Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 04 мая 2023 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Немродова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1481/2023 по административному иску руководителя отдела полиции
№ Управления МВД России по <адрес> об установлении дополнительных ограничений лицу, в отношении которого установлен административный надзор, Фомина В. Н., <дата> года рождения,
у с т а н о в и л:
Руководитель ОП № УМВД России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении дополнительных ограничений лицу, в отношении которого установлен административный надзор, осужденного Фомина В.Н..
В обоснование заявленных требований истец указал, что Фомин В.Н. был осужден приговором Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> по части 3 статьи 134 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
По апелляционному постановлению Самарского областного суда от <дата> Фомин В.Н. переведен для отбывания наказания в колонию поселения на неотбытый срок 1 год 4 месяца.
По постановлению Советского районного суда <адрес> от <дата> Фомин В.Н. освобожден условно-досрочно от наказания сроком на 02 месяца 07 дней.
С <дата> по <дата> Фомин В.Н. состоял на профилактическом учете по категории УДО в филиале по <адрес> в ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>.
На основании решения Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> в отношении Фомина В.Н. установлен административный надзор сроком на 8 лет, с ограничениями: являться 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запретить выезд за переделы территории <адрес>.
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> установлены дополнительные ограничения: обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
После установления административного надзора и установления дополнительных ограничений Фомин В.Н. неоднократно (4 раза) привлекался к административной ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ №64-ФЗ от <дата> и установленных судом ограничений, по статье 20.25 части 1 КоАП РФ от <дата>, по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ от <дата> по части 3 статьи статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>, по части 3 статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>.
По месту жительства Фомин В.Н. характеризуется неудовлетворительно, склонен к нарушению ограничений, установленных в отношении него судом, официально не трудоустроен.
Административный истец, ссылаясь на изложенные обстоятельства и руководствуясь частью 3 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ, просит установить в отношении Фомина В.Н. дополнительные ограничения и обязанности: являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 3 (три) раза в месяц, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток за исключением случаев, связанных с работой, запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
Представитель ОП № УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 32).
В судебном заседании ответчик Фомин В.Н. не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно указал о нежелании участвовать в судебном заседании, письменных возражений и ходатайств суду не представил, с административным иском согласен (л.д. 31).
В соответствии с положением статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, разъяснений в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не признание обязательным участия в судебном заседании административного истца и ответчика, отсутствие ходатайств о личном участии осужденного при рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствии неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив и проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к слудующему выводу.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 этого Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Закона об административном надзоре.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу) (пункт 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (пункт 29 поименованного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15, при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, соответствующих административных правонарушений надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений.
Если лицо освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, такое правонарушение не учитывается при решении вопроса об установлении или продлении административного надзора, а также о дополнении ранее установленных административных ограничений (статья 2.9 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что приговором Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> Фомин В.Н. осужден по части 3 статьи 134 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 8-13).
Постановлением Советского районного суда <адрес> от <дата> Фомин В.Н. освобожден условно-досрочно от наказания, назначенного ему приговором Красноглинского районного суда <адрес> от <дата>, на неотбытый срок 2 месяца
7 дней (л.д. 14-158).
<дата> Фомин В.Н. освобожден из ФКУ КП-27 УФСИН России по <адрес> (л.д. 28).
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> в отношении Фомина В.Н. установлен административный надзор сроком на 8 лет с ограничениями:
- являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
- запретить выезд за пределы территории <адрес> (л.д. 16-18).
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> установлены дополнительные ограничения: обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (л.д. 19-20).
Основанием для обращения административного истца в суд с требованиями об установлении Фомину В.Н. дополнительных административных ограничений в виде дополнительной обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 3 (три) раза в месяц, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток за исключением случаев, связанных с работой, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции послужило совершение административным ответчиком 4 административных правонарушений против порядка управления, что подтверждается постановлениями по делам об административных правонарушениях по статье 20.25 части 1 КоАП РФ от <дата>, по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ от <дата>, по части 3 статьи статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>, по части 3 статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>.
Однако судом установлено, что привлечение Фомина В.Н. к административной ответственности по статье 20.25 части 1 КоАП РФ от <дата> было учтено при вынесении решения Красноглинского районного суда <адрес> от <дата>.
Доказательств привлечения Фомина В.Н. к административной ответственности с назначением наказания за совершение правонарушений, предусмотренных часть 3 статьи статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>, частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ от <дата>, суду не представлено.
Согласно характеристике УУП ОУУП и ПДН ОП № УМВД России
по <адрес> осужденный Фомин В.Н. характеризуется неудовлетворительно, склонен к нарушению ограничений, установленных в отношении него судом, официально не трудоустроен.
Сведений о привлечении Фомина В.Н. к административной ответственности за совершение иных администраивных правонарушений в материалах дела не имеется.
Поскольку на момент вынесения решения Фомин В.Н. считается подвергнутым наказанию только по одному административному правонарушению, правовых оснований для установления в отношении него дополнительных ограничений не имеется.
Таким образом, дополнительные административные ограничения в отношении Фомина В.Н. не являются необходимыми и обоснованными, не отвечают в данном случае цели предупреждения совершения поднадзорным новых преступлений и других правонарушений.
Обязанность доказывания таких обстоятельств, с которыми закон связывает возможность установления дополнительных видов административных ограничений лицу, осовобожденному из мест лишения свободы, ложится на орган, осуществляющий административный надзор.
При этом решение об отказе в удовлетворении требований отдела полиции № Управления МВД России по <адрес> об установлении дополнительных ограничений административного надзора не препятствует реализации органом, исполняющим административный надзор, возложенных на него задач, в том числе, путем обращения в суд при наличии изменений в сведениях, характеризующих личность Флмина В.Н., а также сведений о несоблюдении им установленных административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск руководителя отдела полиции № Управления МВД России по <адрес> об установлении дополнительных ограничений лицу, в отношении которого установлен административный надзор, Фомину В. Н., <дата> года рождения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий Арефьева Н.В.
Копия верна.