№ 2-482/2020
10RS0011-01-2019-010932-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2020 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникина С.А., Аникиной Т.М. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. На основании Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 27.06.2014 года № 3165 данное жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с чем, истцы просят обязать ответчика предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение по общей площади не менее ранее занимаемого, и состоящее не менее чем из трех комнат.
В судебном заседании истцы и представитель истцов исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просят обязать ответчика предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания вне очереди, считают, что наличие у Аникиной Т.М. в собственности иного жилого помещения не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, при этом факт наличия либо отсутствия нуждаемости также не имеет правового значения.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения вне очереди не имеется, также указала, что семья истцов не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Из положений ст. 85 Жилищного Кодекса РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (пункт 3).
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу положений ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В силу п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», с учетом «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, учитывая в совокупности изложенные выше нормы права, при рассмотрении настоящего спора о предоставлении истцам жилого помещения вне очереди, юридически значимыми обстоятельствами является, относятся ли истцы к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истцов в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Аникин С.А. и Аникина Т.М. зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. На основании Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 27.06.2014 года № 3165 данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания» от 16.03.2017 года № 766 многоквартирный дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012, утвержденный приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от 15.07.2013 № 88 «Об утверждении адресных перечней», с указанием срока отселения до 31.12.2022 года.
Вместе с тем, судом также установлено, что Аникиной Т.М. принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Кроме того, Аникиной Т.М. принадлежала на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, которую истец на основании договора дарения от 03.12.2019 года подарила Ч.
С учетом наличия указанного недвижимого имущества в собственности Аникиной Т.М. решением городской жилищной комиссии от 14.11.2019 года истцам было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, поскольку судом установлено, что истцы, являясь нанимателями жилого помещения по договору социального найма, не относятся к категории малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья, то правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма они не обладают в силу отсутствия к тому правовых оснований. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основаниям для внеочередного обеспечения указанных лиц жилыми помещениями по договору социального найма по правилам п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий, признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом, суд учитывает, что Аникина Т.М. имеет на праве собственности 1/2 долю в жилом доме, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 61,4 кв.м., и, следовательно, имеет право на проживание в данном жилом помещении, а жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, Аникина Т.М. распорядилась, подарив его, после подачи указанного иска в суд, тем самым, намеренно ухудшив свои жилищные условия.
По смыслу положений ст. 87 Жилищного Кодекса РФ, предоставление жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, взамен непригодного для проживания, предполагает инициирование процедуры выселения из такого жилого помещения наймодателем, из чего следует, что органу местного самоуправления необходимо провести ряд мероприятий, в результате которых переселение граждан из аварийного жилья станет возможным.
Судом установлено, что жилой дом № по ул. <адрес> не включен в ведомственную программу по переселение граждан из аварийного жилищного фонда Петрозаводского городского округа. При этом, Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания» от 16.03.2017 года № 766 определен срок по отселению граждан из указанного дома – до 31.12.2022 года.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд в данном конкретном случае не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истцов о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Аникину С.А., Аникиной Т.М. в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья В.В. Полякова
Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено 15.01.2020