Дело № 12-139/2016
Р Е Ш Е Н И Е
24 октября 2016 г. г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу Лядова О.В. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края № 327 от 24 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края № 327 от 24 августа 2016 года Лядов О.В., являющийся главным инженером МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района (далее – МУП «ЖКХ»), на которого возложена ответственность за организацию производственного экологического контроля, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Из постановления следует, что на основании приказа начальника Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 14.06.2016 № СЭД-36-01-05-121 в отношении МУП «ЖКХ» 12 июля 2016 года проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что основным видом деятельности предприятия является водоснабжение и прием сточных вод от абонентов г. Нытва. В ходе производственной деятельности МУП «ЖКХ» образуются отходы I-V классов опасности. Предприятием в нарушение ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработаны паспорта на отходы: «обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)», «отходы асбеста в кусковой форме»; не определен в установленном порядке класс опасности для отхода «прочие резиновые изделия, утратившие потребительские свойства, незагрязненные». В нарушение ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Государственную инспекцию для получения лимитов на размещение отходов МУП «ЖКХ» не представляло.
Не согласившись с данным постановлением, Лядов О.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал на то, что назначенное наказание является излишне суровым, поскольку по итогам проведенной проверки в отношении него одним должностным лицом вынесено три постановления (№№ 327, 328, 329) по ст.ст. 8.2, 8.1, 8.41 КоАП РФ. Назначение наказания по каждому постановлению отдельно противоречит положениям части 2 ст. 4.4 КоАП РФ и является существенным нарушением требований закона.
В судебном заседании Лядов О.В. доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что помимо него как должностного лица к административной ответственности за выявленные нарушения было также привлечено юридическое лицо МУП «ЖКХ».
Заслушав Лядова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст. 14 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что в ходе деятельности МУП «ЖКХ» образуются отходы I-V классов опасности. Предприятием в нарушение ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработаны паспорта на отходы: «обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)», «отходы асбеста в кусковой форме»; не определен в установленном порядке класс опасности для отхода «прочие резиновые изделия, утратившие потребительские свойства, незагрязненные». Паспорт на отход III класса опасности «обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)» был разработан и направлен в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю только 21.07.2016 г., то есть во время проведения проверки.
Кроме того, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края для получения лимитов на размещение отходов МУП «ЖКХ»не представляло.
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №/ЕС и письменными пояснениями Лядова О.В. на него; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении в МУП «ЖКХ» лиц, ответственных по обращению с отходами производства и потребления; должностной инструкцией главного инженера МУП «ЖКХ»; актом плановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему; предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ; сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № о составлении паспорта отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) и другими доказательствами.
Согласно ст. 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из приказа директора МУП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что главный инженер Лядов О.В. назначен на предприятии ответственным по обращению с отходами производства и потребления.
Пунктами 14, 15 его должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Лядов О.В. осуществляет контроль за соблюдением требований природоохранных органов, несет ответственность за состоянием экологической безопасности.
Выявленные в ходе плановой проверки нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства в МУП «ЖКХ» явились, таким образом, следствием ненадлежащего исполнения главным инженером Лядовым О.В. возложенных на него служебных обязанностей.
При данных обстоятельствах действия Лядова О.В. правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание Лядову О.В. назначено по правилам, установленным ст. 4.1 КоАП РФ, является минимальным в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о повторном привлечении Лядова О.В. к административной ответственности, поскольку должностным лицом надзорного органа он одновременно был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1 и 8.41, КоАП РФ, которые выявлены в рамках одной проверки, являются несостоятельными.
Согласно части 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В данном случае несоблюдение Лядовым О.В. экологических требований при обращении с отходами производства, а также вмененные ему действия, связанные с несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятия, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, образующие составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.41 КоАП РФ, нельзя признать одним противоправным деянием, поскольку они различаются по объективной стороне, образованы совершением различных деяний.
Ссылка Лядова О.В. на привлечение к административной ответственности помимо него также и МУП «ЖКХ» не влечет отмену постановления, поскольку субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются как должностное, так и юридическое лицо.
С учетом изложенного оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края № 327 от 24 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу Лядова О.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенскиий районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Спиридонов