Дело № 2-826/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2015 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области
в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
заместителя прокурора г. Кандалакши ФИО3,
истца Рыжовой С.А.,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г. Кандалакши в интересах Рыжовой С.А.
к Государственному областному учреждению Центр занятости населения города Кандалакша
о признании безработной,
установил:
Прокурор г. Кандалакши в интересах Рыжовой С.А. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центр занятости населения г. Кандалакша (далее – ответчик, ЦЗН), мотивируя свои требования тем, что <дата> Рыжова С.А. обратилась в ЦЗН за помощью в трудоустройстве. При обращении Рыжовой С.А. были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина РФ, трудовая книжка, справка врачебной комиссии. Справка о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы (<данные изъяты>») Рыжовой С.А. представлена не была, в связи с прекращением деятельности данной организации на территории Кандалакшского района. Поскольку Рыжовой С.А. не представлена справка о средней зарплате за последние три месяца, решение о признании безработным в установленный законом срок не принято и пособие по безработице не назначено. С <дата> истица зарегистрирована в ЦЗН, как обратившаяся за содействием в поиске подходящей работы. Полагает, что непринятие ответчиком решения о признания истицы безработной является незаконным, нарушающим её права на получение социальных выплат. Ссылаясь на Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» <номер> от <дата>, Правила регистрации граждан в целях подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, а также на то, что ООО «<данные изъяты> не ведёт хозяйственной деятельности на территории Кандалакшского района с <дата> года, следовательно, истица предоставить данные о начислениях по заработной плате и справку о заработной плате не может, просит суд обязать ЦЗН признать Рыжову С.А. безработной со дня её регистрации, с <дата>.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кандалакша ФИО3 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Рыжова С.А. поддержала требования прокурора г. Кандалакша.
Представитель ЦЗН ФИО4 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, полагая, что отсутствие прямо предусмотренных законом документов для постановки гражданина на учет в качестве безработного является основанием для отказа в признании его безработным. Пояснила, что Рыжова С.А. с <дата> зарегистрирована в ЦЗН, как обратившаяся за содействием в поиске подходящей работы.
Заслушав заместителя прокурора г. Кандалакша ФИО3, Рыжову С.А., представителя ответчика ФИО4, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891) при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Как следует из пункта 4 данных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Из материалов дела следует, что Рыжова С.А. не работает с <дата>, <дата> зарегистрирована в ЦЗН, как обратившаяся за содействием в поиске подходящей работы, в регистрации в качестве безработной ей было отказано по причине отсутствия справки о средней заработной плате за последние три месяца.
В судебном заседании было установлено, что последнее место работы Рыжовой С.А. – ООО «<данные изъяты>», дата увольнения – <дата>.
В Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на <дата> имеются сведения о ООО «<данные изъяты>», ИНН <номер>, адрес места нахождения – <адрес>.
Как следует из информации УФССП России по Мурманской области от <дата>, исполнительное производство в отношении ООО «<данные изъяты>» окончено <дата>, из постановления об окончании исполнительного производства следует, что исполнительное производство в отношении ООО «<данные изъяты>» окончено, так как «невозможно исполнять обязывающий должника совершить определённые действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена».
По сообщению ГОКУ «Государственный архив <адрес>» от <дата>, документы по личному составу ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» на хранение в архив не поступали их местонахождение архиву неизвестно.
Сведений о фактическом месте нахождения ООО «<данные изъяты>» суду не представлено, судом не добыто.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что истец, в силу объективных причин, не в силах представить справку о среднем заработке с последнего места работы.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (пункт 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие у истца справки о среднем заработке, которую он не может получить от бывшего работодателя, то есть объективно лишен возможности ее предоставления, - не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного и для получения минимального размера пособия.
При принятии решения суд учитывает правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой, целевое назначение пособия по безработице, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 22 октября 2009 года N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 421-О, от 15 ноября 2007 года N *-О-О и от 12 апреля 2011 года N 550-О-О).
Ссылка представителя ответчика на позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 29 января 2015 года № 19-0, суд полагает в данном случае неуместной, так как принятое судом решение не противоречит данной позиции, вынесено с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения города Кандалакша признать Рыжову С.А. безработной со дня её регистрации, с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья: Пахарева Н.Ф.