Дело № 2-3146/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
с участием представителя истца Гайсина И.И.,
представителя ответчика ФИО6,
при секретаре Чингизовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белобородова А.В. к открытому акционерному обществу акционерной нефтяной компании "Башнефть" о взыскании задолженности по погашению закрепленных за работником акций,
УСТАНОВИЛ:
Белобородов А.В. обратился в суд с иском к ОАО АНК «Башнефть» о взыскании задолженности по погашению закрепленных за работником акций, мотивируя свои требования тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в ОАО АНК «Башнефть», ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО АНК «Башнефть», заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с условиями которого он признан участником Программы долгосрочного материального поощрения работников ОАО АНК «Башнефть» № и за ним закреплено 2 148 фантомных акций в рамках Программы долгосрочного материального поощрения работников. ДД.ММ.ГГГГ он уволен из ОАО АНК «Башнефть» по п. 2 части 1 ст. 81 ТК РФ, вместе с тем, до настоящего времени стоимость закрепленных за работником фантомных акций работнику не выплачена. Таким образом, у ОАО АНК «Башнефть» имеется задолженность по погашению и оплате фантомных акций. Считает указанные действия ответчика незаконными и необоснованными, противоречащим нормам законодательства и локальным актам организации.
В судебном заседании представитель истца Белобородова А.В. - Гайсин И.И. исковые требования подержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО6 в судебном заседании иск не признал, просил отклонить. заявил о пропуске срока исковой давности. В обоснование своих возражений указал, что исковые требования вытекают из сложившихся между истцом и ОАО АНК «Башнефть» трудовых отношений, строятся на основе локальных актов ответчика, регулирующих вопросы оплаты труда и, в частности, устанавливающих одну из форм поощрения и материального стимулирования ОАО АНК «Башнефть» - долгосрочное материальное поощрение руководителей высшего и среднего звена. Указанная выплата входит в систему оплаты труда ОАО АНК «Башнефть». Участниками Программы долгосрочного материального поощрения работников ОАО АНК «Башнефть» № могут стать исключительно физические лица, состоящие с ОАО АНК «Башнефть» в трудовых отношениях, а сама выплата является разновидностью премирования (зафиксирована в локальных актах как премия), носит стимулирующий характер, является одной из мер поощрения. Трудовое законодательство не ограничивает работодателя в выборе форм, методов и способов премирования, следовательно, рассматриваемый способ премирование работников в полной мере соответствует требованиям трудового законодательства. Считая заявленные требования вытекающими из трудовых отношений, представитель ответчика указывает, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ.
Истец Белобородов А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Белобородовым А.В. и ОАО АНК «Башнефть» заключен трудовой договор № в соответствии с п. 1.1. которого истец принят на работу на должность ведущего инженера.
Решением Совета Директоров ОАО АНК «Башнефть» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено и введено в действие Положение о программе долгосрочного материального поощрения работников ОАО АНК «Башнефть» №
Как следует из раздела 1.3 Положения о программе долгосрочного материального поощрения, целью Программы является создание дополнительных предпосылок для сохранения долгосрочных трудовых правоотношений, а также повышение заинтересованности работников в увеличении акционерной стоимости Компании.
Разделом 2.2. Положения о программе долгосрочного материального поощрения предусмотрен перечень участников Программы, в котором в частности указана должность директора Департамента.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом, занимавшим на тот момент должность директора Департамента оформления поставок нефтепродуктов по РФ и работодателем (ОАО АНК «Башнефть») заключено Дополнительное соглашение № б/н к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истец признан участником Программы долгосрочного материального поощрения работников ОАО АНК «Башнефть».
Пунктом 2.1.2 Положения о программе долгосрочного материального поощрения предусмотрено, что при соблюдении условий, установленных настоящим Положением, участникам Программы предоставляется право на получение ежегодного бонуса посредством закрепления за ними в течении 2010, 2011 и 2012 годов определенного количества Фантомных акций с возможностью предъявить Компании требование об их погашении и оплате по итогам соответствующего года в объеме, не превышающем лимитов, установленных настоящим Положением, для каждого из трех указанных лет.
Пунктом 2.1.3. Положения о программе долгосрочного материального поощрения установлено, что в случае принятия решения о погашении и оплате фантомных акций Компания выплачивает участникам программы денежную премию, рассчитанную как произведение количества предъявленных к погашению и оплате фантомных акций и цены одной обыкновенной именной акции Компании в российских рублях, определенной по результатам независимой оценки стоимости Компании.
Согласно условиям Дополнительного соглашения работодатель обязался осуществить погашение и оплату закрепленных за работником фантомных акций в соответствии с условиями Положения о программе долгосрочного материального поощрения.
Трудовые отношения между сторонами прекращены ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В силу ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Окончательный расчет с истцом должен был быть произведен в день увольнения, то есть ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 2.5.2. Положения о программе долгосрочного материального поощрения прекращение трудовых отношений между участником программы и компанией до наступления применимых дат, указанных в п.п. в) пункта 2.5.1 настоящего Положения, влечет для такого участника программы утрату права на предъявление закрепленных за ним за соответствующий год программы фантомных акций к погашению и оплате.
Истец ознакомлен с Положением о программе долгосрочного материального поощрения. Указанное обстоятельство подтверждается подписью истца на экземпляре Дополнительного соглашения № б/н к трудовому договору № П-202к от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что с момента увольнения (ДД.ММ.ГГГГ года), Белобородов А.В. знал или должен был знать о нарушении своих трудовых прав в части выплаты премии по Положению о программе долгосрочного материального поощрения.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.Предусмотренный указанной статьей срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 73-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 312-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 728-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 73-О-О и др.).
Оснований для применения общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, по мнению суда, не имеется по следующим основаниям:
Материальное поощрение, выплачиваемое в рамках Положения о программе долгосрочного материального поощрения, вытекает из наличия трудовых отношений, зафиксировано в дополнительном соглашении к трудовому договору, предусмотрено локальным нормативным актом ОАО АНК «Башнефть» регулирующим вопросы оплаты труда и устанавливающим одну из форм материального поощрения и являющимся одной из составных частей системы оплаты труда для определенной категории работников, указанных в разделе 2.2. Положения о программе долгосрочного материального поощрения.
В соответствии с частью 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 1 Конвенции № Международной организации труда "Относительно защиты заработной платы" установлено, что термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Материальное поощрение, о взыскании которого просит истец, указанным определениям не противоречит.
Как следствие, обратившись суд ДД.ММ.ГГГГ с требованием о взыскании денежного поощрения, Белобородов А.В. пропустил установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом. Пропуск указанного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). В любом случае, указанные истцом причины должны быть непосредственно связаны с его личностью.
Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение в суд.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Толкование данной нормы дано в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Принимая во внимание, что ответчиком, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, исковые требования о взыскании задолженности по погашению и оплате закрепленных за истцом фантомных акций не подлежат удовлетворению по данному основанию.
Что касается требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, то указанное требование также не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством.
Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренное статьей 395 ГК РФ, является одним из способов обеспечения исполнения обязательства в рамках гражданских правоотношений.
Более того, отказ в удовлетворении основного требования о взыскании стоимости закрепленных за работником фантомных акций влечет за собой отказ и в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку данное требование является производными от основного требования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Белобородова А.В. к открытому акционерному обществу акционерной нефтяной компании "Башнефть" о взыскании задолженности по погашению закрепленных за работником акций - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья : Н.Р. Идиятова Решение не вступило в законную силу.