РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Химки <адрес> 02 июня 2020 года
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
судьи Колмаковой И.Н.,
при секретаре Гревцовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1679/2020 по иску ФИО2, ФИО3 к АО «Международный аэропорт Шереметьево» о признании незаконным проекта седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома «Шереметьево», обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к АО «МАШ» о признании незаконным проекта седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома «Шереметьево», обязании произвести действия, ссылаясь на то, что истец ФИО2 с семьей проживает в доме по адресу: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0010333:54, собственником дома и земельного участка является истец ФИО3
Как указано в иске, в соответствии с приказом АО «МАШ» от <дата> № 661 и сертификатом соответствия аэродрома Москва (Шереметьево) от <дата> № АД 00161 третья взлетно-посадочная полоса аэродрома Москва (Шереметьево) открыта для производства полетов и стандартные маршруты вылета, прибытия и схемы захода на посадку для третьей взлетно-посадочной полосы введены в действие.
В связи изложенным, по утверждению истцов, самолеты, начиная с <дата>, пролетают круглосуточно (за исключением нескольких часов в ночное время) на низкой высоте непосредственно над домом истцов, издавая запредельный шум, осуществляя объемные выбросы вредных для человека продуктов авиационного топлива.
Истцы ссылаются на то, что на ответчика возложена обязанность по подготовке проекта решения об установлении приаэродромной территории в отношении 7-й подзоны аэродрома «Шереметьево» (Москва). При этом, в пояснительной записке ответчика должны быть указаны расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценка риска для здоровья человека, в связи с чем, АО «МАШ» обязано провести исследование (обеспечить проведение таковых), в том числе, обеспечить проведение научно-исследовательских работ в части, касающейся исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
Однако, по утверждению истцов, до настоящего времени седьмая подзона приаэродромной территории не установлена по причине бездействия ответчика. На обращение истца ФИО2 к ответчику о предоставлении информации по вопросу осуществления натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров границы 7 подзоны, включении в ее границы точки с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54, последовал ответ, что включение в проект решения по 7 подзоне указанных точек не осуществлено.
На основании изложенного, истцы просят суд признать незаконным проект седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома «Шереметьево» (Москва), подготовленный АО «МАШ», находящийся на рассмотрении в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>, подлежащий последующему направлению в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию), как не включающий, в нарушение действующих правовых норм, в границы 7 подзоны точку с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54; обязать ответчика в соответствии с Правилами установления приаэродромной территории, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску:
- обеспечить осуществление и/или завершение натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров границы седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома Москва «Шереметьево», определенной в санитарно-эпидемиологическом заключении ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора от <дата> № 19-исх-ОИ/150-Г, в границах полосы воздушного подхода с курсом 244градуса на территории г. Лобня <адрес>, включая точку с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54,
- установить на основании результатов натурных наблюдений и измерений, выполненных после <дата> для подтверждения расчетных параметров, границы 7 подзоны приаэродромной территории аэродрома «Шереметьево» (Москва) в границах полосы воздушного подхода с курсом 244 градуса на территории г. Лобня <адрес>, с включением в границы 7 подзоны точки с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54,
- подготовить проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва «Шереметьево» с включением в него 7 подзоны территории аэродрома «Шереметьево» с включением в границы 7 подзоны территории г. Лобня <адрес> в границах полосы воздушного подхода с курсом 244 градуса, в том числе точки с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54, с пояснительной запиской, содержащей обоснование предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемой на ней 7 подзоны, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека, проведя в этих целях исследования, научно-исследовательские работы в части, касающейся негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в точке с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54,
- направить проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва «Шереметьево» с включением в него 7 подзоны территории аэродрома «Шереметьево» с включением в границы 7 подзоны территории г. Лобня <адрес> в границах полосы воздушного подхода с курсом 244 градуса, в том числе точки с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54, с прилагаемой пояснительной запиской, целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствующий территориальный орган указанной Службы,
- проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва «Шереметьево» с включением в него 7 подзоны территории аэродрома «Шереметьево» с включением в границы 7 подзоны территории г. Лобня <адрес> в границах полосы воздушного подхода с курсом 244 градуса, в том числе точки с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54, с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением территориального органа Роспотребнадзора представить в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию),
уведомить истцов о выполнении данных обязанностей.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным с иске и в письменных объяснениях.
Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, поддержали представленные суду письменные возражения на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно выписки из ЕГРН от <дата>, ФИО3 на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от <дата> и соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности от <дата> № 1-17, является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарской дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>).
Кроме того, ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:41:0010333:54 по вышеуказанному адресу, что подтверждено выпиской из ЕГРН от <дата>.
Судом установлено, что на АО «МАШ» как оператора аэродрома возложена обязанность по подготовке проекта решения об установлении приаэродромной территории и направлению его в уполномоченный орган исполнительной власти с приложением санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора. Порядок установления приаэродромной территории установлен Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории (ПАТ) и санитарно-защитной зоны» и Правилами установления приаэродромной территории, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> № 1460.
Представленным суду письмом от <дата> исх. № 491-02 подтверждено, что во исполнение указанных требований ответчиком был подготовлен проект решения об установлении приаэродромной территории и <дата> направлен в Росавиацию с приложением санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора.
Далее, Росавиацией <дата> в установленном порядке проект решения был направлен на согласование в ФИО1 Москвы и <адрес>. По результатам рассмотрения были получены отказы <дата> от ФИО1 <адрес> и <дата> от ФИО1 Москвы, что подтверждено ответами исх. № 30исх-14533/07 и № 25-11-203/6-39 соответственно.
<дата> проект решения об установлении приаэродромной территории аэропорта Шереметьево был направлен в Правительственную комиссию по транспорту (исх. № Исх.-25708/04 от <дата>), что предусмотрено п. 3 Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории, утв. Постановлением ФИО1 РФ от <дата> № 1460.
В соответствии с протоколом совещания у ФИО1 РФ М.А. Акимова от <дата>, с учетом состоявшегося обсуждения представленные разногласия по проекту решения были сочтены урегулированными за исключением разногласия по установлению 7 подзоны приаэродромной территории аэродрома Шереметьево, устанавливаемой по санитарным нормам для запрещения размещения объектов ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, а также концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Ответчиком, в соответствии с Санитарными правилами СП 2.<дата>-19 «Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от <дата> № 15, проект решения об установлении приаэродромной территории в части 7 подзоны был доработан и <дата> был направлен в Роспотребнадзор (заявлени от <дата> исх. № 1606-06).
<дата> Роспотребнадзором было дано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.9<дата>.Т.0030<дата> и <дата> проект решения был направлен ответчиком в Росавиацию, что подтверждено сопроводительным письмом от <дата> № 264-03.
<дата> от ФИО1 Москвы поступил отказ в согласовании приаэродромной территории, в связи с чем, по утверждению ответчика, проводятся согласительные процедуры совместно с Росавиацией и ФИО1 Москвы по вопросу урегулирования разногласий и снятия замечаний.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик как оператор аэродрома все обязательства по выполнению требований законодательства об установлении приаэродромной территории выполняет.
Относительно требований истцов о признании незаконным проекта 7 подзоны приаэродромной территории, суд исходит из того, что проект решения не утвержден, в результате его рассмотрения высшими органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть выданы замечания, по результатам рассмотрения которых возможны корректировки проекта решения. В связи с чем, установить окончательно попадает ли земельный участок и дом в границы 7 подзоны возможно только после утверждения проекта решения Росавиацией. Данное обстоятельство от ответчика не зависит.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что проект решения не имеет юридической силы до его утверждения, в связи с чем не может быть признан незаконным.
Согласно представленной суду выписки из проекта решения об установлении 7 подзоны приаэродромной территории аэропорта «Шереметьево» с учетом комплекса ВПП-3 от <дата>, точка с адресными ориентирами: <адрес>, г. Лобня, ул. Брянско-Пролетарская дивизии, д. 65 (кадастровый <№ обезличен>), земельный участок с кадастровым номером 50:41:0010333:54 предварительно попадает в границы 7 подзоны проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Таким образом, утверждать о нарушении прав истцов ответчиком правовых оснований не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к АО «МАШ» суд отказывает.
При таких данных, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 к АО «Международный аэропорт Шереметьево» о признании незаконным проекта седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома «Шереметьево», обязании произвести действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.
УИД 50RS0<№ обезличен>-19