Судья Мелкозерова Ю.И. Дело № 33а-1106/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к К.Ф.Д о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе К.Ф.Д на решение Орловского районного суда Орловской области от 9 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к К.Ф.Д о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать с К.Ф.Д в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 2554 (две тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 66 копеек, в том числе, налог на имущество физических лиц в размере 1041руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,53 руб., земельный налог в размере 1501 руб., пени по земельному налогу в размере 9,13 руб.
Взыскать с К.Ф.Д государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 (четыреста) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области Р.О.Г. полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области (далее - МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к К.Ф.Д о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что К.Ф.Д состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в МРИ ФНС России №8 по Орловской области.
С 06.03.2014 по 16.08.2017 К.Ф.Д являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; с 06.03.2014 по 17.07.2017 К.Ф.Д являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4 кв.м; с 19.10.2017 К.Ф.Д является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены уведомления № от 05.08.2016, № от 30.08.2017, № от 07.09.2018, № от 10.07.2019 об уплате налога.
В связи с тем, что налогоплательщиком задолженность по налогам оплачена не была, налоговым органом в адрес К.Ф.Д направлялись требования: № от 17.12.2016 об уплате земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени со сроком исполнения до 25.01.2017; № от 16.01.2018 об уплате земельного налога, пени со сроком исполнения до 20.03.2018; требование № от 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени со сроком исполнения до 22.01.2019; № от 27.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц и пени, со сроком исполнения до 28.01.2020.
В связи с наличием непогашенных сумм задолженности, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от 29.06.2020 судебный приказ № от 08.06.2020 был отменен в связи с поступившими возражениями от должника К.Ф.Д
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с К.Ф.Д задолженность по налогам в общей сумме 2 554,66 руб., из которых земельный налог в размере 1 501 руб. (за 2015 г. - 444 руб., за 2016 г. – 634 руб., за 2017 год – 423 руб.) пени по земельному налогу в размере 9,13 руб. (за 2016 г. – 7,54 руб., за 2017 г. – 1,59 руб.), налог на имущество в размере 1 041 руб. (за 2015 г. – 198 руб. за жилой дом с кадастровым номером №, за 2017 г. – 23 руб. за квартиру с кадастровым номером № за 2018 г. – 272 руб. за квартиру с кадастровым номером №), пени по налогу на имущество в размере 3,53 руб. (за 2017 г.-2,14 руб., из которых 0,09 руб. пени за квартиру с кадастровым номером № и 2,06 руб. пени за жилой дом с кадастровым номером №), за 2018 г. – 1,39 руб.).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Ф.Д просит отменить решение районного суда.
Приводит довод о пропуске налоговым органом процессуального срока обращения с данным административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик – К.Ф.Д, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судья суда апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ)
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).
В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, К.Ф.Д с 06.03.2014 по 16.08.2017 являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; с 06.03.2014 по 17.07.2017 собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4; с 19.10.2017 К.Ф.Д является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м (л.д.72-81).
Налоговым органом К.Ф.Д были начислены земельный налог и налог на имущество физических лиц, о чем в адрес налогоплательщика заказными письмами по адресу его регистрации и в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика направлялись налоговые уведомления: № от 05.08.2016 об уплате до 01.12.2016 налогов за 2015 год на общую сумму 642 руб., из которых земельный налог за 2015 г. - 444 руб.; налог на имущество за 2015 год - 198 руб. за объект недвижимости – жилой дом, кадастровый №; № от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 года 634 руб. в срок до 01.12.2017; № от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г. - 423 руб., налога на имущество за 2017 год - 571 руб., из которых за объект недвижимости - жилой дом, кадастровый номер № - 548 руб., за объект недвижимости - квартира с кадастровым номером № - 23 руб.; № от 10.07.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. за объект недвижимости - квартира, кадастровый номер № - 272 руб. (л.д.20, 26, 32, 38).
В связи с тем, что земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. К.Ф.Д в указанный в уведомлениях срок уплачены не были, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования № от 17.12.2016 об уплате земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени в срок до 25.01.2017; № от 16.01.2018 об уплате земельного налога, пени по земельному налогу в срок до 20.03.2018; № от 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени в срок до 22.01.2019; № от 27.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц и пени в срок до 28.01.2020 (л.д.23, 34, 40).
Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
08.06.2020 мировым судьей судебного участка № 1 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ № о взыскании с должника К.Ф.Д имеющейся задолженности, который определением того же мирового судьи от 29.06.2020 отменен по заявлению К.Ф.Д (л.д. 18-19).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектами налогообложения – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м в спорный период времени принадлежало К.Ф.Д на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования МРИ ФНС России №8 по Орловской области и взыскал с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов за 2015-2017 гг. в общей сумме 2 554,66 руб.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что срок уплаты по самому раннему требованию № от 17.12.2016 был установлен налоговым органом до 25.01.2017, а, следовательно, трехлетний срок со дня истечения срока исполнения данного требования истекал 25.07.2020.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с К.Ф.Д административный истец обратился 05.06.2020, то есть в течение шести месяцев с момента истечения трехлетнего срока исполнения по самому раннему требованию.
С административным иском в районный суд МРИ ФНС России №8 по Орловской области обратилась 10.12.2020, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ (л.д.2).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Ф.Д – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Мелкозерова Ю.И. Дело № 33а-1106/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к К.Ф.Д о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе К.Ф.Д на решение Орловского районного суда Орловской области от 9 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к К.Ф.Д о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать с К.Ф.Д в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 2554 (две тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 66 копеек, в том числе, налог на имущество физических лиц в размере 1041руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,53 руб., земельный налог в размере 1501 руб., пени по земельному налогу в размере 9,13 руб.
Взыскать с К.Ф.Д государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 (четыреста) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области Р.О.Г. полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области (далее - МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к К.Ф.Д о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что К.Ф.Д состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в МРИ ФНС России №8 по Орловской области.
С 06.03.2014 по 16.08.2017 К.Ф.Д являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; с 06.03.2014 по 17.07.2017 К.Ф.Д являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4 кв.м; с 19.10.2017 К.Ф.Д является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены уведомления № от 05.08.2016, № от 30.08.2017, № от 07.09.2018, № от 10.07.2019 об уплате налога.
В связи с тем, что налогоплательщиком задолженность по налогам оплачена не была, налоговым органом в адрес К.Ф.Д направлялись требования: № от 17.12.2016 об уплате земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени со сроком исполнения до 25.01.2017; № от 16.01.2018 об уплате земельного налога, пени со сроком исполнения до 20.03.2018; требование № от 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени со сроком исполнения до 22.01.2019; № от 27.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц и пени, со сроком исполнения до 28.01.2020.
В связи с наличием непогашенных сумм задолженности, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от 29.06.2020 судебный приказ № от 08.06.2020 был отменен в связи с поступившими возражениями от должника К.Ф.Д
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с К.Ф.Д задолженность по налогам в общей сумме 2 554,66 руб., из которых земельный налог в размере 1 501 руб. (за 2015 г. - 444 руб., за 2016 г. – 634 руб., за 2017 год – 423 руб.) пени по земельному налогу в размере 9,13 руб. (за 2016 г. – 7,54 руб., за 2017 г. – 1,59 руб.), налог на имущество в размере 1 041 руб. (за 2015 г. – 198 руб. за жилой дом с кадастровым номером №, за 2017 г. – 23 руб. за квартиру с кадастровым номером № за 2018 г. – 272 руб. за квартиру с кадастровым номером №), пени по налогу на имущество в размере 3,53 руб. (за 2017 г.-2,14 руб., из которых 0,09 руб. пени за квартиру с кадастровым номером № и 2,06 руб. пени за жилой дом с кадастровым номером №), за 2018 г. – 1,39 руб.).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Ф.Д просит отменить решение районного суда.
Приводит довод о пропуске налоговым органом процессуального срока обращения с данным административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик – К.Ф.Д, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судья суда апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ)
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).
В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, К.Ф.Д с 06.03.2014 по 16.08.2017 являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; с 06.03.2014 по 17.07.2017 собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4; с 19.10.2017 К.Ф.Д является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м (л.д.72-81).
Налоговым органом К.Ф.Д были начислены земельный налог и налог на имущество физических лиц, о чем в адрес налогоплательщика заказными письмами по адресу его регистрации и в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика направлялись налоговые уведомления: № от 05.08.2016 об уплате до 01.12.2016 налогов за 2015 год на общую сумму 642 руб., из которых земельный налог за 2015 г. - 444 руб.; налог на имущество за 2015 год - 198 руб. за объект недвижимости – жилой дом, кадастровый №; № от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 года 634 руб. в срок до 01.12.2017; № от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г. - 423 руб., налога на имущество за 2017 год - 571 руб., из которых за объект недвижимости - жилой дом, кадастровый номер № - 548 руб., за объект недвижимости - квартира с кадастровым номером № - 23 руб.; № от 10.07.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. за объект недвижимости - квартира, кадастровый номер № - 272 руб. (л.д.20, 26, 32, 38).
В связи с тем, что земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. К.Ф.Д в указанный в уведомлениях срок уплачены не были, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования № от 17.12.2016 об уплате земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени в срок до 25.01.2017; № от 16.01.2018 об уплате земельного налога, пени по земельному налогу в срок до 20.03.2018; № от 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени в срок до 22.01.2019; № от 27.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц и пени в срок до 28.01.2020 (л.д.23, 34, 40).
Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
08.06.2020 мировым судьей судебного участка № 1 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ № о взыскании с должника К.Ф.Д имеющейся задолженности, который определением того же мирового судьи от 29.06.2020 отменен по заявлению К.Ф.Д (л.д. 18-19).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектами налогообложения – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1005 кв.м; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 222,4; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 30,30 кв.м в спорный период времени принадлежало К.Ф.Д на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования МРИ ФНС России №8 по Орловской области и взыскал с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов за 2015-2017 гг. в общей сумме 2 554,66 руб.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что срок уплаты по самому раннему требованию № от 17.12.2016 был установлен налоговым органом до 25.01.2017, а, следовательно, трехлетний срок со дня истечения срока исполнения данного требования истекал 25.07.2020.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с К.Ф.Д административный истец обратился 05.06.2020, то есть в течение шести месяцев с момента истечения трехлетнего срока исполнения по самому раннему требованию.
С административным иском в районный суд МРИ ФНС России №8 по Орловской области обратилась 10.12.2020, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ (л.д.2).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Ф.Д – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи