судья Федюшкина Л.Н. |
дело №33-3723/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Савоскиной И.И. и Воронко В.В.,
при секретаре Емельянове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 февраля 2016 года апелляционную жалобу администрации Дмитровского муниципального района на решение Дмитровского городского суда Московской области от 21 октября 2015 года по делу по иску Утина Н.Н. к администрации Дмитровского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Утин Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Дмитровского муниципального района, в котором просил признать решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, обязать принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:4970, площадью 1500 кв.м, по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства.
В обоснование исковых требований указано, что 30.10.2014г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка. 23.12.2014г. компетентная комиссия приняла решение о направлении материалов в отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района для изготовления акта выбора земельного участка и выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка для садоводства, с целью последующего предоставления в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Постановлением от 26.02.2015г. администрация предварительно согласовала истцу место размещения объекта для садоводства по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, утвержден акт выбора земельного участка, согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После чего администрация направила документы истца на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области (Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области), решением которой от 14.05.2015г. истцу отказано в согласовании проекта постановления администрации муниципального района о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило нарушение процедуры опубликования извещения. Данный отказ истец считает незаконным.
В судебном заседании Утин Н.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их.
Представитель администрации Дмитровского муниципального района в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущества) и Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Дмитровского муниципального района в судебное заседание своих представителей не направили.
Решением суда от 21 октября 2015 года признано незаконным решение администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 08.06.2015г.; администрация Дмитровского муниципального района решением суда обязана заключить с Утиным Н.Н. договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:4970, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, на типовых условиях КУМИ Дмитровского муниципального района.
Администрация Дмитровского муниципального района в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах этих доводов и заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит основания для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено материалами дела, 30.10.2014г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, в аренду на три года для садоводства, предоставив необходимый пакет документов.
Земельная комиссия по рассмотрению обращений граждан о предоставлении земельных участков на территории Дмитровского муниципального района 23.12.2014г. приняла решение направить материалы по заявлению истца в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Дмитровского муниципального района для изготовления акта выбора и выполнения кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка с целью последующего предоставления этого участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением от 26.02.2015г. №990-П администрация Дмитровского муниципального района предварительно согласовала истцу место размещения объектов для садоводства по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, утвержден акт выбора №105 от 04.02.2015г. земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м, из земель, находящихся в не разграниченной государственной собственности, расположенных на территории Дмитровского муниципального района.
Испрашиваемый участок поставлен на кадастровый учет 19.03.2015г., площадь участка составила 1500+/-14 кв.м, присвоен кадастровый номер <данные изъяты>:4970.
В газете Дмитровский вестник за 28.03.2015г. опубликовано объявление, которым в соответствии с Земельным кодексом РФ администрация г.п. Дмитров информировала население о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Дмитров, с. Орудьево, площадью 1500+/-14 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>:4970, для садоводства.
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области направила документы истца на согласование в Минмособлимущества проекта договора аренды испрашиваемого участка.
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области рассмотрела документы истца на заседании 14.05.2015г. (протокол №18) и приняла решение об отказе истцу в согласовании проекта постановления администрации Дмитровского муниципального района о предоставлении в аренду на 3 года испрашиваемого участка, основанием для отказа послужило нарушение процедуры опубликования извещения (не указано место и время подачи заявлений), а также наличие замечаний к комплекту документов (отсутствуют – пояснительная записка, расчет арендной платы на 2015 год), администрации Дмитровского муниципального района рекомендовано рассмотреть возможность предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался ст.ст. 1, 11, 22, 27, 34 Земельного кодекса РФ, ст. 264 Гражданского кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и установил, что истец обратился к ответчику до вступления в силу изменений, внесенных в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014г. №171-ФЗ, на основании чего суд признал отказ в предоставлении истцу земельного участка в аренду необоснованным и удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014г. №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена – с 01.01.2015г. осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
Согласно п. 4, п. 6 ч. 1, ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014г. №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 2 вышеуказанного Закона Московской области №107/2014-ОЗ реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014г. №1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25.11.2014г. № 12ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решений о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Ввиду изложенного, начиная с 01.01.2015г. (даты вступления в силу Закона МО №106/2014-ОЗ и Закона МО №107/2014-ОЗ), органы местного самоуправления предоставляют земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ по предварительному согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области.
Между тем такого согласования на предоставление земельного участка в аренду Утину Н.Н. Министерством имущественных отношений не дано по причине нарушения процедуры публикации.
Данный отказ в согласовании не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения соответствующего заявления от гражданина опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.
Усматривается, что данная публикация в газету «Дмитровский вестник» носит уведомительный характер и не является сообщением о порядке и месте приема заявлений о предоставлении земельного участка от любых заинтересованных лиц. Кроме того доказательств публикации такого сообщения на сайте администрации Дмитровского муниципального района в сети Интернет в нарушение п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не представлено.
Изъятий из общих правил граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, не предусмотрено и преимуществ для данных лиц не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованным отказ Межведомственной комиссии, поскольку требования земельного законодательства о процедуре предоставления земельного участка истцу в аренду не были соблюдены, ввиду чего отменяет обжалуемое решение суда и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
Решение Дмитровского городского суда Московской области от
21 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Утина Н.Н. к администрации Дмитровского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду отказать.
Председательствующий
Судьи