Судья Богаткова З.Г. Дело № 33а-28068/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М, Сухановой И.Н.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 28 октября 2020 года апелляционную жалобу администрации городского округа Рошаль Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 11 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Шатурского городского прокурора Московской области к администрации городского округа Рошаль Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству энергетики Московской области о признании абз. 6, 15 п. 2.3, абз. 2, 3 п. 4.8, абз. 4 раздела 7, таблицы 2.5, 4.1 схемы теплоснабжения, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 25.08.2016 № 147-ВР «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Рошаль Московской области на период до 2031 г.» не соответствующими требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения прокурора Ищенко Е.И.,
у с т а н о в и л а :
Шатурский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации городского округа Рошаль Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству энергетики Московской области о признании абз. 6, 15 п. 2.3, абз. 2, 3 п. 4.8, абз. 4 раздела 7, таблицы 2.5, 4.1 схемы теплоснабжения, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 25.08.2016 № 147-ВР «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Рошаль Московской области на период до 2031 г.» не соответствующими требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что на основании схемы теплоснабжения, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 147 РВ от 25.08.2016 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Рошаль Московской области на период до 2031», исключается теплоснабжение посредством центральной системы отопления домов в г. Рошаль по улицам 40 лет Октября, Заводская, 3-й Пятилетки, Карла Либкнехта, Советская. В соответствии с абз. 2, 3 п. 4.8 этой Схемы теплоснабжение потребителей в планируемых зонах индивидуальной застройки предлагается от собственных источников тепла. Основанием для принятия подобного решения является нерентабельность осуществления процесса централизованного теплоснабжения с помощью существующих сетей теплоснабжения и низкая плотность тепловой нагрузки в этих зонах, что приводит к существенному увеличению затрат и снижению эффективности централизованного теплоснабжения. Согласно абз. 15 п 2.3, абз. 3 п. 4.8 и таблиц 2.5, 4.1 этой Схемы потребители жилых домов по ул. 40 лет Октября д. 1 «А»; ул. Заводская д. 16, 14, 12, 11, 9, 10, 1, 5, 3, 7, 2, 4, 6, 8, 17, 15, 13; ул. 3-й Пятилетки д. 25, 27, 19, 11, 15, 17, 3, 1, 5, 9, 101, 99, 88, 90, 92, 94, 96, 103, 91, 93, 97, 86, 84, 82, 62, 66, 59, 65, 67, 69, 71, 75, 61, 60, 47, 49, 51, 53, 55, 56, 57, 54, 52, 50, 48, 44, 42, 28, 26, 22, 24, 20; ул. Карла Либкнехта д. 15, 19,17; ул. Советская, д. 6, присоединенных к системе централизованного теплоснабжения, планируется перевести на индивидуальное теплоснабжение. Администрация городского округа Рошаль Московской области и АО «Прогресс», руководствуясь указанной схемой, приняли решение об отключении с сентября 2019 года указанных жилых домов от центральной системы теплоснабжения, в связи с чем 04.06.2019 жителям домов были направлены соответствующие уведомления, а АО «Прогресс» направило в администрацию городского округа Рошаль Московской области заявление о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии. В ходе выездной прокурорской проверки с участием специалиста территориального отдела ГУ МО «ГЖИ Московской области» 03.09.2019 и 04.09.2019 было установлено, что указанные жилые дома теплоснабжением не обеспечены и выведены из системы центрального теплоснабжения городского округа Рошаль Московской области в августе 2019 года. В отопительный сезон теплоснабжение домов, за исключением домов №№ 11, 13 по ул. Карла Либкнехта, удалось обеспечить только после вмешательства прокуратуры в рамках рассмотрения представления от 16.07.2019 в адрес главы городского округа Рошаль Московской области и генерального директора АО «Прогресс». Согласно абз. 15 п. 2.3, абз. 3 п. 4.8 этой Схемы расходы на подключение к системе газоснабжения возложено на жильцов указанных домов. Из справки АО «Мособлгаз» от 10.12.2019 № 6633/Н/ следует, что предварительная оплата за технологическое присоединение ориентировочно составляет 65 072,25 руб., а ориентировочная стоимость проектных и строительно-монтажных работ в границах земельного участка составляет 250 000 руб. Таким образом, исключение жилых домов из центральной системы теплоснабжения, не обеспечение при этом в силу действующего законодательства тепловой энергией, что является прямой обязанностью органов муниципального образования, нарушает права жителей на круглосуточное и бесперебойное теплоснабжение, что является недопустимым, а само по себе возложение на них обязанности по подключению домов к сетям газоснабжения в соответствии с абз. 7 п. 2.3, абз. 3 п. 4.8 абз. 4 раздела Схемы является неправомерным. Просил признать абз. 6, 15 п. 2.3, абз. 2, 3 п. 4.8, абз 4 раздела 7, таблицы 2.5, 4.1 Схемы теплоснабжения, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 147 РВ от 25.08.2016 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Рошаль Московской области на период до 2031» не соответствующей требованиям нормативных правовых актов.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Рошаль Московской области административный иск не признал.
Административные ответчики Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики Московской области своих представителей в суд не направили, представили в суд письменные возражения на административный иск.
Представитель заинтересованного лица АО «Прогресс» оставил решение по административному делу на усмотрение суда.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 11.08.2020 административный иск удовлетворен частично.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик администрация городского округа Рошаль Московской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения прокурора, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
При этом судебная коллегия осуществляет проверку судебного решения по апелляционной жалобе административного ответчика администрации городского округа Рошаль Московской области в части, которой административный иск удовлетворен (ч. 1 ст. 295, ст. 309, ч. 1 ст. 313, ст. 316 КАС РФ).
Свое решение в указанной части суд, руководствуясь положениями п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 21, п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 16 Требований к схемам теплоснабжения и Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, п.п. 14-22 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, мотивировал теми обстоятельствами, что само по себе уведомление потребителей о прекращении централизованного теплоснабжения не является соблюдением такой процедуры, а утверждение местной администрацией новой схемы теплоснабжения не является достаточным для прекращения в одностороннем порядке существующих договорных отношений, поскольку для вывода сетей из эксплуатации необходимо согласование данного вопроса со всеми потребителями, а согласие всех потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых были подключены к тепловым сетям в надлежащем порядке, на прекращение эксплуатации источника тепловой энергии и теплосети местной администрацией получено не было.
При этом суд прямо указал, что при указанном положении дел для перехода потребителей с централизованного на индивидуальное теплоснабжение от газовых котлов стимулы имеют как потребители, так и ресурсоснабжающая организация.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве.
В соответствии с подп. 1, 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе:
- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
При этом под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (ч.ч. 3, 5 ст. 2 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В развитие указанных положений указанного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 были утверждены Правила вывода из эксплуатации и ремонта источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно п. 2 указанных Правил «вывод из эксплуатации» - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года; «дефицит тепловой энергии» - технологическая невозможность обеспечения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, объема поддерживаемой резервной мощности и подключаемой тепловой нагрузки;
Кроме того, в соответствии с п. 16 указанных Правил в уведомлении должны быть так же указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно ч. 8 ст. 21 указанного Федерального закона вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Согласно п. 14 указанных Правил вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов.
Поэтому в п. 17 указанных Правил содержится требование о том, что к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе, потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.
Таким образом, в случае, если вывод из эксплуатации сетей теплоснабжения предусмотрен схемой теплоснабжения, то такой вывод не предусматривает предварительного уведомления владельцем теплосетей, планирующим вывод их из эксплуатации, органа местного самоуправления. Однако в любом случае вывод из эксплуатации теплосетей, к которым подключены теплопотребляющие установки потребителей, не допускается без согласия таких потребителей.
П. 5 ст. 21 указанного Федерального закона установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством РФ.
Помимо этого, п. 6 ст. 21 указанного Федерального закона также предусмотрено, что в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Следовательно, действующее правовое регулирование указывает на уведомительный характер сообщения собственника, но обязывает местную администрацию установить соблюдение процедуры согласования, вероятность возникновения дефицита теплоэнергии, возможного ограничения или прекращения теплоснабжения потребителей, определить меры по разрешению разногласий.
В данном случае согласования со всеми потребителями теплоэнергии, отключение которых от сети центрального теплоснабжения было запланировано, получено не было.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Шатурского городского суда Московской области от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Рошаль М. <данные изъяты> – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи