Судья Ошманкевич Р.А. Дело № 21-53/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного суда Республики Коми Жуковская С.В.
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрев 15 февраля 2012 года жалобу ООО «Лесная компания Монди СЛПК» на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года, по которому
постановление государственного инспектора труда в РК ... от 29 июля 2011 года № ... о привлечении ООО «Лесная компания Монди СЛПК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО «Лесная компания Монди СЛПК» – без удовлетворения,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда в РК ... от 29 июля 2011 года № ... ООО «Лесная компания Монди СЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Лесная компания Монди СЛПК» подало на него жалобу в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года постановление государственного инспектора труда в РК ... оставлено без изменения, жалоба ООО «Лесная компания Монди СЛПК» - без удовлетворения.
На данное решение судьи ООО «Лесная компания Монди СЛПК» в Верховный Суд Республики Коми подана жалоба, в которой Общество просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Заслушав представителя ООО «Лесная компания Монди СЛПК» ...., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю постановление и решение подлежащими отмене.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наступление административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения государственным инспектором труда в РК ... в период с 18 по 28 июля 2011 года внеплановой проверки ООО «Лесная компания Монди СЛПК» выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно:
1. В нарушение требований абзаца 3 ч.1, абзацев 3,4,5,8 ч.2, ч.3ст.57 ТК РФ в текст трудового договора работников ... филиала ООО «...» не внесены сведения об идентификационном номере налогоплательщика; не определены приложениями либо отдельными соглашениями к трудовому договору обязательные для включения в трудовой договор недостающие условия трудового договора о дате начала работы, а в случае когда заключен срочный трудовой договор, - обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора; о размере установленных работнику тарифной ставки (должностного оклада), доплат и надбавок - районного коэффициента и за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника. В том числе, представленными к проверке трудовыми договорами:
- в срочный трудовой договор №... от 08.12.2009г. заключенный с водителем
... на период с 10.12.2009 по 08.02.2010, не внесены сведения о дате начала работы, обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора, о размерах установленных работнику надбавок - районного коэффициента и за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в трудовой договор №... от 01.04.2008 заключенный с водителем .... не внесены сведения о дате начала работы; о размерах установленных тарифной ставки (должностного оклада), надбавок - районного коэффициента и за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в срочный трудовой договор №... от 10.09.2003 заключенный на период с 10.09.2003г. по 19.11.2003г. с водителем ... не внесены сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в трудовой договор №... от 04.03.2008г. стропальщика .... не внесены сведения о дате начала работы; о размерах установленных работнику тарифной ставки (должностного оклада), надбавок - районного коэффициента и
за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в трудовой договор №... от 17.09.2004 крановщика ... не внесены сведения о дате начала работы; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника; сведения об идентификационном номере налогоплательщика.
- в срочный трудовой договор №... от 24.04.2007 раскряжевщика ... отсутствуют сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в срочный трудовой договор №... от 23.03.2011 машиниста -
крановщика (погрузчика) ... не внесены сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в срочный трудовой договор №... от 25.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ...., договор заключен на период выполнения определенных работ, не внесены сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в срочный трудовой договор №... от 02.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ... договор заключен на период выполнения определенных работ, не внесены сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
- в срочный трудовой договор №... от 22.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ... договор заключен на период выполнения определенных работ, не внесены сведения о дате начала работы, об обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об обязательном социальном страховании работника.
2. на экземплярах трудовых договоров, хранящихся у работодателя, №... от 01.04.2008, заключенного с водителем ....; №... от 04.03.2008, заключенного со стропальщиком ...., отсутствуют записи, заверенные подписями работников, подтверждающие получение работниками экземпляра трудового договора.
3. В нарушение требований ч.6 ст.136 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами не установлены дни выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. В том числе не установлены дни выплаты заработной платы трудовыми договорами работников, в том числе №... от 08.12.2009 водителя ... №... от 01.04.2008 водителя ...., №... от 10.09.2003 водителя ...., №... от 02.08.2005 сторожа ...., №... от 04.03.2008 стропальщика ...., №... от 24.04.2007 раскряжевщика ...., №... от 23.03.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ...., №... от 25.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ...., №... от 02.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ...., №... от 22.04.2011 машиниста - крановщика (погрузчика) ... не реже, чем каждые полмесяца.
4. В нарушение требований ст. 134ТК РФ не утвержден механизм (порядок) индексации заработной платы. При этом пунктом 2.1.3. Коллективного договора принятого на конференции трудового коллектива 23.10.2009 на период 2009 - 2012, установлено, что порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, определяется решением компетентных органов управления работодателя.
5. В нарушение требований ст. 65 ТК РФ, пунктом 2 Правил внутреннего трудового распорядка, являющимися приложением №1 к Коллективным договорам принятым на конференции трудового коллектива 23.10.2009 на период 2009 - 2012, установлено, что при заключении трудового договора работодатель вправе затребовать от лица поступающего на работу идентификационный налоговый номер, справки о доходах с последнего места работы, свидетельства о заключении (расторжении брака), свидетельства о рождении детей.
6. В нарушении требований ч.4ст.189 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка не регламентированы основные права сторон и ответственность работодателя.
По результатам проверки в отношении ООО «Лесная компания Монди СЛПК» государственным инспектором труда (по охране труда) в РК ... составлен протокол по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о назначении административного наказания.
Признавая ООО «Лесная компания Монди СЛПК» виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Коми и судья Сыктывкарского городского суда исходили из доказанности факта нарушения Обществом законодательства о труде.
С такими выводами согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1, 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Таким образом, при производстве по делу подлежит установлению факт соблюдения требований закона при сборе должностными лицами административного органа доказательств.
Как следует из материалов дела, Государственная инспекция труда в Республике Коми издала распоряжение N ... от 28.06.2011 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ООО «Лесная компания Монди СЛПК». Проверка назначена с целью предотвращения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Основанием для проведения документарной проверки послужило обращение ... (вх.№ ... от 10.06.2011 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Часть 2 этой статьи содержит перечень оснований для проведения внеплановой проверки, к которым согласно подпункту "а" пункта 2 перечня отнесено, в частности, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Между тем, ... обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Коми по фактам необоснованного заключения ООО «Лесная компания Монди СЛПК» срочных трудовых договоров вместо бессрочных. Данная информация не содержит сведений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Следовательно, у Государственной инспекции труда в Республике Коми отсутствовали основания для вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица ООО «Лесная компания Монди СЛПК».
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом частью 2 указанной нормы к грубым нарушениям относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона (в части оснований проведения внеплановой проверки).
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является основанием для исключения собранных в ходе проверки доказательств из числа допустимых. При этом административным органом не представлены иные достаточные доказательства, позволяющие установить обстоятельства совершения правонарушения и вину ООО «Лесная компания Монди СЛПК».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, оспариваемые постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Коми от 29 июля 2011 года № ... и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лесная компания Монди СЛПК» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лесная компания Монди СЛПК» прекратить.
Судья С.В. Жуковская