Дело № 2-1241/2014
Решение
именем Российской Федерации
город Няндома 02 декабря 2014 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
с участием истца Сивака О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Няндоме Архангельской области гражданское дело по иску Сивака Олега Анатольевича к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сивак О.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Каргопольское» (далее - администрации МО «Каргопольское») о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 05 сентября 1975 года по 30 августа 1990 года он был воспитанником и находился на полном государственном обеспечении в следующих государственных учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Архангельский детский дом №2», «Котласский детский дом» «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат». Правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не пользовался. В настоящее время он живёт и работает в г. Каргополь, своего жилого помещения у него не имеется. Считает, что в соответствии с законом имеет право на получение жилого помещения специализированного фонда. Просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте МО «Каргопольское», не менее нормы предоставления, установленной в данном муниципальном образовании, по договору найма специализированного жилого помещения,
Истец Сивак О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что данной льготой он не пользовался. В г. Каргополь он проживает 4 года. 15 сентября 2014 года он обращался в администрацию МО «Каргопольское» по вопросу предоставления жилого поме6щения, в чем ему отказали. В Каргопольском районе он ранее не проживал, родственников не имеет. Документов о закреплении за ним жилья у него не имеется.
Представитель ответчика - администрации МО «Каргопольское» Трунаева Е.Д. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» Герасимова Н.С. в судебное заседание также не явилась, представила отзыв, согласно которому считают заявленные Сиваком О.А. требования необоснованными, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области и Министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено в судебном заседании, Сивак О.А., 14 ноября 1971 года рождения, ранее относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 05 сентября 1975 года по 30 августа 1990 года истец находился на полном государственном обеспечении в следующих государственных учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Архангельский детский дом №2», «Котласский детский дом», «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат».
Данные обстоятельства в частности подтверждаются ответом прокурора Каргопольского района (л.д. 9-10), ответом соцпедагога муниципальной общеобразовательной средней школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Управления образования г. Северодвинска Архангельской области (л.д. 14), сведениями о родителях и учетной карточкой воспитанника детского дома (л.д. 18), справками детских учреждений (л.д. 23-24), а также показаниями свидетеля К.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что истец в администрации МО «Каргопольское» на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит и ранее не состоял.
Согласно пояснениям истца, по вопросу предоставления жилого помещения он к ответчику обратился 15 сентября 2014 года.
С учетом изложенного, суд полагает в удовлетворении исковых требований Сивака О.А. к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилого помещения отказать, поскольку истец не реализовал предоставленное ему право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного вышеназванным законом.
Доводы истца о том, что, исходя из положений п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на обеспечение жилым помещением, суд признает несостоятельными.
Действительно, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В рассматриваемой ситуации истец, как это установлено материалами дела, обратился в суд по вопросу предоставления специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, только в октябре 2014 года в возрасте 42 года, ранее с заявлением о предоставлении жилого помещения истец обращался в администрацию муниципального образования «Город Сосногорск» (в возрасте 30 лет), на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Сивака Олега Анатольевича к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 декабря 2014 года.
Судья М.В. Макаров