РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.12.2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4500/12 по иску Макаровой О.В., Фейгельмана А.М., Бяковой Н.А. к Администрации Октябрьского г.о. Самары об обязании включить в титульный список на капитальный ремонт и обязании произвести капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Макарова О.В., Фейгельман А.М., Бякова Н.А. обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что проживают в доме по адресу: адрес, являются собственниками квартир в доме. Общее имущество в доме находится в управлении ООО «Алком» с дата. Их дом построен в 1962 году. Последние 10 лет, в квартирах, расположенных на 5 этажах дома систематически протекает крыша, вследствие чего происходит пролитие жилых комнат. Существуют неустранимые дефекты кровли, способствующие протеканию жилых и нежилых помещений, которые характерны для всего дома. Среди причин протекания кровли жилого дома в различные периоды времени были выявлены: некачественный монтаж водосточных систем дома, наличие пробоин, деформации карнизного свеса, нарушение технологии производства работ по устройству кровли (недостаточные крепления кровельных картин, вызывающие ослабления фальцев, а также ослабление и раскрытие фальцев, в результате колебания конструкций крыши под воздействием ветра) и др. Неоднократно имело место обращение жильцов дома в суд с исковыми заявлениями к управляющей организации ООО «Алком» о возмещении ущерба, причиненного пролитием и обязанием произвести капитальный ремонт крыши дома. Так, в 2010 году, после очередного пролития комнат квартир №... вышеуказанного жилого дома, ООО «Алком» производил ремонт жилых помещений в добровольном порядке, однако дефекты кровли не устранил. В конце января 2011 года в связи с оттепелью из-за дефектов кровли, произошло очередное пролитие трех жилых комнат адрес. Также пролитие с кровли произошло и у других жильцов пятых этажей дома. Кроме того, следы от пролития отмечаются и в местах общего пользования - потолки 5 этажей всех подъездов. В 2011 году судом Октябрьского района г. Самары было принято решение, позже Самарским областным судом вынесено определение об обязании ООО «Алком» отремонтировать кровлю дома. Жильцы дома неоднократно обращались с жалобами на бездействие ООО «Алком» в Государственную жилищную инспекцию Самарской области. При этом Государственной жилищной инспекцией Самарской области в ходе проведения выездных проверок устанавливалось наличие неисправностей кровельного покрытия, что отражалось в соответствующих актах (от дата, дата, дата, дата), в отношении ООО «Алком» выносились соответствующие предписания об устранении выявленных в ходе проведения проверок нарушений, составлялись протоколы об административных правонарушениях. В итоге, их управляющая компания ООО «Алком» осуществляла лишь текущий ремонт кровли, мотивируя это тем, что постановка на капитальный ремонт кровли дома, с выделением соответствующего финансирования осуществляет администрация Октябрьского района г. о. Самара. Пролитие происходит по вине их управляющей компании ООО «Алком», которая не уполномочена производить капитальный ремонт кровли, способный устранить существующие дефекты. Государственная жилищная инспекция Самарской области обращалась с письмом в адрес Администрации Октябрьского района г. Самары о необходимости производства капитального ремонта дома. Ответа не последовало. Жители их дома неоднократно обращались в адрес администрации Октябрьского района г.о. Самара с заявлениями о постановке адрес по падрес на капитальный ремонт. Однако, они из администрации Октябрьского района г.о. Самара получали отписки, смысл которых сводился к тому, чтобы жители их дома обращались за помощью в разрешении данного вопроса к депутатам Думы г.о. Самара. Депутаты не уполномочены составлять титульные списки со сметами на капитальный ремонт домов. Жители их дома неоднократно обращались с письменными обращениями к представителям органов исполнительной власти Самарской области и представителям законодательной власти г.о. Самара - в том числе депутату Думы г.о. Самара - Федорову М.А., который в свою очередь направлял депутатский запрос главе администрации Октябрьского района г.о. Самара Волчковой А.А., от которой поступил очередной неопределенный ответ. Кроме того, поскольку их дому уже более 50 лет, а капитальный ремонт дома за все время его существования ни разу не производился, ими было принято решение обратиться с запросом к эксперту для проведения им строительно-технической экспертизы дома на предмет того, какой характер ремонта кровли, фасада, инженерных коммуникаций должен быть осуществлен по дому адрес. По их запросу (договор №... от дата) экспертом Носковым Д.Ю. от дата и от дата было дано заключение о необходимости производства капитального ремонта не только кровли, но и конструкций здания, систем. На момент начала приватизации жилого фонда дома (1992 год) дому уже было 30 лет. Общее собрание жильцов их дома единогласно приняло решение о производстве капитального ремонта дома. Их обращения в 2011, 2012 гг. о необходимости капитального ремонта дома остаются без конкретного решения со стороны администрации Октябрьского района г. Самары, а ООО «Алком» не в состоянии осуществлять капитальный ремонт. Просят обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара включить адрес в титульный список капитального ремонта жилищного фонда Октябрьского района г.о. Самара на 2013 год, разработать соответствующую проектно-сметную документацию и произвести капитальный ремонт дома не позднее I-III квартала 2013 года.
В ходе рассмотрения дела, истцы Макарова О.В., Фейгельман А.М., Бякова Н.А. уточняли исковые требования.
На дата Макарова О.В., Фейгельман А.М., Бякова Н.А. просят обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара внести в титульный список - реестр домов для проведения капитального ремонта жилищного фонда Октябрьского района г.о. Самара на 2013 год, адрес по падрес в г.о. Самара; обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара обратиться в Департамент ЖКХ г.о. Самара с заявлением, необходимой документацией и согласованиями о выделении бюджетных средств на проведение капитального ремонта адрес по падрес в г.о. Самара; обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара произвести капитальный ремонт (кровля, фасад, система холодного водоснабжения, канализация) адрес во II-III квартале 2013 года; обязать Департамент ЖКХ г.о. Самара произвести финансирование капитального ремонта адрес г.о. Самара в сроки достаточные для выполнения ремонтных работ во 2-3 квартале 2013 г. (л.д. 144-147).
На дата Макарова О.В., Фейгельман А.М., Бякова Н.А. просят обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара внести в титульный список - реестр домов для проведения капитального ремонта жилищного фонда Октябрьского района г.о. Самара на 2013 год, адрес в г.о. Самара; обязать Администрацию Октябрьского района г.о. Самара произвести капитальный ремонт адрес по падрес в г.о. Самара во II-III квартале 2013 года, а именно произвести капитальный ремонт: всей кровли дома, фасада дома, систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и электропроводки в местах общего пользования (л.д. 216-221).
В судебном заседании Фейгельман А.М., Макарова О.В. и её представитель – Макаров С.В., действующий по доверенности №... от дата, уточненные на дата исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в последнем уточненном исковом заявлении, просили их удовлетворить. В остальной части требования, заявленные на дата, не поддержали.
Соистец Бякова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие (л.д. 89).
Представитель Администрации г.о. Самары – Потапов Я.Ю., действующий по доверенности №... от дата, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 160-163), в отзыве (л.д. 180-182), а также в возражениях на уточненное исковое заявление (л.д. 184-187).
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара – Андронова А.С., действующая по доверенности №... от дата, разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 164-165). Пояснила, что с 2008 по 2012 год жилой дом, расположенный по адресу: адрес, падрес титульный список на проведение капитального ремонта администрацией Октябрьского района г.о. Самара не включался.
Представитель ООО «АЛКОМ» - Котельникова В.П., действующая по доверенности от дата, в судебном заседании поддержала заявленные истцами требования. Пояснила, что дом, в котором проживают истцы, находится на их обслуживании с 2008 года. Ими периодически выполняются текущие работы в доме, однако на капитальный ремонт денежные средства отсутствуют. Просит иск удовлетворить.
3-е лицо Дорогонова А.Ю. (до заключения брака - Пешкова) в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть без её участия (л.д. 189).
3-и лица Фейгельман О.А., Фейгельман Д.А., Тимофеева Н.В., Пешкова О.Б. представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что следует из справочного листа (л.д. 176), причину неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцы Макарова О.В., Фейгельман А.М., Бякова Н.А. являются собственниками квартир в доме, расположенном по адресу: адрес (л.д. 11,12 156, 193).
Как установлено в судебном заседании, в квартирах, расположенных на 5 этаже указанного дома существуют дефекты кровли, способствующие протеканию жилых и нежилых помещений, которые характерны для всего дома, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается актом Государственной жилищной инспекции Самарской области №... от дата (л.д. 30), актом проверки Государственной жилищной инспекции Самарской области № №... от дата (л.д. 36-38), жалобой о неудовлетворительной работе администрации Октябрьского района, адресованной на имя Губернатора Самарской области (л.д. 24-25), ответом Государственной жилищной инспекции Самарской области от дата (л.д. 28), ответом Государственной жилищной инспекции Самарской области от дата (л.д. 29), ответом Государственной жилищной инспекции Самарской области от дата (л.д. 35), ответом Государственной жилищной инспекции Самарской области от дата (л.д. 40-41).
Истцы в обоснование заявленных требований представили: протокол собрания жильцов многоквартирного дома, письмо от дата №..., письмо от от дата № №..., письмо от дата № №..., письмо от дата №..., письмо от дата №..., письмо от дата № №..., письмо от дата № №..., письмо от дата № №..., акт проверки Государственной жилищной инспекции от дата №№..., строительно-техническую экспертизу от дата №....
Так, из ответа Администрации Октябрьского района г. Самары от дата следует, что вопрос по капитальному ремонту кровли дома № №... по падрес будет рассмотрен при формировании проекта титульного списка капитального ремонта на 2012 год (л.д. 32).
Письмом от дата Администрация Октябрьского района г. Самары сообщает Макаровой О.В. о том, что для внесения подготовки проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли дома в дополнительный список капитального ремонта жилищного фонда Октябрьского района на 2012 год, при условии выделения дополнительных финансовых средств из бюджета городского округа, необходимо обратиться с заявлением к депутату Думы г.о. Самара С.А. Алехину (л.д. 34).
Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самары от дата, обращение Макаровой О.В. направлено в администрацию Октябрьского района г. Самары для внесения жилого адрес в титульный список на капитальный ремонт жилого фонда г.о. Самара (л.д. 26-27).
В соответствии с обращением Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самара от дата, в связи с тем, что адрес жилого дома: падрес отсутствует в титульном списке на капитальный ремонт жилищного фонда Октябрьского района на 2012 год, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самара просит заместителя Главы администрации г.о. Самара – главу администрации Октябрьского района г.о. Самара Волчкову А.А. рассмотреть возможность включения вышеуказанного адреса в титульный список (л.д. 33).
Из письма Администрации Октябрьского района г. Самары от дата следует, что вопрос по разработке ПСД на ремонт кровли дома № №... по падрес будет рассмотрен при формировании титульного списка капитального ремонта жилищного фонда Октябрьского района на 2013 год (л.д. 39).
Протоколом №... собрания жильцов многоквартирного адрес по падрес от дата утвержден большинством голосов вопрос капитального ремонта дома: кровли, фасада, систем водоснабжения, канализации (л.д. 6-10).
Согласно выводам заключению Бюро строительно-технической экспертизы и оценки ИП Носков Д.Ю. по результатам осмотра можно с уверенностью заявить, что ремонтное воздействие на кровлю выполнено не в соответствии с Технологической картой 75-04 ТК и СНиП II-26-76 «Кровли» в части соблюдения выполнения Технологии производства работ. При устройстве кровли обнаружено недостаточное количество клямеров на картинах покрытия из оцинкованного железа, неравномерный свес кровли, недостаточное по высоте примыкание к вентшахтам и негерметизированный край, как следствие появление места попадания осадков. Монтаж картин покрытия кровли выполнен с отступлением от правил формирования фальца, т.е. это явный пример низкоквалифицированного труда рабочих. Вследствие чего при эксплуатации происходит раскрытие фальца и под давлением осадков (например, снега - зимой) влага проникает внутрь чердачного пространства. Выявленные недостатки обнаружены со стороны чердачного помещения и находятся в незначительном удалении друг от друга по всей плоскости покрытия кровли. Ремонтное воздействие на кровлю - значительно, что не выполняется при текущем ремонте. На обследуемой кровле требуется капитальный ремонт с выполнением всех правил при устройстве металлических кровель (л.д. 61-77).
Согласно приложению к заключению Бюро строительно-технической экспертизы и оценки ИП Носков Д.Ю., обследуемое здание в целом находится в неудовлетворительном состоянии, физический износ сооружения близок к 65%. Дальнейшая его эксплуатация без проведения капитальных ремонтов или реконструкции нерациональна. По результатам обследования также можно сделать вывод, что ввиду морального и физического износа целесообразно признать здание подлежащим капитальному ремонту. Моральный износ основных конструкций и инженерных систем здания, т.е. нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами сильно превышен (л.д.44-51)
Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом, при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс РФ.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из смысла указанных норм следует, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов мест общего пользования возлагается на собственников жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, многоквартирный жилой адрес в адрес построен в 1962 году. С момента постройки в указанном доме не производился капитальный ремонт. В течение последних 10 лет в квартирах, расположенных на 5 этажах данного дома систематически протекает крыша, что приводит к пролитию жилых комнат. Указанный дефект кровли приводит также к снижению несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которой существует опасность для пребывания людей в здании, что подтверждается вышеуказанным заключением Бюро строительно-технической экспертизы и оценки ИП Носкова Д.Ю.
Согласно п. 1 ст. 25 Устава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара является исполнительно - распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от дата №..., Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
П. 3.11. Положения установлено, что Департамент осуществляет планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основании предложений территориальных органов Администрации городского округа Самара.
По информации Департамента, заявка на включение многоквартирного адрес по проспекту адрес в городе Самаре от Администрации Октябрьского района городского округа Самара не поступала.
Таким образом, при поступлении в Департамент заявки от Администрации Октябрьского района городского округа Самара на включение указанного объекта в титульный список на капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства Департамент сможет планировать объем бюджетных ассигнований на 2013 год с учетом объема денежных средств необходимых для проведения ремонтных работ в обозначенном доме.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание, что с момента постройки в указанном доме не производился капитальный ремонт, в течение последних 10 лет в квартирах, расположенных на 5 этажах вышеуказанного дома систематически протекает крыша, что приводит к пролитию жилых комнат, а также то, что указанный дефект кровли приводит к снижению несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которой существует опасность для пребывания людей в здании, принимая во внимание выводы заключения Бюро строительно-технической экспертизы и оценки ИП Носкова Д.Ю. о том, что кровле дома требуется капитальный ремонт с выполнением всех правил при устройстве металлических кровель, учитывая, что доказательств того, что Администрацией Октябрьского района г. Самары до приватизации жилых помещений в данном доме был произведен ремонт, не представлено, а также, что обязательства ответчика возникли до передачи в собственность истцам жилых помещений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Макаровой О.В., Фейгельмана А.М., Бяковой Н.А. об обязании Администрации Октябрьского района г.о. Самары включить в титульный список на капитальный ремонт жилищного фонда на 2013 год объект жилищно-коммунального хозяйства – адрес по падрес в г.о. Самара. Кроме того, суд также учитывает и то, что необходимость включения жилого дома в титульный список жилого дома, ответчиком и не оспаривается. Для надлежащего исполнения решения суда в этой части, суд считает необходимым указать также и на обязанность администрации района направить данный список в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара для планирования бюджетных ассигнований на 2013 год с учетом объема денежных средств необходимых для проведения ремонтных работ в указанном доме.
Доводы же Администрации Октябрьского района г. Самары о том, что со стороны администрации были приняты все меры в пределах компетенции и адрес по падрес неоднократно включался ими в проект титульного списка объектов, подлежащих капитальному ремонту, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Представителю ответчика разъяснялись положения ч.1 ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако Администрация Октябрьского района г. Самары не представила суду доказательств того, что адрес по падрес неоднократно включался в титульный список объектов, подлежащих капитальному ремонту. Напротив, из информации Департамента жилищного-коммунального хозяйства следует, что с 2008 по 2012 год вышеуказанный жилой дом в титульный список на проведение капитального ремонта администрацией района не включался. Кроме того, из представленного истцами ходатайства депутата по округу №... Думы г.о. Самара Федорова М.А. от дата следует, что Администрация Октябрьского района не согласовывала с депутатами вопрос о капремонте этого дома, не предлагала данный адрес в формируемый ею титульный список на капитальный ремонт (л.д. 214-215).
Требования истцов об обязании Администрации Октябрьского района г.о. Самара произвести капитальный ремонт адрес по падрес в г.о. Самара во II-III квартале 2013 года, а именно произвести капитальный ремонт: всей кровли дома, фасада дома, систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и электропроводки в местах общего пользования удовлетворению не подлежат, поскольку в своей деятельности администрация района руководствуется «Положением о территориальных органах Администрации г.о. Самара», утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 31.05.2007 № 435 в соответствии с которым, проведение капитального ремонта многоквартирных домов не входит в круг полномочий администрации района. Кроме того, в силу заключенных договоров с собственниками квартир на ООО «АЛКОМ», как на управляющей компании, лежит обязанность выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 236-256).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2013 ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 2013 ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 18.12.2012░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░: