Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года город Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре – Никулиной Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-3021/2020 по заявлению МИ ФНС России №15 по Самарской области к Ярославцевой Ольге Сергеевне о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Ярославцевой О.С., ИНН №, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (далее по тексту НДС): налог в размере- 6412,71 рублей, пени в размере - 557,38 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ярославцева О.С. с 19.03.20210 по 24.02.2016 имела статус индивидуального предпринимателя, применяла общий режим налогообложения, в связи с чем, являлась налогоплательщиком НДС.
Ярославцева О.С. 26.07.2015 представила а МИ ФНС России №2 по Самарской области налоговую декларацию по НДС за 2 кв. 2015 с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет в размере 53997,00 рублей.
26.10.2015 представила в МИ ФНС России №2 по Самарской области налоговую декларацию по НДС за 3 кв. 2015 и исчисленной суммой налога к уплате в бюджет в размере 294,00 рублей.
По общему правилу НДС нужно уплачивать равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Срок уплаты не позднее 25-го числа каждого месяца ( ст. 163, п.п.1,3 с.т 174 НК РФ). Если 25-е число месяца приходится на выходной, нерабочий или нерабочий день, то срок уплаты переносится на ближайший рабочий день (п.7 ст. 6.1. НК РФ).
В установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате налога.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в иске.
Суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится в том числе транспортный налог (гл.28 НК РФ), земельный налог (гл.31 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (гл.23 НК РФ). Обязанность по начислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц, возложена на налоговый орган в силу п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности в установленный в налоговом требовании срок уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 НК РФ).
В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести календарных дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.31, п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.23, п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что Ярославцева О.С. с 19.03.20210 по 24.02.2016 имела статус индивидуального предпринимателя, применяла общий режим налогообложения, в связи с чем, являлась налогоплательщиком НДС.
26.07.2015 Ярославцева О.С. представила в МИ ФНС России №2 по Самарской области налоговую декларацию по НДС за 2 кв. 2015 с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет в размере 53997,00 рублей.
26.10.2015 представила в МИ ФНС России №2 по Самарской области налоговую декларацию по НДС за 3 кв. 2015 и исчисленной суммой налога к уплате в бюджет в размере 294,00 рублей.
По общему правилу НДС нужно уплачивать равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Срок уплаты не позднее 25-го числа каждого месяца ( ст. 163, п.п.1,3 с.т 174 Налогового кодекса Российской Федерации). Если 25-е число месяца приходится на выходной, нерабочий или нерабочий день, то срок уплаты переносится на ближайший рабочий день (п.7 ст. 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации).
В установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате налога.
Руководствуясь ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование № об уплате налогов по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, № об уплате налогов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Требование, в соответствии с п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В установленный срок, должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно п.5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Положением п.1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Взыскание налога, пени, штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке предусмотренным ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ярославцева О.С. (ИНН №) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, за ГРН №, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган обратился в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главы 11.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мировой суд с заявлением о внесении судебного приказа в отношении административного ответчика.
Определением от 27.02.2019 мировым судьей судебного участка №156 Ставропольского судебного района Самарской области, вынесенный ранее, а именно 04.02.2019 судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности отменен по заявлению налогоплательщика.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что если административное исковое заявление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов подается по результатам отмены судебного приказа, вынесенного мировым судьей, то шестимесячный срок на подачу административного искового заявления исчисляется со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
На основании изложенного, административный истец должен был обратиться в Ставропольский районный суда Самарской области до 27.08.2019. Однако, административный истец обратился в суд 06.10.2020, то есть с пропуском процессуального срока на подачу административного иска.
Административный истец обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска. Причиной пропуска процессуального срока истец указал, большой объем работы ежегодного принудительного взыскания в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с переходом на новое программное обеспечение Инспекцией при конвертации данных о налогах, пени и штрафах в отношении Ярославцевой О.С. были перенесены не в полном объеме.
Суд, считает необходимым оставить без удовлетворения указанное ходатайство административного истца, поскольку административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и пени с административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования МИ ФНС России № 15 по Самарской области к Ярославцевой Ольге Сергеевне – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
УИД 63RS0027-01-2020-003102-73