Дело №2а-4418/2020
УИД: 63RS0045-01-2020-005454-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Османовой Н.С.,
при секретаре Лобановой О.В.,
с участием пом. прокурора Мосталыгиной А.В.,
административного истца Иванова А.Ю. и его представителя Баландиной А.В.,
представителей административного ответчика Слободенюка Д.В., Рыбина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Промышленного районного суда г.Самары по адресу г.Самара, ул.Фадеева, 58 а, каб.217 административное дело № 2а-4418/2020 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу №25 Иванова Александра Юрьевича к Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №25 о признании Решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты незаконным, возложении обязанности,
установил:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу №25 Иванов А.Ю. обратился в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №25 о признании Решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано:
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 25 (далее Комиссия) № 219 от 07.08.2020 г. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара Самарской области Иванову А.Ю.
Административный истец считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно вышеуказанного решения в Комиссию были представлены <данные изъяты>
При проверке подписных листов рабочая группа выявила, что из <данные изъяты> подписей на <данные изъяты> листах, <данные изъяты> подписей недействительны.
Таким образом, количество подписей недостаточно для регистрации кандидата.
Выводы комиссии основаны на неверном толковании норм права, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.
ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с ч.2 ст. 37 Закона Самарской обл. от 31.12.2019 г. № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Самарской области" представил ответчику пакет документов, а именно:
-подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
-протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
-копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
-сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
-документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Факт принятия указанных документов подтвержден документально.
На рабочей группе ответчик признал ДД.ММ.ГГГГ недействительными, при этом ответчик отказался предоставить сведения о том какие подписи признаны недействительными.
В нарушении закона истец был лишен возможности ознакомиться с выявленными недостатками и соответственно предоставить свои возражения по этому поводу. Более того рабочая группа прошла в его отсутствии. О дате заседания он надлежащим образом извещен не был.
Согласно итогового протокола комиссия признала недействительными ДД.ММ.ГГГГ подписей. В итоговом решении комиссия указывает, что недействительны ДД.ММ.ГГГГ подписей, т. о. имеется расхождение в документах.
Истец считает, что комиссия злоупотребила своим правом, незаконно исключила достоверные подписи, тем самым нарушила его право избираться и быть избранным.
Ссылаясь на ст. 37 Закона Самарской области № 142-ГД от 31.12.2019 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 124-127 КАС РФ истец обратился в суд и просит:
-признать незаконным и отменить Решение территориальной избирательной комиссии Промышленного района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 25 № 219 от 07.08.2020 г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара Самарской области Иванова Александра Юрьевича;
-возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Промышленного района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 25 зарегистрировать Иванова Александра Юрьевича в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара Самарской области;
-назначить почерковедческую экспертизу подписных листов, содержащих недостоверные подписи.
В судебном заседании административный истец Иванов А.Ю. и его представитель Баландина А.В. административный иск и его доводы поддержали.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г.Самары Слободенюк Д.В. и Рыбин А.В. иск не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской обл. в суд не явился, представил возражения на иск и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Пом. прокурора в своем заключении просила в удовлетворении иска отказать, считая решения ТИК от 07.08.2020г. № 219 законным и обоснованным.
Выслушав объяснения сторон и специалиста ФИО10 заключение прокурора, исследовав материалы дела, обозрев подписные листы кандидата в депутаты Иванова А.Ю. в количестве 49 шт., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Положениями ч. 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
На территории Самарской области гарантии избирательных прав граждан устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Самарской области от 31.12.2019 г. № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Самарской области".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в ч. 5 ст. 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 г. № 142-ГД.
На основании Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
При этом Законом Самарской области предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей ( ч.5 ст.36 Закона Самарской обл.).
Части 6, 7 ст.36 Закона Самарской обл. указывают на то, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону. Сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно п.п. 6.3, 6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Недействительными признаются: а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;д) подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными;к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона;л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;м) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом);н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;о) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
При этом согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии пп. "д" пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для отказа в регистрации кандидата является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Статьей 37 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Самарской области» гласит, что для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе( часть6). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Самарской области может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума ( часть7). Проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах (часть8).
В суде установлено, что решением Совета депутатов Промышленного внутригородского района г.о.Самара от 23.06.2020г. № 211 назначены выборы депутатов Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара второго созыва на 13.09.2020г.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 18.05.2016 г. № 213/1626-5 сформирована Территориальная избирательная комиссия Промышленного района г.о.Самара сроком на 5 лет (2016 - 2021 гг.)
Постановлением избирательной комиссии Самарской области от 18.05.2016 г. №213/1627-5 от 18.05.2016г. назначен председатель Территориальная избирательная комиссия Промышленного района г. Самары Слободенюк Д.В.
Решением Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г.Самара №10 от 06.07.2020 г. сформирована рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Промышленного внутригородского района г.о.Самара Самарской обл. и их регистрации, при проведении выборов депутатов Совета депутатов Промышленного внитригородского района городского округа Самара Самарской обл. второго созыва.
ДД.ММ.ГГГГ. кандидат в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу №25 Иванов А.Ю. представил в Территориальную избирательную комиссию документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в количестве <данные изъяты> штук.
ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка подписных листов. Из Итогового протокола проверки подписных листов следует, что из <данные изъяты> представленных (заявленных) кандидатом подписей недостоверными (недействительными) признаны <данные изъяты> подписей избирателей в подписных листах.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, послужило основанием для принятия Решения ТИК от 07.08.2020г. № 219 об отказе Иванову А.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Промышленного внутригородского района г.о.Самара.
Из содержания решения ТИК от 07.08.2020г. № 219 следует, что недостоверными признаются <данные изъяты> подписей избирателей по основаниям:- неполные сведения об избирателе ( п.п. «г» п.6.4 ст.38 ФЗ;_-несобственноручное проставление избирателем даты внесения подписи ( п.п. «е» п.6.4 ст.38 ФЗ); -несобственноручное указание избирателем своих фамилии, имени, отчества ( п.п. «л» п.6.4 ст.38 ФЗ).
При принятии оспариваемого решения, в обоснование своих выводов о недостоверности подписей избирателей, ТИК положила в основу заключение и информацию компетентных и незаинтересованных лиц.
Так, по результатам проверки <данные изъяты> подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Иванова А.Ю. старшими экспертами ЭКО УМВД России по г.Самаре ФИО7 и ФИО8 дано заключение №., в соответствии с которым записи, расположенные в графе «Фамилия, имя, отчество» на листах <данные изъяты> выполнены одним лицом; записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» на листах <данные изъяты> выполнены одним лицом; записи, расположенные в графе « Дата внесения подписи» на листах <данные изъяты> выполнены одним лицом.
Специалист ФИО8 в судебном заседании выводы заключения ДД.ММ.ГГГГ. поддержала.
Доводы истца и его представителя, которые ставят под сомнения данное заключение специалистов по тем основаниям, что оно не является полноценным экспертным заключением, его выводы не отвечают на поставленные вопросы, а также в целом возражения относительно правильности выводов специалистов и их квалификации, не принимаются судом во внимание по следующим обстоятельствам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей определен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В п. 3.1 Методических рекомендаций разъяснено, что к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России и Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, ФМС России и других государственных органов).
Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.
Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.
Материалами дела подтверждено, что данный порядок проверки подписей соблюден. Проверка представленных подписей избирателей проводилась экспертами-почерковедами государственного судебно-экспертного учреждения, привлеченным в соответствии с п. 3 п. 3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, имеющими соответствующее образование, право на самостоятельное производство почерковедческих экспертиз и необходимый опыт работы по проведению таких экспертиз.
Таким образом, оснований не доверять выводам заключения ДД.ММ.ГГГГ. у суда не имеется, т.е. оно отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность подтверждения достоверности подписей путем опроса лиц, их проставивших.
В силу закона заключение не могло не учитываться комиссией при проверке достоверности подписей избирателей.
Из заключения специалиста можно сделать вывод о недостоверности <данные изъяты> подписей избирателей.
Также в суде подтверждена недостоверность подписного листа № ( неверное указание фамилии избирателя), подписного листа № ( не соответствие адреса регистрации избирателя), подписного листа № ( несоответствие адреса регистрации избирателя), что следует из сведений, предоставленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской обл.
Таким образом, <данные изъяты> подписей избирателей, содержащихся в представленных Ивановым А.Ю. подписных листах, следует считать недостоверными.
Достоверных <данные изъяты> подписи, что в соответствии с ч.5 ст.36 Закона Самарской обл. недостаточно для регистрации кандидата. При недостаточном количестве собранных подписей территориальная избирательная комиссия не вправе была регистрировать кандидата, следовательно, принятие решения об отказе является обязанностью избирательной комиссии.
Допущенные технические описки при указании количества недостоверных подписей в решении избирательной комиссии, а также несвоевременное извещение кандидата Иванова А.Ю. о проведении проверки подписей избирателей, его не участие в этой проверке не влияют на правильность выводов ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №25 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №25 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.08.2020
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░