Дело № 2-847/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 12 февраля 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.В.,
с участием представителя истца Кучукбаевой М.А., по доверенности
при секретаре Клюкиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № фс № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу гр.А., выданного Верещагинским районным судом Пермского края. Предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить гр.А., жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ данное постановление было получено Правительством, что подтверждается штемпелем Правительства на постановлении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава была направлена информация, с указанием причин невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>., ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. был заключен договор найма жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей сирот в 2017 г., регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам 2014- 2016 гг. на территории г. Перми планировалось в сентябре-декабре 2017 г.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ Однако застройщиком жилые помещения были переданы ранее установленного срока.
ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по адресу: <адрес> 28 были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Таким образом. Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, правительством в пятидневный срок была направлена информация приставу-исполнителю, содержащая надлежащие и убедительные доказательства подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, которые свидетельствуют об отсутствии вины должника.
На основании изложенного Правительство Пермского края просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик УФССП России по Пермскому краю, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП по Пермскому краю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа фс № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Верещагинским районным судом Пермского края, взыскатель гр.А.,. Предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить гр.А., жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
В пункте 3 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику в установленный законом срок.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава направлена информация о невозможности исполнения решения суда в установленный в постановлении срок (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 рублей.
Истцом в подтверждение своей позиции представлены следующие документы: государственный контракт на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ., предварительный перечень приобретаемых жилых помещений, план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г., согласие от ДД.ММ.ГГГГ гр.А. на предлагаемое жилое помещение, акт технического состояния и приема передачи жилого помещения, акт приема-передачи жилого помещения гр.А.,
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №дс гр.А.. предоставлена квартира по адресу <адрес>, заключен договор найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство о предоставлении жилого помещения гр.А. окончено фактическим исполнением
В соответствии с ч. 1, 2, 3 и 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-гражданина в размере пяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" объекты строительства относятся к Перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. размещение заказов по которым осуществляется путем проведения аукциона. Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
Таким образом, учитывая степень вины Правительства Пермского края в неисполнении в срок исполнительного документа, а также тот факт, что в настоящее время исполнительное производство окончено, принимая во внимание длительность неисполнения решения суда, суд считает возможным освободить истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Жданова