Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-529/2022 ~ М-2561/2021 от 20.12.2021

УИД: 66RS0011-01-2022-003145-54

№ 2-529/2022

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                       23 марта 2022 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,

при секретаре Ивакиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шарова Ю.А.

к

ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области

о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 01.09.2021 Шарову Ю.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с иском о назначении страховой пенсии по старости.

В исковом заявлении истец просит:

- признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменскому районе Свердловской области от 01.09.2021 об отказе в установлении пенсии в части отказа включения в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов:

с 31.07.2009 по 06.09.2009 в ** в должности врач-стоматолог ортопед,

с 07.09.2009 по 03.10.2009 в ** курсы повышения квалификации,

с 04.10.2009 по 09.03.2014 в ** в должности врач-стоматолог ортопед, заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

с 10.03.2014 по 05.04.2014 в ** курсы повышения квалификации,

с 06.04.2014 по 01.03.2015 в ** в должности заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

- обязать ответчика включить в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Шарова Ю.А. следующие периоды:

с 31.07.2009 по 06.09.2009 в ** в должности врач-стоматолог ортопед,

с 07.09.2009 по 03.10.2009 в ** курсы повышения квалификации,

с 04.10.2009 по 09.03.2014 в ** в должности врач-стоматолог ортопед, заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

с 10.03.2014 по 05.04.2014 в ** курсы повышения квалификации,

с 06.04.2014 по 01.03.2015 в **» в должности заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

- обязать ответчика назначить Шарову Ю.А. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении исковые требования не признала.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим до 01.01.1992, предусматривались должности врачей, зубных врачей, техников, фельдшеров, помощников врачей, акушеров, массажистов, лаборантов и медицинских сестер - всех независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе госпиталях, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, при этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (п. 2).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 13-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в спорный период действуют правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, которыми предусматривается, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры, фельдшеры больниц всех наименований, амбулаторий, поликлиник всех наименований.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ** года.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 01.09.2021 (л.д. 23-25) истцу отказано во включении периода работы в специальный стаж. В специальный стаж истца зачтено 25 лет 10 месяцев 03 дней (при требуемом 30 лет).

Периоды работы истца подтверждаются трудовой книжкой (л.д. 26-28).

Истец просит включить в стаж работы периоды:

с 31.07.2009 по 06.09.2009 в ** в должности врач-стоматолог ортопед,

с 04.10.2009 по 09.03.2014 в ** в должности врач-стоматолог ортопед, заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

с 06.04.2014 по 01.03.2015 в ** в должности заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед.

Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, подлежащим в силу пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно, поименованы врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), работающие в поименованных указанным Списком учреждениях здравоохранения.

В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, а также в Определении от 04.03.2004 N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается, что в спорные периоды она работала не в учреждении здравоохранения, а в коммерческих организациях (обществах с ограниченной ответственностью).

Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникает права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.

ООО "**» по своей организационно-правовой форме являлось коммерческой организацией, однако было создано муниципальным образованием, деятельность осуществляло на основании медицинских стандартов, установленных для стоматологических поликлиник. Также суд полагает, что истец не может нести ответственности за неверно избранную организационно-правовую форму учреждения, где он работал. Изменяя организационно-правовую форму с учреждения на коммерческую организацию, затем снова на учреждение, режим работы поликлиники и порядок приема пациентов не изменялся. При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Истец просит включить в стаж работы периоды:

с 07.09.2009 по 03.10.2009 в ** курсы повышения квалификации,

с 10.03.2014 по 05.04.2014 в ** курсы повышения квалификации.

Согласно представленным суду приказам (л.д. 55-56) истец направлялся на курсы повышения квалификации в рамках своей трудовой деятельности, а также для участия в конференциях в рамках своей специальности.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При таких обстоятельствах, требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Истец просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.

Истец обратился в Управление пенсионного фонда за установлением досрочной страховой пенсии 19 августа 2021 года, что подтверждается решением Управления пенсионного фонда от 1 сентября 2021 года (л.д. 23-25).

Ответчиком зачтено в специальный стаж истца 25 лет 10 месяцев 3 дня, при требуемом 30 лет.

При таких обстоятельствах, требования истца о назначении ему пенсии с момента обращения подлежат удовлетворению с учетом периодов, включенных судом.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Шарова Ю.А. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворить.

Признать решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 01.09.2021 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Шарову Ю.А. незаконным в части исключения периодов работы:

с 31.07.2009 по 06.09.2009 в ** в должности врач-стоматолог ортопед,

с 07.09.2009 по 03.10.2009 в ** курсы повышения квалификации,

с 04.10.2009 по 09.03.2014 в ** в должности врач-стоматолог ортопед, заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

с 10.03.2014 по 05.04.2014 в ** курсы повышения квалификации,

с 06.04.2014 по 01.03.2015 в ** в должности заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области включить в стаж на соответствующих видах работ, необходимый для установления страховой пенсии по старости Шарову Ю.А. периоды работы:

с 31.07.2009 по 06.09.2009 в ** в должности врач-стоматолог ортопед,

с 07.09.2009 по 03.10.2009 в ** курсы повышения квалификации,

с 04.10.2009 по 09.03.2014 в ** в должности врач-стоматолог ортопед, заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед,

с 10.03.2014 по 05.04.2014 в ** курсы повышения квалификации,

с 06.04.2014 по 01.03.2015 в ** в должности заведующий отделением, врач-стоматолог ортопед.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области назначить Шарову Ю.А. досрочную страховую пенсию по старости с 19 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2022 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:                          М. И. Безукладникова

2-529/2022 ~ М-2561/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шаров Юрий Александрович
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по СО
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на странице суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Дело оформлено
17.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее