Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1122/2013 ~ М-907/2013 от 18.03.2013

Дело № 2-1122/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград16 апреля 2013 года

Советский районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Сариевой А.Е.,

с участием:

истца Антоновой В.Б.,

представителя истца Кирсановой Е.Н., допущенной к участию в деле по устному ходатайству истца Антоновой В.Б.,

представителя ответчика ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» - Берг О.В.,

действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой фио10 к ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» о взыскании денежной суммы, признании необоснованным увеличение тарифа на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным включение стоимости электроэнергии для мест общего пользования в тариф на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным завышение оплаты на установку приборов учета, признании необоснованным навязывание дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета, обязании произвести возврат оплаченных сумм, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Антонова В.Б. обратилась в суд к ответчику ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» с данным иском, в обоснование указав, что она является собственником <адрес>.

В тот период, за который она предъявляет иск к ООО «УК «ЖЭУ-43» действовало Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», где ничего не было сказано о плате за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

В мае 2011г. правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление от 06.05.2011г. № 354). Пункт 40 новых правил гласит: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме». В силу эти правила вступили только с сентября 2012г. Но с октября 2011г. в платежных квитанциях появилась новая строка с коэффициентом по электроэнергии на общедомовые нужды, так как в доме был установлен общедомовой прибор учета (ОПУ).

Совет дома обращался к руководству ООО «УК «ЖЭУ-43» за разъяснениями по поводу применения и расчета этого коэффициента (к), так как он каждый месяц увеличивался, а общедомовые нужды включают в себя освещение входов в подъезды, лестничных клеток, подвала, лифтового оборудования и домофонов и они приблизительно равны по месяцам и по годам. Управляющая компания привязала эти коэффициенты к потребляемой энергии каждой квартирой. И получается, чем больше жильцы потребляют электрической энергии на свои внутриквартирные нужды, тем больше они оплачивают обще домовые нужды.

С октября 2008г. по июнь 2011г. управляющая компания применяла тариф на ремонт и содержание общего имущества в размере 14,54 руб./кв.м., в котором была заложена статья - энергоснабжение мест общего пользования.

Согласно квитанциям на оплату квартиры Антонововй В.Б., а также отчета по затратам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> дом № ДД.ММ.ГГГГ за подписью и печатью директора ООО «УК «ЖЭУ-43» Разумова А.Г. тариф с октября 2008г. по февраля 2011г. составляет: содержание общего имущества-11,02; ТО лифта -11,02; вывоз ТБО-1,06; ТО ВДГО-0,09; управление-0,28. Итого 14,54.

Отчеты по затратам на содержание и ремонт общего имущества за 2010г. и 2011г. по заявкам жильцов <адрес> не предоставлены, хотя они запрашивали их трижды.

Из вышеприведенной расшифровки тарифов видно, что до марта 2011г. коммунальные услуги были разделены, а в марте их соединили вместе и назвали «содержание и ремонт жилья». В марте 2011г. стоимость услуги «содержание и ремонт жилья» составляла 14,54 руб., в июне 2011г. 16,72 руб. (14,54* 15%), в июле 18,73 руб. (16,72* 12%).

На основании письма Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07 статья «энергоснабжение мест общего пользования» была выведена из тарифа с января 2011г. Однако тариф для них, как для жильцов, не уменьшился, то есть стоимость электроснабжения МОП из тарифа не исключена, да еще с 01 июня 2011г. тариф необоснованно увеличился на 15% и составил 16,72 руб./м2, а с июля 2012г. - 18,73 руб./м2. Получается, что истец оплачивала эти общедомовые нужды дважды, и в тарифе и по коэффициентам, да еще и с 15% и 12% надбавкой.

После обращения в Государственную Жилищную Инспекцию, Совет дома получил ответ, из которого следует, что, в соответствии с расчетом предельно максимального объема электрической энергии, потребляемого на общедомовые нужды, суммарная установленная мощность энергопринимающих устройств, относящихся к общему имуществу многоквартирного <адрес>, находящегося на обслуживании у ООО «УК «ЖЭУ-43», составляет 26,48 кВт/час. Объем электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды не может превышать 6 351 кВт/мес.

При расчете на 1 м2 жилой площади эта цифра составит: 6 351 кВт/мес. : 7342,2 м2 (S дома)=0,87 кВт/м2.

Потребляемая энергия на общедомовые нужды составит: при S квартиры 44,4 кв.м. - 0,87 кВт/ кв.м. х 44,4 кв.м. = 38,63 кВт/месс.

При тарифе на электроэнергию 2,53 руб., сумма для оплаты МОП составляет: 2,53 руб. х 38,63 (кВт/мес.) = 97,73 руб.

При тарифе 2,68 руб. эта сумма составляет: 2,68 руб. х 38,63 (кВт/мес.)= 103,53 руб.

Так как управляющая компания ООО «УК «ЖЭУ-43» из статьи «содержание и ремонт жилья» не вывела стоимость электрической энергии МОП, значит:

а), за период с октября 2011г. по июнь 2012г. (9 месяцев) истец переплатила: 97.73 руб. х 9 мес. = 879,57 руб.;

б) за период июль - октябрь 2012г. (4 месяца) истец переплатила: 103,53 руб. х 4 мес. = 414,12 руб.

Переплата за электроэнергию за МОП за период с октября 2011г. по октябрь 2012г. составила: 879,57 руб. + 414,12руб.= 1 293,69 руб.

Также, по мнению истца, с июня 2011г. и с июля 2012г. ООО «УК «ЖЭУ-43» необоснованно увеличивала тариф «на содержание и ремонт жилья» на 15% и 12%, ссылаясь на Постановления Администрации г. Волгограда № 1046 от 29.04.2011г. и № 1544 от 31.05.2012г. Но эти Постановления относятся только для «нанимателей жилых помещений занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда». Приватизированная квартира, собственником которой истец является, под эти постановления не попадает.

За период с июня 2011г. по октябрь 2012г. (17 месяцев) Антонова В.Б. должна была заплатить: 14,54 руб. х 44,4 кв.м. х 17 мес. = 10 974,79 руб.

Но, связи с незаконным повышением тарифа ООО «УК «ЖЭУ-43», она заплатила:

а) за 13 месяцев по тарифу 16,72 руб.: 16,72 руб. х 44,4 кв.м. х 13 мес. = 9 650,78 руб.;

б) за 4 месяца по тарифу 18,73 руб.: 18,73 руб. х 44,4 кв.м. х 4 мес. = 3 326,45 руб.

Всего: 9 650,78 руб. + 3 326,45 руб. = 12 977,23 руб.

Переплата по незаконному увеличению тарифа по статье «содержание и ремонт жилья» составила: 12 977,23 руб. - 10 974,79 руб. = 2 002,44 руб.

По двум претензиям - по оплате стоимости электрической энергии МОП в тарифе на «содержание и ремонт жилья» и необоснованному повышению этого же тарифа на 15% в 2011г. и 12% в 2012r, эта сумма составляет: 1 293,69 руб. + 2 002,44 руб. + 3 296,13 руб.

Так как согласно Постановлению от 06.05.2011г. № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме», то ООО «УК «ЖЭУ-43» обязана была пересчитать тариф на «содержание и ремонт жилья» путем исключения стоимости электрической энергии мест общего пользования и уменьшения тарифа на незаконно повышенный на 15%, а затем еще на 12%, то есть:

а) 2,68 руб. * 0,87 кВт=2,33 руб./м2.

б). 18,73 руб. -2,01 руб. (12%) -2,18 руб. (15%)=14,54 руб. - тариф до 01.06.2011г.

В связи с этим, новый тариф на «содержание и ремонт жилья» должен быть: 14,54 руб. - 2,33 руб.=12,21 руб.

Антонова В.Б. считает, что ООО «УК «ЖЭУ-43» нарушила её права в том, что дважды начисляла за одну и ту же услугу и необоснованно увеличила тариф «на содержание и ремонт жилья».

Кроме того, в сентябре 2011г. на стендах около подъездов дома появилось объявление, в котором ООО «УК «ЖЭУ-43» уведомляет жильцов о том, что она установила общедомовые приборы учета для определения расходов холодной воды, в количестве 2-х штук. А уже в октябре 2011г. в её платежной квитанции появилась строка - «установка общедомового прибора учета (ОПУ)» с тарифом 7,42 руб. за 1м2. Из этого следует, что управляющая компания собрала с жителей дома 54 479 руб.: 7,42 руб.*7 342,2 м2 (S дома)=54 479 руб. Стоимость одного прибора учета обошлась в 27 240 руб.: 54 479/2=27 240 руб.

ООО «УК «ЖЭУ-43», по запросу Совета многоквартирного дома, предъявила смету на установку ПУ, которая была рассмотрена, приведена в соответствие со строительными нормами и правилами специалистами, используя те же объемы и единичные расценки. Общая сметная стоимость составила всего 22 177 рублей. Расчет по подбору калибра водомера, произведенный МУП «Городской водоканал г. Волгограда» составил 6 500 рублей. Таким образом, максимальная стоимость узлов учета холодного водоснабжения составила всего 28 677 рублей, то есть в два раза меньше предъявленной им оплаты, соответственно и стоимость 1м2 в два раза меньше, а именно: 28 677 руб. : 7 432,2 м2 (S дома) = 3,91 руб. По вышеописанному поводу в адрес ООО «УК «ЖЭУ-43» была направлена претензия.

Все решения об установке, стоимости, оплате ОПУ принимаются на общих собраниях собственников жилых помещений, согласно жилищному кодексу (ст.44 п.1 пп.4.1). Такое собрание не проводилось, решение никакого не принималось. При одной из проверок, ГЖИ подтверждает факт установки ПУ и что в управляющей компании отсутствует протокол общего собрания собственников.

Также при расчете стоимости установки приборов на 1м2 не были учтены сторонние потребители холодной воды (юридические лица), которые находятся в цоколе жилого дома и которые подключены к внутридомовой системе. Согласно квитанции за октябрь 2011г. истец заплатила за установку ПУ - 329,45 руб.

Федеральный закон от 28.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч.5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, то есть обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену.

Индивидуальные ПУ жильцы приобрели и произвели установку в квартирах за собственные средства силами специализированной бригады слесарей, имеющих лицензию. ООО «УК «ЖЭУ-43» запретила, чтобы опломбирование прибора произвела организация, устанавливающая их, а обязала Антонову В.Б. приобрести услугу по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды, чем нарушила её права и законные интересы. Эти действия прямо указывают на злостное неисполнение требований п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так как навязывают гражданам дополнительную платную услугу.

Совет дома обращался за разъяснениями к бывшему заместителю директора управляющей компании Мозговому Г.С., но им не предоставили интересующую их информацию. И если бы истец не заплатила за опломбирование, её приборы не ввели бы в эксплуатацию.

За опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также электросчетчиков, Антонова В.Б. заплатила 475 руб.

В сентябре 2012 года истец получила «желтую» квитанцию по задолженности с угрозами в незамедлительном погашении образовавшегося долга за коммунальные услуги. Злостных должников пугали приостановлением подачи электроэнергии и горячей воды. При неоплате долга также будет решаться вопрос о взыскании задолженности в судебном порядке, пугали арестом имущества, приходом судебных приставов, и вплоть до выселения. Для борьбы с должниками ООО «УК «ЖЭУ-43» предприняла самые жестокие и изощренные методы, действующие на психику людей. Они додумались записать угрозы на автоответчик, и этот голос своим грубым, низким тембром по 3-4 раза в день с сентября 2012г. и по сегодняшний день наводит ужас на старых, больных людей, угрожая судами, приставами и даже приходом ОМОНа. Многие жильцы и истец в том числе, не выдержав всех угроз, заплатили этот неподтвержденный никакими документами долг.

Руководство управляющей компании не желает разбираться с жильцами, по каким позициям (за какую коммунальную услугу) они не производили оплату, а недоплаченную сумму разбрасывали пропорционально по всем статьям и таким образом жильцы становятся заложниками бухгалтерских программ.

По всем претензиям сумма иска составляет: 1 293,69 руб. + 2 002,44 руб. + 329,45 руб. + 1 606, 71 руб. = 5 707,29 руб.

Антонова В.Б. просит суд:

взыскать с ООО «УК «ЖЭУ-43» в её пользу сумму, в размере 5 707,29 руб.;

признать необоснованным увеличение тарифа на «содержание и ремонт жилья» с 01.06.2011г. на 15% и с 01.07.2012г. на 12% и в связи с этим обязать ООО «УК «ЖЭУ-43» привести тариф в соответствие (до 01.06.2011г. - 14,54 руб.);

признать необоснованным включение стоимости электроэнергии для мест общего пользования в тариф на «содержание и ремонт жилья», обязать ООО «УК «ЖЭУ-43» привести этот тариф в соответствие, то есть 12,21 руб./м2;

обязать управляющую компанию произвести перерасчет с ноября 2012г.;

признать необоснованное завышение оплаты на установку приборов учета для холодного водоснабжения и обязать управляющую компанию произвести перерасчет в размере 3,91 руб. за 1 м2.;

признать необоснованным навязывание дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета и обязать ООО «УК «ЖЭУ-43» произвести возврат оплаченных сумм;

признать необоснованным выставление квитанций по задолженности и обязать управляющую компанию произвести возврат оплаченных сумм;

взыскать с ООО «УК «ЖЭУ-43» в пользу истца 10 000 рублей за нанесенный моральный ущерб.

В судебном заседании истец Антонова В.Б, и её представитель по устному ходатайству Кирсанова Е.Н. заявленные требования поддержали, просят их удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика - ООО «УК «ЖЭУ-43» по доверенности Берг О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что начисление платы за холодное водоснабжение, содержание и ремонт жилья, а также включение дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета соответствует как нормативным актам Волгоградской области, так и действующему гражданскому законодательству Российской Федерации. Также считает, что доказательства причинения Антоновой В.Б. физических или нравственных страданий ею суду представлено не было. Прсит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители третьих лиц - ООО «Расчетный информационный центр» и Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений, ходатайств, а также возражений по заявленным требованиям суду не представили.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

На основании ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно положениям частей 2 - 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В судебном заседании установлено, что Антонова В.Б. является собственником <адрес>, общей площадью 44,4 кв. м, в многоквартирном <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8).

Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138-140).

Спорные правоотношения сторон регулируются нормами ЖК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 г., Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Часть 4 названной нормы предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

29 апреля 2011 года Администрацией Волгограда принято Постановление N 1046 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда».

Текст названного постановления опубликован в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 47, от 30.04.2011 года.

Названным постановлением с 1 июня 2011 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Постановлением администрации Волгограда от 31.05.2012 N 1544вышеуказанное постановление с 01 июля 2012 года признано утратившим силу.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, Постановлением администрации Волгограда от 31.05.2012 N 1544 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" установлен с 1 июля 2012 года.

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

На основании ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья определяется на общем собрании собственников, которое проводится в порядке, установленным статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организацией и устанавливается на срок не менее чем 1 год.

В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Пунктом 8 ст. 162 ЖК РФ установлено, что изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 424 ГК РФ изменение цены договора после заключения договора допускается в случаях и на условиях предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что стороны договора на управление многоквартирным домом вправе определить порядок изменения существенных условий договора.

При этом в соответствии со ст. 45 ЖК РФ инициатива проведения общего собрания принадлежит только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 ЖК РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

На основании п.6.3 договора управления с собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43», если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера оплаты за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, размер платы устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми актами Волгограда, регулирующими установление цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения г.Волгограда, в том числе для нанимателей жилых помещений.

ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» путем размещения объявлений предлагало собственникам многоквартирного дома провести общее собрание по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями п.7 ст. 156 ЖК РФ.

На информационных стендах каждого подъезда многоквартирного жилого <адрес> была размещена информация о необходимости проведения общих собраний и предоставления протоколов собраний об установлении платы за содержание и ремонт жилья в ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43».

Вопреки требованиям закона с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирном доме собраний по поводу установления тарифа на управление, содержание и ремонт общего имущества не проводили, при указанных обстоятельствах должно действовать положение п. 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

При таком положении дела, начисление ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном жилом <адрес> платы за содержание жилого помещения в соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 29 апреля 2011 года N 1046 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда» и Постановлением администрации Волгограда от 31.05.2012 N 1544 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" представляется правильным.

Жилищный кодекс РФ разграничивает понятия платы за жилищные услуги (в которую включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и платы за коммунальные услуги.

Учитывая установленное Жилищным кодексом РФ деление жилищных и коммунальных услуг, Правительство РФ приняло два постановления: Постановление от 23.05.2006г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Постановление от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Согласно подп. "б" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования.

В силу п. 8 названного Постановления Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении указанных Правил.

Так, согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 г. N 11356-ЮТ/07, понятие "освещение помещений общего пользования" трактуется в соотнесении с подп. "з" п. 11 Правил (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с п. 13 Правил ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме были внесены изменения, согласно которым подп. "б" п. 11 был изложен в новой редакции, согласно которой содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.

Таким образом, внося плату за жилое помещение, собственник оплачивает освещение помещений общего пользования, то есть расходы по поддержанию общих домовых сетей электроснабжения в надлежащем состоянии, как жилищные, а не как коммунальные услуги. "Освещение мест общего пользования многоквартирного дома" включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.

Количество же электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.08.2006 г. и Правилам установления нормативов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 оплачивается в составе отдельной платы за коммунальные услуги "электроснабжение".

Из изложенного можно сделать вывод, что стоимость потребляемой электроэнергии в местах общего пользования не входит в состав стоимости услуги по содержанию и ремонту жилья, в связи с чем, исковые требования о признании необоснованным включение стоимости электроэнергии для мест общего пользования в тариф на «содержание и ремонт жилья» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Следовательно, взимание ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» платы за электроэнергию мест общего пользования как самостоятельную коммунальную услугу не противоречит действующему законодательству, поскольку расходы на электроэнергию мест общего пользования не включаются управляющей компанией в оплату предоставляемых ею в соответствии с договором жилищных услуг по содержанию жилого помещения, и не нарушает права потребителей.

В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета обеспечивается, в частности, управляющей организацией.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (Правила N 307) коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Такие услуги, в силу п. 4 указанных Правил, предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании соответствующего договора.

Как следует из пп. "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг водоснабжения в многоквартирных домах являются управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.

Подпунктом "г" п. 52 Правил N 307 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб, в том числе на квартирных или индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении.

На основании п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), тогда как взаимоотношения по опломбированию приборов учета воды на возмездной основе являются искусственно созданными и не предусмотренными действующим законодательством.

Согласно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги отсутствуют, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.

Судом установлено, что истец за свой счет приобрела и произвела установку силами специализированной бригады слесарей индивидуального прибора учета воды. Согласно доводам истца ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» запретила опломбирование прибора учета организацией, которая произвела его установку, и обязала приобрести услугу по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды.

Между тем, доказательств в обоснование заявленных требований в данной части истец вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представила. Факт навязывания истцу дополнительной платной услуги под предлогом регистрации прибора учета, тем самым, нарушая законодательство о защите прав потребителей, судом не установлен, а потому в удовлетворении требований о признании необоснованным навязывания дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета и обязать ООО «УК «ЖЭУ-43» произвести возврат оплаченных сумм также надлежит отказать.

Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании необоснованным завышение оплаты на установку приборов учета для холодного водоснабжения и обязании произвести перерасчет в размере 3,91 руб. за 1 кв.м. по следующим основаниям.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности Правительством РФ был принят ряд законов, в частности Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 указанного Федерального закона «...собственники помещений в многоквартирных домах... обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Пунктом 4 статьи 12 Закона предусмотрено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Согласно постановлению Главы администрации Волгоградской области от 14.07.2011 года № 756 «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно», утвержден перечень мероприятий по энергосбережению. Исполнителем мероприятий по всем пунктам, в том числе установке общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов утверждено лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> является управляющей компанией.

В соответствии с договором управления, а также действующем законодательством Российской Федерации ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43», исполняя функции управления является лицом ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, Федеральным законом № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена ответственность для собственников, не принявших решение об оборудовании многоквартирного дома, а Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для управляющих организаций, не выполнивших положения указанного Федерального закона.

Таким образом, руководствуясь указанными выше правовыми актами, а также в целях избежания в дальнейшем административной ответственности, в многоквартирном доме по <адрес>, ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» за счет собственных денежных средств были установлены общедомовые (коллективные) приборы учета холодного водоснабжения. В дальнейшем оплата за установку прибора учета и ввод его в эксплуатацию возложена на собственников данного дома путем внесения дополнительной строки в именной единый платежный документ с рассрочкой на 1 месяц.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

На основании статей 210 и 249 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, то есть пропорционально общей площади помещения.

В связи с вышеизложенными требованиями законодательства, после установки общедомовых приборов учета его стоимость одноразово указана в платежных документах собственников дома пропорционально общей площади (отдельная строка - за установку общедомового ПУ).

В судебном заседании установлено, что в жилом доме по <адрес> установлены 2 прибора стоимость одного прибора составляет 26 363,94 х 2 = 52 727,88 рублей;

расчет калибра 1 шт. - 3 250 руб. х 2 = 6 500 рублей;

опломбировка 1 прибора - 565 руб. х 2 = 1 130 рублей

общая стоимость двух приборов с калибром и установкой составляет 60 357,88 рублей. - общая площадь дома составляет 8 137,50 кв.м.

Таким образом, стоимость 1 кв.м. общей площади составила 7,42 руб. (60 357,88 руб. / 8 137,50 кв.м. = 7,42 руб.)

При таких обстоятельствах, учитывая выше изложенное, проанализировав представленные суду доказательства, суд считает, что заявленные Антоновой В.Б. требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежной суммы, признании необоснованным увеличение тарифа на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным включение стоимости электроэнергии для мест общего пользования в тариф на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным завышение оплаты на установку приборов учета, признании необоснованным навязывание дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета, обязании произвести возврат оплаченных сумм Антоновой В.Б. отказано, то её требования о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Антоновой фио11 к ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» о взыскании денежной суммы, признании необоснованным увеличение тарифа на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным включение стоимости электроэнергии для мест общего пользования в тариф на содержание и ремонт жилья, признании необоснованным завышение оплаты на установку приборов учета, признании необоснованным навязывание дополнительной платной услуги за опломбирование приборов учета, обязании произвести возврат оплаченных сумм, компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения суда изготовлен 19 апреля 2013 года.

Судья

2-1122/2013 ~ М-907/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонова Валентина Борисовна
Ответчики
ООО "УК "ЖЭУ-43"
Другие
Управление Роспотребнадзора
ООО «РИЦ»
Суд
Советский районный суд г. Волгограда
Судья
Макарова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
sov--vol.sudrf.ru
18.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2013Передача материалов судье
22.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2013Судебное заседание
19.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2014Дело оформлено
11.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее