Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4599/2012 ~ М-3865/2012 от 13.09.2012

Дело № 2-4599/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2012 г.

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой Л.Н.,

с участием прокурора ФИО5,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серков А.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области о регистрации Печникова О.В. кандидатом на должность главы города Пушкино Московской области,

Установил:

    Решением Совета депутатов города Пушкино от 24.07.2012 назначены выборы главы г.Пушкино на 14.10.2012.

    Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 Печникова О.В. зарегистрирована кандидатом на должность главы г. Пушкино.

    Серков А.А., зарегистрированный кандидат на должность главы г. Пушкино, обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 №53/3 о регистрации Печниковой О.В. на должность главы г. Пушкино как незаконного по следующим основаниям.

Решением ТИК Пушкинского района от 27.07.2012 №29/05 количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы г. Пушкино составляет 396 подписей, но не более 436 подписей. Печниковой О.В. представлено 436 подписей избирателей. В результате исследования подписей избирателей ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области выявлено, что в 19 случаях даты внесения подписей от имени двух избирателей выполнены одним лицом и в 7 случаях даты внесения подписей от имени трех избирателей выполнены одним лицом. Таким образом, 33 подписи избирателей подлежали признанию территориальной избирательной комиссией Пушкинского района Московской области недействительными. Экспертом выявлены 13 подписей с незаверенными исправлениями, которые также подлежали признанию недействительными. Из 436 представленных Печниковой О.В. подписей 391 являются действительными, а 45 подписей подлежали признанию недействительными (33+13-1 -в строке 1 листа 119 подлежала признанию недействительной по двум основаниям). Достоверных подписей в подписных листах кандидата Печниковой О.В. не достаточно для её регистрации кандидатом на должность главы г.Пушкино.

    В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО10 поддержала заявление и обстоятельства в нем изложенные, дополнительно пояснила, что также недействительны 15 подписей избирателей с неверными паспортными данными согласно справки УФМС.

    Председатель ТИК Пушкинского района ФИО7 возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что избирательной комиссией признаны недействительными 20 подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах кандидата Печниковой О.В. на основании справки УФМС. Справка эксперта ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области об исследовании подписных листов не является основанием для признания подписей недостоверными либо недействительными, поскольку в соответствии с законодательством для этого необходимо заключение эксперта, а не справка эксперта.

    Представитель заинтересованного лица Печниковой О.В. - ФИО8, допущенный к участию в деле по ходатайству Печниковой О.В., возражал против удовлетворения заявления Серкова А.А.

    По мнению помощника Пушкинского горпрокурора ФИО5, заявление Серкова А.А. обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает решение ТИК Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 №53/05 о регистрации Печниковой О.В. кандидатом на должность главы города Пушкино Московской области подлежащим отмене.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В соответствии со статьей 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию.

Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.

Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).

По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

В территориальную избирательную комиссию Печниковой О.В. были представлены необходимые для её регистрации кандидатом на должность главы г. Пушкино документы, в том числе подписные листы, содержащие 436 подписей избирателей в поддержку её самовыдвижения. Рабочей группой по проверке подписных листов выявлены 20 недействительных подписей избирателей, на основании справки УФМС, признаны достоверными 416 подписей.

Решением ТИК Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 №53/05 Печникова О.В. зарегистрирована кандидатом на должность главы города Пушкино Московской области.

Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Согласно п. 4,12 части 12 ст.28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются подписи избирателей без указания каких либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложением 3-8 к настоящему Закону.

Как усматривается из ведомости проверки подписных листов, представленных Печниковой О.В., избирательной комиссией признаны недействительными 20 подписей избирателей: лист 8 строка 1, лист 11 строка 3, лист 13 строка 1, лист 21 строка 1, лист 31 строка 2, лист 77 строка 1, лист 89 строка 2, лист 89 строка 3, лист 91 строка 2, лист 95 строка 2, лист 114 строка 1, лист строка 115 строка 2, лист 120 строка 1, лист 120 строка 2, лист 121 строка 1, лист 125 строка 2, лист 144 строка 1, лист 147 строка 2 на основании сведений УФМС о несоответствии паспортных данных избирателей (л.д.27,28).

Согласно пункту 3 части 12 статьи 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области по поручению избирательной комиссии проведено исследование подписных листов, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы г.Пушкино Печниковой О.В. по поручению ТИК Пушкинского района. По результатам исследования Главным экспертом 2-го отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области капитаном полиции Милениным Н.Ю. составлена справка от 05.09.2012 №1/16.

Согласно выводу эксперта, в 19 случаях даты внесения подписей от имени двух избирателей выполнены одним лицом: рукописные записи, расположенные в графах «дата внесения подписи» в строках №1,2 подписного листа №10 выполнены одним лицом; в строках №1,3 подписного листа №13 выполнены одним лицом; в строках №1,3 подписного листа №15 выполнены одним лицом; в строках №1,2 подписного листа №21 выполнены одним лицом; в строках №1,2 подписного листа №29 выполнены одним лицом; в строках №1,3 подписного листа №41 выполнены одним лицом в строках №1,2 подписного листа №64 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа №66 выполнены одним лицом; в строке №1 подписного листа № 91 и в строке №1 подписного листа №2 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа 96 выполнены одним лицом; в строке №3 подписного листа №100 и в строке №1 подписного листа №101 выполнены одним лицом; в строке №1 подписного листа №107 и в строке №1 подписного листа №108 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа №120 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа №128 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа № 133 выполнены одним лицом; в строках №1,2 подписного листа № 136 выполнены одним лицом; в строках №1,2 подписного листа № 139 выполнены одним лицом; в строках № 1,2 подписного листа № 145 выполнены одним лицом; в строках № 1,2 подписного листа № 147 выполнены одним лицом.

Согласно п.11 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дата её внесения в подписной лист вносятся избирателем собственноручно. В соответствии с подпунктом «е» п.6.4 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, являются недействительными.

Из перечисленных 38 подписей (19х2) достоверными признаются только 19, недействительными признаются 19 подписей.

Экспертом установлено, что в 7 случаях даты внесения подписей избирателей от имени трех избирателей выполнены одним лицом, рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № 2,3 подписного листа №6 и в строке №3 подписного листа №77 выполнены одним лицом; в строках №1,2,3 подписного листа №14 выполнены одним лицом; в строках № 2,3 подписного листа №24 и в строке №3 подписного листа №25 выполнены одним лицом; в строках № 1,2,3 подписного листа №28 выполнены одним лицом; в строках №1,2,3 подписного листа №31 выполнены одним лицом; в строках № 1,2,3 подписного листа №48 выполнены одним лицом; в строке №1 подписного листа №53 и в строке № 2,3 подписного листа № 54 выполнены одним лицом.

Достоверными подписями из приведенных 21 (7х3) подписи достоверными являются только 7, недействительными признаются 14 подписей избирателей.

Экспертом выявлено 7 подписей избирателей с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе: в рукописных записях, в графе «адрес места жительства» в строке №3 подписного листа №24,, в строке №2 подписного листа № 37,, в строке №1 подписного листа №46, в строке №3 подписного листа № 65 имеется исправление; в строке №1 подписного листа № 119, в строке №2 подписного листа №142 имеются исправления; в рукописной записи в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» в строке №1 подписного листа № 82 имеется исправление.

Экспертом установлено 6 подписей избирателей, в дате внесения которых имеются неоговоренные исправления: в рукописных записях в графе «Дата внесения подписи» в строке №1 подписного листа №54, в строке №1 подписного листа №68, в строке №1 подписного листа №72, в строке №1 подписного листа №119, в строке №1 подписного листа № 120, в строке № 1 подписного листа № 140.

Согласно справке эксперта, решить вопрос, одним или разными людьми выполнены подписи, расположенные в графе «Подпись» на подписных листах № 1-150 в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы города Пушкино Печниковой О.В.) не представилось возможным, ввиду либо простоты и краткости спорных подписей, либо несопоставимости транскрипций, что не позволило выявить совокупность идентификационных признаков, необходимую для какого-либо категорического и вероятного вывода.

Довод председателя избирательной комиссии о том, что имеющаяся справка эксперта об исследовании подписных листов не являлась для избирательной комиссии основанием для признания подписей недействительными, так как законом для этого предусмотрено наличие заключения эксперта, ошибочен.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Аналогичный порядок установлен частью 4 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".

Законодательством Российской Федерации о выборах не установлены различия между терминами «заключение эксперта» и «справка эксперта».

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

В представленной справке экспертом даны ответы на поставленные вопросы, основания не доверять выводам эксперта у суда отсутствуют.

Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлены неоговоренные исправления в графе «год рождения» в строке №3 подписного листа №56 и в графе «адрес места жительства» в строке №3 подписного листа №79. Приведенные 2 подписи избирателей суд признаёт недействительными.

Подлинные подписные листы в поддержку кандидата на должность главы города Пушкино Печниковой О.В. обозревались судом в судебном заседании участникам процесса.

В соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем.

Суд признает недействительными перечисленные 15 (6+7+2) подписей избирателей.

Всего подлежат признанию недействительными 20 (по справке УФМС) + 19 + 14 + 7 + 6 + 2 = 68 подписей избирателей

Поскольку 7 из перечисленных подписей подлежат признанию недействительными по двум основаниям, а именно подписи в строке №3 подписного листа №24, в строке №1 подписного листа №119, в строке №1 подписного листа №13, в строке №1 подписного листа №21, в строке №2 подписного листа №31, в строке №1 подписного листа №120, в строке №2 подписного листа №147, в общем количестве недействительных подписей семь приведенных подписей учитываются один раз. Таким образом, общее количество недействительных подписей уменьшается на 7 и составит 61 (68-7=61) или 13,9 %.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

375 достоверных подписей избирателей (436-61=375), собранных в поддержку кандидата Печниковой О.В., недостаточно для её регистрации в качестве кандидата на должность главы города Пушкино.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Суд полагает решение территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 №53/05 о регистрации Печниковой О.В. кандидатом на должность главы города Пушкино Московской области принято с нарушением положения пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:    

Заявление Серков А.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> о регистрации Печникова О.В. кандидатом на должность главы города Пушкино удовлетворить.

    Отменить решение территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 10.09.2012 №53/05 о регистрации Печникова О.В. кандидатом на должность главы города Пушкино Московской области.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 5 дней.

                        

Судья

    

2-4599/2012 ~ М-3865/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серков Артур Алексеевич
Другие
Территориальная избирательная комиссия Пушкинского р-на
Председатель Семенец Т.Е.
Печникова Ольга Викторовна
Ефимова Елена Александровна
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Архипова Лидия Николаевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
13.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2012Передача материалов судье
14.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2012Подготовка дела (собеседование)
17.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2012Судебное заседание
19.09.2012Судебное заседание
20.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2012Дело оформлено
19.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее