Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3-301/2015 ~ М-265/2015 от 10.04.2015

№ 3-301/15

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 11 августа 2015 года

Волгоградский областной суд в составе

Председательствующего судьи Камышниковой Н.М.,

при секретаре Зубрилине Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлению ООО «Газэнергосеть Поволжье», заинтересованные лица:

Губернатор Волгоградской области,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области),

Администрация г. Волгограда,

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газэнергосеть Поволжье»(далее заявитель) обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей, а также возложить обязанность на органы кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости.

ООО «ГЭС Поволжье» обратилось также в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей и возложить обязанность на органы кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости.

ООО «ГЭС Поволжье» обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей и возложить обязанность на органы кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости.

Определением В. областного суда от ДД.ММ.ГГГГ дела объединены в одно производство.

В обоснование требований заявитель указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <.......> и <.......>, а также является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>. Кадастровая стоимость данных земельных участков установлена постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № 1130. Кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует установленной представленными отчетами об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поэтому результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права заявителя как плательщика земельного налога и арендных платежей, размер которых зависит от величины кадастровой стоимости земельных участков.

В ходе судебного заседания представитель заявителя по доверенности Галова А.С. с правом совершения распорядительных действий в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила требования и с учётом заключения судебной оценочной экспертизы просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.

Определением В. областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном в ходе судебного заседания без удаления суда в совещательную комнату из состава участников по делу исключено ранее привлеченное при принятии заявления к производству Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области ввиду того, что данное заявление не затрагивает прав, интересов и обязанностей данного учреждения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Волгоградской области, как орган, определивший кадастровую стоимость спорного земельного участка в результате государственной кадастровой оценки земель, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области) как заказчик работ по указанной государственной кадастровой оценке, Администрация г. Волгограда как получатель налоговых и арендных платежей.

Руководитель Управления Росреестра по Волгоградской области А. в письменных объяснениях по делу полагался на вынесение решения на усмотрение суда, считая, что Управление не является субъектом спорных правоотношений.

Представитель Губернатора Волгоградской области по доверенности С. в письменном заявлении сослался на отсутствие в заявлении требований к Губернатору и отсутствие указания на наличие спора между ними.

Представители заинтересованных лиц: Губернатора Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области, Администрации г. Волгограда, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, от представителей Управления Росреестра по Волгоградской области, Губернатора Волгоградской области, поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, остальные заинтересованные лица о причинах неявки суд не известили.

В связи с чем, с учётом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований заявителя, по следующим основаниям.

Исходя из установлений, содержащихся в ст. 26,245,246 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, а также нижеуказанных правовых норм земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, подсудные областному суду, относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих правоотношений выступает субъект, наделённый государственно- властными полномочиями, принявший решение и утвердивший оспариваемые результаты кадастровой оценки. Поэтому суд рассмотрел и разрешил дело с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений ч.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения. Земельный налог отнесён к местному налогу, обязательному к уплате на территории муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог(ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пункт 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом кадастровая и рыночная стоимости объектов недвижимости взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения -массовым характером(п.10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255). Установление же рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Судом установлено, что ООО «Газэнергосеть Поволжье» владеет на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами <.......> и <.......>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № <...> № <...> и серии № <...> № <...> соответственно. ООО «Газэнергосеть Поволжье» пользуется земельным участком с кадастровым номером <.......> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между заявителем и Администрацией <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно разделу 2 договора и приложенных к нему расчету арендной платы, дополнительного соглашения, арендная плата определяется по формуле, главным элементом которой является кадастровая стоимость земельного участка, то есть размер арендных платежей напрямую зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка.

Из чего следует, что заявитель является плательщиком земельного налога и арендных платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости.

Согласно кадастровым паспортам данных земельных участков: земельный участок с кадастровым номером <.......> относится к категории земель «земли населённых пунктов», имеет разрешённый вид использования – «эксплуатация многотопливной автозаправочной станции»,

состоит на кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ изменений количественных и качественных характеристик не претерпевал (л.д. 112-114); земельный участок с кадастровым номером <.......> относится к категории земель «земли населённых пунктов», имеет разрешённый вид использования – «<.......>», состоит на кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ изменений количественных и качественных характеристик не претерпевал (л.д. 109-111); земельный участок с кадастровым номером <.......> относится к категории земель «<.......>», имеет разрешённый вид использования – «<.......>», состоит на кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ изменений количественных и качественных характеристик не претерпевал (л.д. 106-108).

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанных категорий земель Волгоградской области, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей; земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей; земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей, что следует и из кадастровых справок.

Следовательно, дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость данных земельных участков применительно к положениям ч. 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» – ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела в порядке ст.79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению судебного эксперта <.......>:

- величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <.......> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <.......> рублей;

- величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером

<.......> общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <.......> рублей;

- величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <.......> рублей (л.д.127-198).

Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.

Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны с применением сравнительного подхода в рамках метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах- аналогах существенно не отличающихся от объекта оценка по основным факторам стоимости. Данные сведения об объектах -аналогах опубликованы в сети Интернет в период, непосредственно предшествующей дате оценке. Экспертом применены корректирующие коэффициенты известной цены объектов –аналогов по каждому параметру, по которому имеется различия объекта - аналога с объектом оценки, также обоснован экспертом отказ от применения отдельных корректирующих коэффициентов, итоговая величина рыночной стоимости определена путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно и обоснованно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Достоверность выводов эксперта участниками по делу сомнению не подвергалась.

При таких данных, оценив по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена судебным экспертом Г., имеющей необходимое образование и опыт работы в оценочной и экспертной деятельности, рыночная стоимость оспариваемых объектов недвижимости установлена на дату определения кадастровой стоимости – <.......>, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Суд считает, что заявитель представил достоверные, относимые и достаточные доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, доказал своё право на обращение в суд и заинтересованность по делу. Поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

В связи с чем, кадастровая стоимость указанных земельных участков подлежит установлению равной его рыночной стоимости.

При этом заявитель, являющийся юридическим лицом, при обращении в суд с указанным заявлением, соблюдя досудебный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о пересмотре кадастровой оценки вышеуказанных земельных участков, на которые даны ответы об отсутствии у неё полномочий по рассмотрению заявления со ссылкой на то, что результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> могут быть оспорены только в судебном порядке.

Согласно статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.

При этом статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.

В связи с этим, датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости для целей налогообложения является ДД.ММ.ГГГГ -дата обращения заявителя –юридического лица в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Однако, в удовлетворении требования заявителя об обязывании органа кадастрового учёта внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, суд полагает отказать ввиду того, что оно заявлено излишне.

Так, согласно ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения суда, а также другие судебные постановления обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В силу п. 5 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости в порядке исполнения принятого решения.

Представленный заявителем при обращении в суд отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный <.......> правового значения при принятии решения не имеет, поскольку рыночная стоимость спорных земельных участков установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился заявитель, уточнивший требование и просивший установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебного эксперта.

При этом, заинтересованность Губернатора Волгоградской области по делу определяется исходя из следующего.

Как видно из вышеизложенного, отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений.

Одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Поэтому в силу изложенных выше норм Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки, в данном случае таким исполнительным органом государственный власти Волгоградской области как субъекта Российской Федерации является Губернатор Волгоградской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 1 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии. Из чего вытекает заинтересованность по делу Управления Росреестра по Волгоградской области.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить частично заявление ООО «Газэнергосеть Поволжье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб.

Дата подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков –ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требования ООО «Газэнергосеть Поволжье» об обязывании органа кадастрового учёта внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: ...

...

...

...

...

3-301/2015 ~ М-265/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ГЭС Поволжье"
Другие
Губернатор Волгоградской области
Управление Росреестра по Волгоградской области
Администрации г. Волгограда
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud--vol.sudrf.ru
10.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Передача материалов судье
15.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2015Судебное заседание
13.05.2015Судебное заседание
16.07.2015Производство по делу возобновлено
29.07.2015Судебное заседание
11.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2015Дело оформлено
12.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее