахождения П.В. на иждивении своего отца Егорова Владимира Павловича.
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное) назначить Егорову Владимиру Павловичу пенсию по старости в соответствии со ст.28.1, ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ в размере, определяемым с учетом нетрудоспособного члена семьи в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 02.05.2019 года.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Железногорске (межрайонное) в пользу Егорова Владимира Павловича госпошлину в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение изготовлено 17 октября 2019 года.
Председательствующий: Н.И. Смолина